Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года. Обзор нового закона «О полиции», вступающего в силу 1 марта 2011 года. Часть 1.

Госдума поддержала в первом чтении законопроект о расширении полномочий полиции.

Теперь у служителей закона и порядка будет больше поводов открыть огонь, полиция сможет вскрывать машины при угрозе жизни гражданина, при массовых беспорядках, чрезвычайных ситуациях, угрозе теракта, для пресечения преступления и задержания. Полицейские будут оцеплять жилые помещения и другие объекты, а на оцепленной территории проводить осмотры граждан, их личных вещей и транспортных средств.

О том, насколько нововведения вступают в конфликт с правами человека и конституционными свободами гражданина РФ, мы поговорили с адвокатом, общественным деятелем Иваном Мироновым, в беседе с Накануне.RU он предположил, что законопроект вводится из-за опасений власти по поводу грядущих протестов.

Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года. Обзор нового закона

— Как относитесь к законопроекту, расширяющему права и полномочия полиции?

Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года. Обзор нового закона — Вполне себе логичный закон. То есть, если кто-то думает, что у рядового сотрудника полиции в голове уместился Уголовный кодекс, Административный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, а еще закон «О полиции» — то глубоко ошибается. Нередко у рядового сотрудника полиции в голове две лампочки — зеленая и красная, «можно» и «нельзя». Когда, вроде, как бы можно, а, вроде бы, есть ограничения в законе — сотрудника начинает «троить». Этот закон и должен был снять вот эту некую двойственность между тем, что сотрудник полиции может, и тем, что прописано в законодательных актах. Теперь, в принципе, наконец-то можно все, и сотрудников полиции «клинить» по таким мелочам не будет.

— То есть что теперь изменится, в принципе?

— Теперь он может входить куда хочет практически без оснований, а основания какие есть — по сообщениям о возможном преступлении, или если это место как-то может быть связано с событиями преступления. Теперь полицейский может обыскивать кого хочет, как он хочет, тоже особо не вдаваясь в доводы и в основания. Он может стрелять, да, если есть угроза нападения.

— А с чем это все связано?

— Государство дальновидное, оно научилось предугадывать многие события и ход исторического развития нашей великой страны, и все понимают, что события, которые мы наблюдали в Белоруссии, на Украине, могут не обойти стороной РФ, поэтому надо быть загодя готовым. Идет подготовка в виде создания нормативной базы для подавления мятежей, восстаний и всяких протестов, инициированных левыми силами.

— А не станет ли сейчас это полем для злоупотреблений?

— Конечно станет! Но кого это сейчас волнует? Все эти нововведения рассчитаны на то, что уже все сотрудники полиции в России честны, идеальны и во всех своих действиях руководствуются только справедливостью, здравым смыслом и защитой граждан. Но, естественно, если у нас контингент окажется немножко другим, то это, наверное, спровоцирует волну полицейского беспредела.

Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года. Обзор нового закона

— Вообще сам по себе законопроект не содержит ли в себе каких-то явных противоречий с правами человека, конституционными правами гражданина РФ?

— Какая Конституция, какие права? Конечно, это все нарушает — и право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, и все остальное. Фактически, такое расширение полномочий объяснимо и возможно в военное время, если вводят режим военного положения.

Если бы у нас был сейчас 1941 год, Москва находилась бы в осаде, по улицам бегали бы шайки диверсантов, то тогда да, это объяснимо, это понятно.

Может быть, мы что-то не знаем? Может, у нас уже предвоенное состояние, и поэтому мы вводим все эти необходимые меры?

— Мы видим, что в США происходит, когда полиция стреляет по гражданам, несколько месяцев назад из-за этого начались крупные протесты.

— Я думаю, у нас все это будет, только протестов не будет таких, как в Америке. Разве могут у нас быть протесты по поводу того, что там сотрудник полиции кого-то застрелил? Конечно, все вот такие «перегибы» неизбежны. Это при том, что у американской полиции есть гораздо больше ограничений, чем теперь у нашей.

Потому что у наших сейчас их нет практически. Можно применять оружие при угрозе нападения, например. Угрозе! Не нападении, не для защиты своей жизни, здоровья или защиты жизни и здоровья своих коллег, а «при угрозе».

Под угрозу можно подвести все что угодно — «он стоял рядом, от него исходила угроза, я ее почувствовал».

— Или не так посмотрел?

