V. досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц

316.

Граждане и организации1 могут обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (решения), совершенные (принятые) в ходе исполнения государственной функции сотрудниками, в том числе постановления по делам об административных правонарушениях, в результате которых, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению заявителем прав и свобод, на заявителя незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. 

317. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.

318.

Действия, бездействие, решения должностных лиц подразделений и органов внутренних дел, связанные с исполнением сотрудниками государственной функции, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий, бездействия, решений подчиненных должностных лиц, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, а также прокурору.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

319. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) сотрудников и принятые (осуществляемые) ими решения в ходе исполнения государственной функции. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается 

320. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

321. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается2. 

322. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения3.

 

323.

В случае, если письменное обращение направлено в подразделение (должностному лицу) в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в ней вопросов, оно направляется в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения4.

 

324. Если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи заявителю, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом5.

 

325. В случае, если текст жалобы не поддается прочтению заявитель, направивший жалобу (если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению), письменно уведомляется об этом в течение семи дней со дня регистрации жалобы6.

 

326.

Если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель ГУОБДД МВД России, подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном (районном) уровне, подразделения ДПС, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые обращения направлялись в ГУОБДД МВД России или одно и то же подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу7.

 

327. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений8.

 

328.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, впоследствии были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в ГУОБДД МВД России подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном (районном) уровне, в подразделение ДПС или к соответствующему должностному лицу ГУОБДД МВД России, подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном (районном) уровне, подразделения ДПС9.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

329. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.

  • Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в орган, исполняющий государственную функцию.
  • Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
  • Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии сотрудников по контактным телефонам территориального органа или структурного подразделения МВД России на региональном или районном уровне.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

330. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, предоставление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

331. Жалоба рассматривается подразделением территориального органа МВД России, в котором проходит службу сотрудник, чьи действия или бездействие обжалуются.

В случае, если обжалуется решение руководителя соответствующего подразделения МВД России, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на районом или региональном уровнях либо в МВД России.

332. Жалоба может быть направлена:

  • на действия или бездействие сотрудников Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районом уровне — командирам соответствующих строевых подразделений ДПС, начальникам (руководителям) соответствующих подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне, начальникам (руководителям) соответствующих территориальных органов МВД России на районном уровне;
  • на действия или бездействие сотрудников Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне — командирам соответствующих строевых подразделений ДПС, начальникам (руководителям) соответствующих подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, начальникам (руководителям) соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне;
  • на действия или бездействие сотрудников ЦСН БДД МВД России — командирам соответствующих строевых подразделений ДПС, руководителю ЦСН БДД МВД России, его заместителям, в ГУОБДД МВД России, в МВД России;
  • на действия или бездействие участковых уполномоченных полиции — в соответствующие территориальные органы МВД России на районном уровне.

333.

В письменном обращении заявитель указывает наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (при наличии) или полное наименование юридического лица, адрес электронной почты (если ответ должен быть направлен в форме электронного документа), почтовый адрес (если ответ должен быть направлен в письменной форме), уведомление о переадресации обращения, суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, ставит личную подпись и дату. Дополнительно в письменном обращении могут быть указаны: наименование должности, фамилия, имя и отчество (при наличии) сотрудника, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

334. Письменные обращения, поступившие по почте, на официальный сайт МВД России либо на официальный сайт Госавтоинспекции, подлежат регистрации в службе делопроизводства в установленном МВД России порядке10.

Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части территориального органа МВД России круглосуточно. Дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы, и в дальнейшем передает жалобу в службу делопроизводства.

335. Жалобы на действия сотрудников, не относящиеся к административным процедурам, установленным Административным регламентом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

336. В ходе проверки изложенных в жалобе обстоятельств анализируется обоснованность каждого из приведенных доводов, проверяются, соответствовали ли обжалуемые действия (бездействие) сотрудников положениям и предписаниям законодательных и иных нормативных актов.

При проверке в случае необходимости опрашиваются сотрудник, чьи действия (бездействие) обжалуются, свидетели и иные лица, обладающие информацией, имеющей значение для рассмотрения жалобы, запрашиваются дополнительные документы и материалы у заявителя или иных физических и юридических лиц.

337. В случае, если в результате проверки подтвердились изложенные в жалобе обстоятельства, указывающие на неправомерность действий (бездействия), несоответствие этих действий (бездействия) положениям и предписаниям нормативных и других документов, жалоба признается обоснованной и предлагаются меры по наказанию виновных лиц и восстановлению нарушенных прав заявителя.

338. При установлении факта нарушения сотрудником прав и свобод граждан гражданину, права и свободы которого были нарушены, сотрудником полиции, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником) в установленном порядке приносятся извинения11.

339. В случае, если в результате проверки установлено, что в действиях (бездействии) сотрудников имеются признаки состава преступления, письменное обращение вместе со всеми материалами проверки направляется по подследственности в Следственный комитет Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации12. 

Читайте также:  Новые госпошлины с 3 августа 2018 года

340. Должностные лица ГУОБДД МВД России, подразделений Госавтоинспекции на региональном (районном) уровнях, а также подразделений ДПС проводят личный прием заявителей.

Сроки рассмотрения жалобы

341. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать тридцати дней с даты ее регистрации в органе, осуществляющем государственную функцию13. 

В исключительных случаях уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения14.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования

342. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом принимается решение об удовлетворении полностью или частично требований, содержащихся в жалобе, либо об отказе в их удовлетворении.

343. Ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении15. 

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема16.