— Да! То есть каждый беспредел сотрудников полиции теперь можно будет юридически оправдать, и доказать вину будет практически невозможно. Вот что важно. Теперь можно любой личный досмотр или досмотр транспортного средства оправдать тем, что есть подозрение, что там могут находиться предметы кражи.

Ну, что это за бред? То есть теперь не нужно никаких нормативов в принципе, процессуальных документов для того, чтобы это сделать, не нужно ничего! Всегда можно оговориться каким-то анонимным сообщением и сделать с человеком, с имуществом человека и с его жилищем что угодно.

Да, там речь идет не об обыске, а осмотре вещей фактически безосновательно, но вот эта грань между обыском и осмотром — ее практически не существует. Есть просто определенные процессуальные нюансы.

— Такое ужесточение в США произошло после 11 сентября, а у нас, грубо говоря, «с чего баня упала»? И почему общество не возмущается?

— Общество у нас давно ничем не удивишь, оно не подает голоса или его голос настолько тонок и тих, что просто никто не слышит. Почему это происходит сейчас — мы готовимся к тем событиям, которые будут неизбежно. Потому что первое, конечно, у нас будет обострение недовольства экономической ситуацией в нашей стране.

2021 год будет очень тяжелый, все это понимают, к этому готовятся. Если сейчас уже вводится массовая вакцинация от коронавируса, вряд ли мы будем наблюдать очереди страждущих во всех регионах, которые пожелают себе «ширнуть» непроверенное еще лекарство, могут быть массовые протесты.

Соответственно, власть просто обеспокоена защитой своих интересов.

— Транзит власти, опять же?

— Да, транзит власти. И власть будет бороться за существование действующего строя и режима. Поэтому все риски учитываются и накладываются — и появляется подобный закон.

Пять лет назад Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О полиции"

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 февраля исполнилось пять лет с подписания президентом РФ Дмитрием Медведевым федерального закона «О полиции», в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел (МВД) РФ.

Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года. Обзор нового закона

Предпосылки для реформы

После вызвавшего сильный общественный резонанс преступления майора милиции Дениса Евсюкова (в апреле 2009 г.

в Москве он расстрелял посетителей супермаркета) российские власти приняли решение о необходимости реформирования министерства внутренних дел (МВД) РФ для повышения доверия граждан к правоохранительным органам. 24 декабря 2009 г.

президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а 18 февраля 2010 г. — указ «О некоторых мерах по реформированию МВД России».

Документы предусматривали сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников МВД на 20%; увеличение денежного довольствия сотрудников милиции, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел; исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций и др.

Также президент поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и Ассоциации юристов России внести предложения по реформе МВД. В начале 2010 г.

такие предложения были представлены главе государства, который взял реформу под личный контроль и поручил правительству разработать новую редакцию федерального закона (ФЗ) «О милиции», регулирующего деятельность правоохранительных органов. 6 августа 2010 г.

президент Дмитрий Медведев выступил с предложением вернуть милиции название «полиция», существовавшее в досоветский период. В августе проект ФЗ «О полиции» прошел общественное обсуждение на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru, 28 января 2011 г. он был принят Госдумой, 2 февраля одобрен Советом Федерации, после чего был подписан Дмитрием Медведевым 7 февраля и вступил в силу 1 марта 2011 г.

Закон «О полиции»

Документ закрепил переименование милиции в полицию и усиление общественного контроля над ведомством. Законом была установлена предельная численность личного состава органов внутренних дел к 2012 г. — 1 млн 106 тыс. 472 человека (сокращение на 22% по сравнению с численностью сотрудников дореформенного МВД — 1,28 млн человек).

С 1 марта милиционеры выводились за штат министерства для последующего прохождения переаттестации в срок до 1 июня 2011 г. (позднее продлен до 1 августа того же года).

Переаттестацию прошли 875,3 тыс. бывших милиционеров, включая министра Рашида Нургалиева. В ходе реформы своих постов лишились 183 тыс. сотрудников МВД, в том числе около половины генералов (143). Еще 21 генерал не прошел аттестацию.

Часть функций милиции была передана другим ведомствам — так, полиция перестала заниматься административным выдворением нелегальных мигрантов, организацией работы медицинских вытрезвителей, конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО, розыском должников, формированием и ведением реестра лиц, которым запрещено заниматься определенной деятельностью.

Закон потребовал от сотрудника полиции при общении с гражданином не только называть свои должность, звание, фамилию и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, но и сообщать причину и цель обращения, а в случае применения мер ограничения права и свободы гражданина — разъяснить тому причину и основания применения мер, а также его права и обязанности.

Последующая практика показала, что сотрудникам полиции трудно выполнять данные требования в ситуациях, когда ведется преследование преступника или в ходе массовых беспорядков. В апреле 2014 г.

организация «Офицеры России» направила спикеру Госдумы Сергею Нарышкину предложение внести изменения в закон «О полиции», которые бы позволили полицейским отходить от этих требований, когда они «заведомо невыполнимы».

С 1 января 2012 г. символика российской милиции стала недействительной. Российские полицейские получили новую форму и обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Впоследствии общественные активисты и представители СМИ неоднократно фиксировали случаи, когда полицейские прятали или отказывались предъявлять свои жетоны.

Читайте также:  Знаки пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, ограничение минимальной скорости

Дальнейшие изменения законодательной базы

23 мая 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. До 1 сентября 2011 г.

МВД совместно с полномочными представителями президента в федеральных округах и руководителями регионов образовали при территориальных органах МВД общественные советы (совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер).

Советы могут получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий.

19 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а 30 ноября 2011 г.

— федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Эти документы развивали положения ФЗ «О полиции» в области денежного довольствия, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также иных особых социальных гарантий.

Критика реформы

Вскоре после завершения основного этапа реформы она была подвергнута критике. Так, в мае 2012 г. заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что реформа из-за отсутствия четкой концепции не повысила качества работы правоохранительных органов и ухудшила ситуацию в них.

В первую очередь Хинштейн и другие критики обратили внимание, что, несмотря на идею реформы, которая предполагала сокращение избыточного руководящего состава и центрального аппарата, увольнения коснулись, в основном, «полевых» сотрудников.

По данным Хинштейна, подразделения по делам несовершеннолетних были сокращены в целом по МВД на 28,9%, строевые подразделения патрульно-постовой службы на 24,6%, вневедомственная охрана — на 22,3%, ГИБДД — на 20,7%, уголовный розыск — на 19,3%.

При этом кадровые подразделения сократились на 17,5%, правовые — на 9,8%, штабные — на 21,6%., а штатные оркестры, студии, ансамбли танца решено было оставить.

Также Хинштейном и другими критиками отмечалось, что в ходе реформы были ликвидированы 6 из 23 вузов МВД, все средние специальные школы милиции, разорвалась существующая система вертикальной подчиненности полицейского управления.

Отмечались негативные последствия принятого еще в 2008 г. решения об упразднении подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Также, по мнению Хинштейна, повышение заработных плат было нивелировано последовавшей «монетизацией» льгот.

30 октября 2013 г. в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал, что в рамках реформы, «результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты». При этом он добавил, что министерство «старается исправить недостатки».

Глава МВД сетовал на острую нехватку участковых и постовых, но сообщил о победе над текучкой кадров: по его словам, в 2013 г. впервые за последние годы количество принятых на работу сотрудников превысило число уволенных. Некоторые части реформы были пересмотрены: так, в 2012 г.

были вновь созданы «подразделения по вытрезвлению граждан».

Дальнейшие преобразования

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин незначительно увеличил предельную штатную численность МВД до 1 млн 113 тыс. человек.

13 июля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении общей численности органов внутренних дел на 10%, до 1 млн 3 тыс. 172 человек. План по сокращениям подготовил глава МВД Владимир Колокольцев, который в интервью СМИ подчеркнул, что «с учетом негативного опыта реформирования 2010 г.

» под сокращение в этот раз не попали оперуполномоченные, участковые, сотрудники патрульно- постовой и дорожно-патрульной служб. Более 43 тыс. из 110 тыс. сокращаемых пришлось на вневедомственную охрану. С 1 ноября 2015 г. из 3,5 тыс.

стационарных постов главного управления вневедомственной охраны осталось только 282, большинство объектов перешли под охрану государственного предприятия «Охрана».

Источник ТАСС

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции»

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 1 марта вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Данный закон был принят в целях упразднения милиции и создания вместо нее правоохранительной структуры с новым названием и аналогичными обязанностями и полномочиями.

При этом основные положения закона, регулирующего деятельность милиции[1],  были перенесены в новый закон.

Можно отметить следующие полномочия полиции, закрепленные во вступившем в силу законе:

1. В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, полиция имеет право:

1) вызывать граждан и должностных лиц и получать от них необходимые объяснения, получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан необходимые сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции») Комментарий Пепеляев Групп: Милиция имела тот же объем прав, которые были закреплены в пунктах 3, 4 и 30 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции».