 

344. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом выносится одно из следующих решений17:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.
  1. 1 Далее — «заявители».
  2. 2 Часть 1 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  3. 3 Часть 2 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  4. 4 Часть 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  5. 5 Часть 3 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  6. 6 Часть 4 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  7. 7 Часть 5 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  8. 8 Часть 6 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  9. 9 Часть 7 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

10 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

11 Приказ МВД России от 15 августа 2012 г. N 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции» (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2012 года, регистрационный N 25339).

  • 12 Статьи 144, 145, 151 УПК.
  • 13 Часть 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  • 14 Часть 2 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  • 15 Часть 4 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  • 16 Часть 3 статьи 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

17 Часть 1 статьи 30.7 Кодекса.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

Гражданин, организация, орган власти, в отношении которых подготовлены документы в ходе или по результатам проверки (далее — заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган ГПН, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки.

Обжалование осуществляется в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН по результатам проверки.

На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В случае пропуска срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем органа ГПН, в котором рассматривается жалоба, о чем делается отметка на поступившей жалобе в виде соответствующей резолюции (либо ходатайство отклоняется соответствующей резолюцией). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования уведомляется заинтересованное лицо в ответе на жалобу.

  • Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме, о его несогласии с решением и действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.
  • Заинтересованное лицо имеет право на получение информации о документах, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:
  • руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;
  • руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.
  • Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.
  • Жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
  • По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
  • Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.
  • Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:
  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  • фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
  • свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть жалобы.
  • Ставит личную подпись и указывает дату.
  • В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
  • В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

  1. Органы ГПН и должностные лица органов ГПН:
  2. обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя;
  3. вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  4. по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
  5. Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.
  6. Обжалование решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Читайте также:  Скачать бланк извещения о дтп 2021 года

Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) должностных лиц

  • Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц
  • Некоммерческие организации вправе обжаловать решения или действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата (территориального органа), принятые или осуществленные ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
  • Некоммерческие организации вправе письменно обжаловать действия или бездействие должностных лиц территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций — Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.
  • Некоммерческая организация вправе обратиться с жалобой на личном приеме или по почте, электронной почте.
  • Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации обращения, принятого на личном приеме или поступившего по почте, электронной почте.
  • В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив некоммерческую организацию о продлении срока рассмотрения.
  • Некоммерческая организация в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, также ставится личная подпись жалобщика и дата.
  • Дополнительно в жалобе могут быть указаны:
    • должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
    • обстоятельства, на которых некоммерческая организация основывает нарушение своих прав и законных интересов;
    • иные сведения, которые некоммерческая организация считает необходимым сообщить.
  1. В случае необходимости в подтверждение своих доводов некоммерческая организация прилагает к жалобе документы либо их копии.
  2. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом центрального аппарата (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований некоммерческой организации либо об отказе в удовлетворении жалобы.
  3. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется некоммерческой организации.

Если в жалобе содержится вопрос, на который некоммерческой организации многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальник территориального органа, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с некоммерческой организацией по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые обращения направлялись в центральный аппарат или в один и тот же территориальный орган, или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется некоммерческая организация, направившая обращение.

Некоммерческие организации могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии должностных лиц центрального аппарата (территориального органа), нарушении положений Административного регламента от 30.12.2011 № 456, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) и по электронной почте.

Особенности обжалования в центральный аппарат предупреждения, вынесенного некоммерческой организации

Право обжалования вынесенного предупреждения в вышестоящий орган установлено федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно подпункту 30.31 пункта 7, подпункту 15.6 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.

N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», центральный аппарат, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, принимает решения по жалобам на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом; Министр юстиции Российской Федерации обязывает территориальный орган отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации.

Основанием (критерием) для рассмотрения центральным аппаратом указанного в пункте 107 Административного регламента вопроса является поступление жалобы некоммерческой организации.

 Жалоба должна содержать:

    • наименование автора жалобы и адрес его места нахождения;
    • описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба автора жалобы;
    • обстоятельства, на которых автор основывает свою просьбу, и информацию, подтверждающую эти обстоятельства;
    • сведения о том, направлялось ли в связи с обжалуемым действием (бездействием) заявление в суд;
    • еречень прилагаемых к жалобе документов.
  • В жалобе могут быть указаны номера телефонов, адреса электронной почты автора жалобы, иные сведения, имеющие, по его мнению, значение для рассмотрения жалобы.
  • К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, в случае обращения лица, сведения о котором не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, как о лице, действующем от имени некоммерческой организации без доверенности.
  • К жалобе также могут прилагаться:
    • копии документов, представленных в территориальный орган, которые упоминаются в предупреждении;
    • копия предупреждения, вынесенного территориальным органом;
    • иные документы, которые, по мнению автора, являются существенными для рассмотрения его жалобы.

Жалобы, не соответствующие по содержанию требованиям, предусмотренным абзацами первым — шестым пункта 117 Административного регламента, а также к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, остаются без рассмотрения, о чем автор жалобы уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право автора жалобы при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством факсимильной связи или электронной почты, либо информация, содержащаяся в письме, сообщается посредством телефонной связи (при наличии данных сведений в жалобе).

Департамент по делам некоммерческих организаций на основании поступившей жалобы:

    • направляет начальнику территориального органа запрос о представлении объяснений по существу обстоятельств, изложенных в жалобе, а также документов (их копий), на основании которых вынесено предупреждение;
    • на основании полученных от автора жалобы и территориального органа документов изучает обстоятельства, приведшие к вынесению предупреждения;
    