2) при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма воспроизводит содержание пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», который предоставлял милиции аналогичные права.

3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан (п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма предоставляет полиции существенно больший объем полномочий по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения организаций, ознакомлению с их документами, чем тот, который имелся у милиции.

В тексте закона «О полиции» не раскрывается, что конкретно понимается под правом сотрудников полиции посещать организации.

Можно предположить, что обладая правом беспрепятственного прохода, сотрудники полиции смогут беспрепятственно передвигаться по территории и помещениям организации.

Таким образом, право на посещение организации может предполагать право сотрудников полиции на осмотр ее территории и помещений.

Важно отметить, что в отличие от правил осмотра, установленных процессуальным законодательством (ст. 27.8 КоАП РФ, ст. 177 УПК РФ), Федеральный закон «О полиции» не предполагает участие в осмотре представителя организации и понятых.

При этом полиция будет иметь данные полномочия по всем без исключения делам, находящимся в ее производстве, в том числе и при рассмотрении сообщений о происшествиях, не имеющих признаков преступления или административного правонарушения.

2. Полиции перешли полномочия милиции по участию в налоговых проверках по запросам налоговых органов и получению сведений, составляющих налоговую тайну (п.п. 28, 29 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Аналогичные права милиции были закреплены в п.п. 33, 34 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции».

3. Статья 15 Федерального закона «О полиции» регламентирует условия и порядок проникновения сотрудников полиции в жилые помещения. В соответствии с частью 3 данной статьи проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается в следующих случаях:

  • 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления;
  • 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае вхождения в жилое помещение в течение 24 часов должен быть письменно уведомлен прокурор (ч. 7 ст.15 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма закона «О полиции» в целом (п.п. 1-3) повторяет содержание пункта 18 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции», который предусматривал возможность беспрепятственного вхождения сотрудников правоохранительных органов в случае экстренных и чрезвычайных ситуаций.

Установление обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст.15 ФЗ «О полиции») не относится к таким ситуациям, и включение этого обстоятельства в данный перечень представляется неоправданным.

Тем более, что вхождение сотрудников правоохранительных органов в жилые помещения при расследовании преступлений возможно только с санкции суда.

Рекомендации

1.

При исполнении требований полиции о предоставлении сведений и документов необходимо учитывать положения части 4 статьи 13 ФЗ «О полиции», которой установлено, что требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 статьи 13 данного закона, обязательны для исполнения в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца с момента  его вручения.

2.

Поскольку из пункта 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» следует, что указанные в нем права появляются у сотрудников полиции только в связи с находящимися в производстве полиции уголовными делами и делами об административных правонарушениях, а также проведением полицией проверки сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, сотрудник полиции, желающий посетить организацию, должен подтвердить эти обстоятельства. Полагаем, что в соответствии с частью 3 статьи 13 ФЗ «О полиции» порядок реализации данных прав полиции будет утвержден Министерством внутренних дел РФ после вступления в силу данного закона.

До издания МВД РФ такого нормативного акта полагаем правильным просить сотрудника полиции предъявить не только служебное удостоверение, но и документ, подтверждающий, что его действия соответствуют целям, указанным в пункте 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» (например постановление или распоряжение о проведении осмотра).

В случае отсутствия такого документа предлагаем уточнять полномочия и задачу сотрудника полиции у непосредственного руководства данного сотрудника по телефону.

[1] Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» 

Читайте также:  Что такое хэтчбек? Типы кузовов автомобилей: седан, хетчбэк, универсал, внедорожник.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Александру Курилову, Адвокату, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

 в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

1 марта вступил в силу закон «О полиции»

* * *

Д.Медведев: Сегодня вступает в силу закон «О полиции». Я надеюсь, что все службы подготовились к вступлению в силу этого фундаментального документа, который определяет статус органов полиции, определяет то, как будет жить МВД в ближайшие годы.

Для того чтобы закон начал работать, необходимо было подписать целую серию указов. Хотел бы проинформировать Вас, что я эти указы подписал.

Речь идёт о семи указах, каждый из которых имеет непосредственное отношение к деятельности Министерства внутренних дел и организации полиции.

Первый Указ так и называется – «Вопросы организации полиции». Он определяет то, какие службы, подразделения и другие структуры полиции какие ведут дела, то есть определяет подразделения, на которые возлагаются основные функции полиции.

Второй документ, мною подписанный, – это общий документ, в котором утверждаются положение о Министерстве внутренних дел и структура центрального аппарата. Указ называется «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Естественно, что положение о Министерстве переработано с учётом вступления в законную силу закона «О полиции», как и структура центрального аппарата.

Надеюсь, что она будет разумной, компактной и в то же время будет обеспечивать эффективное руководство органами внутренних дел включая полицию.

Третий документ, который я подписал, утверждает типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел [Указ «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»], то есть определяет положение о главном управлении внутренних дел или министерстве на территории наших республик и соответственно даёт определение всем их функциям, задачам, правам и обязанностям.

Ещё одним Указом установлена очень важная процедура, а именно процедура внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел [Указ «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»]. В соответствии со статьёй 54 закона «О полиции» должна быть проведена аттестация.

Для этого образуется Комиссия при Президенте по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, которые будут претендовать на замещение должностей высшего начальствующего состава. Руководить этой комиссией будет Руководитель Администрации [Сергей Нарышкин].

Естественно, все результаты будут доложены мне, и финальное решение, то есть подписание соответствующих указов, будет осуществлено Президентом Российской Федерации.

В то же время необходимо организовать работу с кандидатурами. На Вас возлагается обязанность до 15 марта представить кандидатуры на должности, которые подлежат замещению, и до 1 июня обеспечить проведение общей внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, которые претендуют на замещение иных должностей в этих органах, то есть не высших начальников, а всех иных должностей.

Это очень важная процедура. Мы с Вами договаривались о том, что в результате аттестации все, кто зарекомендовал себя в качестве добросовестных сотрудников органов внутренних дел, бывшей милиции, перейдут на службу в полицию.

Все, кто не выдержит испытание аттестацией, все, в отношении кого есть сомнения или достаточные данные полагать, что это не его работа (я уже не говорю о более серьёзных сомнениях, включая нарушения и ведущиеся дисциплинарные разбирательства), не должны быть зачислены в штат органов полиции и соответственно Министерства внутренних дел.

Сегодня вступает в силу закон «О полиции». Надеюсь, что все службы подготовились к вступлению в силу этого фундаментального документа, который определяет статус органов полиции, определяет то, как будет жить МВД в ближайшие годы. Для того чтобы закон начал работать, необходимо было подписать целую серию указов.

Я надеюсь, что в результате аттестации мы сможем создать более эффективную, более современную, более внимательную к потребностям граждан структуру правоохранительной деятельности.

Я надеюсь, что все, кто перейдёт на работу в полицию, будут добросовестно относиться к своим обязанностям, полагая, что высшим законом для них является защита интересов граждан, защита интересов всей нашей страны, нашего государства.

Поэтому соблюдение неотъемлемых прав и свобод граждан является святой обязанностью сотрудников органов полиции.

В то же время круг задач остаётся в значительной мере прежним: это и расследование преступлений, и контроль за соблюдением общественного порядка, и осуществление миграционного учёта. Все эти обязанности остаются естественными обязанностями Министерства внутренних дел и его структурных подразделений.

Поэтому в структуре, которая также мною утверждена, выделяется несколько блоков, которые будут заниматься соответствующими видами деятельности: это и полицейский блок, и блок, который связан с осуществлением следственных функций в Министерстве внутренних дел и прочими составляющими работы Министерства.

Я также подписал Указ, который утверждает перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, в Федеральной миграционной службе и других структурах [Указ «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий»]. Выше этих параметров подниматься нельзя.

Точно также мною подписан Указ «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации».

С 1 января 2012 года предельная штатная численность органов внутренних дел, которая финансируется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, составляет 1 миллион 106 тысяч 472 единицы.

Это с учётом сокращений, которые вытекают из одного из моих прежних указов, посвящённых преобразованиям в Министерстве внутренних дел.

И, наконец, один из указов касается признания утратившими силу тех документов, которыми ранее регламентировались эти вопросы.

Солидный пакет документов. Но дело не в нём. Ещё раз: главная задача в том, чтобы работа органов полиции строилась на основании нового закона, в полной мере соответствовала Конституции, в полной мере соответствовала тем задачам, которые стоят перед Министерством внутренних дел и соответствующими полицейскими подразделениями МВД.

Р.Нургалиев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Для нас это действительно очень серьёзный шаг, потому что мы действительно должны наряду с преобразованиями и в соответствии с законом «О полиции» защищать права и свободы наших граждан, должны отстаивать интересы внутренней безопасности страны. Мы это будем делать. Заверяю Вас, что всё, что сегодня утверждено указами, будет направлено на благо и защиту интересов наших граждан и обеспечение безопасности страны.

Д.Медведев: Работайте.

Федеральный закон «О полиции» — это… Что такое Федеральный закон «О полиции»?

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» — Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

Обсуждение проекта закона

Общественное обсуждение законопроекта было организовано в Интернете по инициативе президента РФ Д. А. Медведева[1]. Проект был опубликован на сайте zakonoproekt2010.

ru 7 августа 2010 года и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть из которых была учтена при работе над текстом будущего закона[2].

На более широкое обсуждение законопроекта, по мнению ряда критиков, был наложен негласный запрет[3][4][5][6][7].

Принятие закона

Законопроект был внесён на рассмотрение в Государственную думу 27 октября 2010 года[8]. 10 декабря депутатами Государственной Думы в первом чтении закон был принят[9]. 28 января 2011 года он был принят во II и III чтениях. Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года. 7 февраля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О полиции»[10].

Содержание

Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан»[11].

В отличие от закона «О милиции» в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД. По словам президента, должен появиться отдельный закон о социальной защите[11].

Реализация закона

Закон предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел, которая началась 1 марта 2011 года и должна была закончиться 1 мая 2011 года[12]. Но Президент РФ Д. А.

 Медведев подписал указ о продлении сроков переаттестации, и теперь она должна быть завершена 1 августа 2011 года[13]. Переаттестация сотрудников началась с руководителей центрального аппарата и территориальных органов МВД, а затем её начал проходить и личный состав.

Сотрудники не прошедшие аттестацию или отказавшиеся от продолжения службы, были уволены из рядов МВД.

Дискуссия о переименовании

6 августа 2010 года Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию.[11] По мнению Медведева, полиция ассоциируется с профессиональными людьми, «которые работают эффективно, честно, слаженно».[11]

Противники переименования считают, что предлагаемое название имеет негативную коннотацию, напоминая опыт времён Великой Отечественной войны. Так, член Совета Федерации Анатолий Лысков выразил опасение, что сотрудников полиции население будет называть «полицаями».[14]

По данным опроса ФОМ 14—15 августа 2010 года, 52 % респондентов с безразличием отнеслись к идее переименовать милицию в полицию, 33 % — отрицательно и 11 % — положительно.[15]

13 декабря 2010 года думская фракция КПРФ внесла в текст закона 284 поправки, которые направлены на отказ от переименования.

[16] Член фракции Андрей Андреев обобщил аргументы против переименования: ассоциации с «полицаями», финансовые затраты, отрицательное мнение избирателей, сомнение в исчезновении коррупции после переименования.

[16][17] Впрочем, поправки не прошли, но коммунисты еще несколько раз пытались отстоять название «милиция»[источник не указан 594 дня].

Примечания

Господа полицейские, милиции больше нет: 1 марта 2011 года в России вступает в силу закон «О полиции»

Сегодня, 1 марта 2011 года, прекращает свое существование милиция – вступает в силу Федеральный закон «О полиции». Сотрудники МВД – в растерянности. Документ есть, а конкретных распоряжений нет. Что из себя будет представлять новая структура – до конца не понятно.

«Структура еще не готова. Пока ответа на вопрос, что из себя будет представлять полиция, нет. Ясно одно, что без полиции или без милиции граждане не останутся. Народ защищать кому-то надо в любом случае», – рассказал первый заместитель начальника ГУВД области Александр Леонович на коллегии в следственном управлении Челябинской области.

Действительно, никаких обещанных кардинальных изменений в работе сотрудников ГУВД Челябинской области в 2011 году не будет. Старой останутся даже форма и вывески на зданиях ОВД.

Читайте также:  Транспортный налог не отображается в личном кабинете налогоплательщика

«Форма останется старой. Но ведь главное не форма, а содержание. Название пока тоже меняться не будет. Пока из МВД не поступало конкретных указаний, как именно она будет проходить», – рассказал Владимир Скалунов.

Закон начнет действовать только внутри самой структуры – в частности, начинается переаттестация сотрудников и продолжается сокращение штата.

Повышение зарплат полицейских чуть ли не в три раза, как оговаривается в законе, также пока не произойдет. В июле 2011 года будет плановое небольшое увеличение заработной платы. Остальное ожидается в 2012 году.

Открытым остается и вопрос обращения к сотруднику новой структуры. Министр МВД Рашид Нургалиев отметил, что сформировать обращение должно общество. «Господин полицейский» – лишь один из вариантов. «Предлагая такую форму обращения, я озвучил лишь один из вариантов, принятый в других странах. Не более того.

Как должен гражданин обращаться к сотруднику полиции – у нас в стране это не регламентируется ни одним нормативным актом. Принятое сегодня «товарищ милиционер» – это не кем-то навязанное обращение, а просто исторически устоявшаяся форма. Общество само так решило. Поэтому и ответить на вопрос, как обращаться на улице к сотруднику полиции, должно также общество.

Каждый конкретный гражданин должен это определить для себя сам», – говорит министр в интервью на сайте МВД РФ.

Напомним, закон «О полиции» заменяет собой закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствуют в действующем законе «О милиции»: статью 8 «Об открытости и публичности» и статью 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

С предложением переименовать милицию в полицию выступил президент РФ Дмитрий Медведев, который отметил, что по его мнению, полиция ассоциируется с профессиональными людьми, «которые работают эффективно, честно, слаженно».

Марина Малкова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Новое в законе о полиции. Развенчиваем мифы

Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в Федеральный закон «О полиции». Законопроект расширяет полномочия сотрудников правоохранительных органов и должен освободить их от преследования за совершенные действия.

Эта новость вызвала резонанс со стороны общественности.

Граждане всерьез опасаются, что за счет предоставленных полномочий их права будут ущемлены и нарушены, а правоохранители будут всячески злоупотреблять должностными полномочиями, беспричинно избивать, по своему усмотрению стрелять в людей и так далее.

  • Давайте разберемся, так ли это, какие конкретно полномочия появятся у полицейских, действительно ли законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан.
  • Поговорим о конкретных полномочиях
  • В случае вступления закона в силу, у полицейских помимо всего прочего появится ряд дополнительных полномочий:

1. Право на применение оружия по своему усмотрению

Это возможно лишь в том случае, если преследуемый человек попытается не только прикоснуться к оружию, но и его действия будут расценены как угроза нападения. Давайте рассуждать. Чем руководствовались сторонники законопроекта? Очевидно, что опытом наших зарубежных соседей.

Но все мы при этом видим, чем чаще всего заканчиваются ситуации, когда полицейские свободно используют оружие — это протесты и скандалы.

Да и у нас в стране относительно свободное применение оружия может стать «почвой» для различного рода злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников МВД.

2. Право на вскрытие транспортного средства

Вскрыть автомобиль можно будет лишь в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность, а также в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершающее (или уже совершившее) преступление, или, например, для обеспечения безопасности окружающих при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. Причем ответственность за причиненный вред полицейский нести не будет. Кроме того, ваше авто могут на вполне законных основаниях вскрыть без вашего присутствия, но в течение суток вас должны об этом проинформировать.

И об этом полномочии сложилось двойственное впечатление. Здесь совершенно справедливо возникает логичный вопрос: а на каком основании (без разрешения и ордера) сотрудник полиции (просто потому что ему так показалось) подойдет к авто и вскроет его? Мало ли что может прийти на ум? Таких недобросовестных сотрудников в полиции не так уж и много, но все же. Это с одной стороны.

А с другой стороны, такое право имеет место быть, поскольку, к сожалению, нередки случаи, когда в машине действительно оказывается запертым ребенок, и его нужно экстренно спасать.

Или, например, заблокировался особо опасный преступник в чужом автомобиле. В таком случае полицейские бессильны.

Им остается либо нарушать нормы действующего законодательства, либо просто бездействовать, ведь у них нет права вскрывать авто, потому что это чужая собственность.

3. Право оцеплять или блокировать не только жилые дома, строения, но также и целые территории и иные объекты

Возможно это будет только на основании решения начальников территориальных отделов МВД. Помимо того, полицейские, оцепив тот или иной объект, будут иметь полное право проводить личный осмотр граждан и располагающихся там транспортных средств.

Конечно, в критических ситуациях, когда счет идет на минуты, а то и на секунды, под угрозой жизнь и здоровье сотен граждан, такие действия сотрудников правоохранительных органов пойдут исключительно во благо. Но все ли так доверяют нашим полицейским?

Подытожив, вновь обращусь к основной цели законопроекта:

Расширить функции полицейских и наделить их правами, целью которых будет являться защита прав каждого из нас.

Это, безусловно, благая цель, хочется верить, что благодаря этой инициативе окружающий нас мир станет чуточку безопаснее. Но что мы увидим в итоге — покажет время.

Вскрывай, стреляй, оцепляй

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий и расширяющий права полицейских.

Новые нормы разрешают правоохранителям вскрывать автомобили и квартиры, выставлять оцепление вокруг жилых домов и применять огнестрельное оружие не только при попытках граждан опасно приблизиться или прикоснуться к амуниции, но и в других случаях, которые полицейский оценивает как «угрозу нападения».

В МВД уточняют, что схожими полномочиями уже обладают бойцы Росгвардии и ФСО. При обсуждении законопроекта в Госдуме возникла дискуссия, смогут ли полицейские класть «все, что угодно» в машины граждан и падает ли доверие к правоохранителям в обществе.

Поправки к закону «О полиции» разработаны в МВД РФ и внесены в Госдуму правительством.

Сотрудникам правоохранительных органов предлагают дать право оцеплять «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» по решению полицейского руководства (сейчас речь идет лишь об «участках местности»), проникать в «жилые и иные помещения, на земельные участки» для задержания правонарушителей.

В закон предлагается добавить ст. 15.1 «Вскрытие транспортного средства», разрешив полиции делать это для «спасения жизни граждан», «обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках» и в режиме ЧС.

Вскрывать машины также можно «для пресечения преступления», задержания правонарушителей и даже для проведения осмотра, если полицейский подозревает, что внутри находятся «предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные». Отдельно оговаривается, что вскрывать машины можно, если граждане заперлись внутри.

Расширен и перечень случаев применения огнестрельного оружия.

Сейчас по ст. 23 закона «О полиции» это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В ст.

 24 закона оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции.

Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения».

Замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов заявил в Госдуме, что поправки соответствуют «отечественному и зарубежному опыту», а схожие полномочия уже есть у других силовиков, в частности вскрывать автомобили могут бойцы Росгвардии, а ФСО пользуется схожими нормами применения оружия.

Однако заместитель главы думской фракции «Справедливой России» Олег Шеин не понял, зачем нужны новые полномочия в «условиях эффективной работы» полиции, сославшись на статистику, свидетельствующую о сокращении числа преступлений в РФ в полтора раза с 2000 года, а убийств и прочих тяжких преступлений — вчетверо за это же время.

Господин Зубов ответил, что полиция «не требует ничего сверхъестественного», поправки «вынашивались годами» и лишь устраняют «пробелы базового закона».

Содокладчик, зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев подчеркнул, что «дополнительных полномочий у полиции не появляется», заверив, что более четко расписанные регламенты работы как раз и защищают граждан «от произвола» силовиков.

В поправках говорится, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей».

Депутата Сергея Иванова в связи с этим заинтересовала норма об отсутствии ответственности силовиков «за вред гражданам и организациям» при вскрытии машин.

Господин Зубов фактически связал появление этой нормы с высоким уровнем правовой грамотности граждан, растущим числом обращений в суды с исками к полицейским о возмещении ущерба, а также позицией пленума Верховного суда РФ о том, что сотрудники правоохранительных органов не несут материальной ответственности за свои законные действия. При этом заместитель главы МВД РФ заверил: у подчиненных с принятием законопроекта не появится «большее ощущение безнаказанности», поскольку их действия и так предельно «зарегламентированы».

Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков говорил, что поправки легализуют сложившуюся практику досмотра автомобилей или выставления оцепления, но предупреждал, что под новые нормы применения огнестрельного оружия можно «задним числом подвести любую стрельбу по гражданам».

«Раньше к милиционеру бежали, а сейчас от полицейского убегают»,— поделилась депутат Госдумы Тамара Плетнева, предположив, что поправки позволят сотрудникам правоохранительных органов «положить все, что угодно» в автомобили «непонравившихся» им граждан.

Депутат Вера Ганзя возмутилась, что поправки «ограждают от преследования» полицейских, упомянув падение доверия к ним в обществе.

Игорь Зубов на это заявил о доверии в 50–70% в РФ к институту полиции — «на уровне передовых государств» — со ссылкой на неназванных социологов. Он заверил, что полицейский сейчас «десять раз подумает, прежде чем вытащить оружие».

По его статистике, в 2019 году сотрудники МВД применяли огнестрельное оружие около 1 тыс. раз, при этом погибли 26 человек, а неправомерными были признаны лишь три факта применения.

Александр Воронов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector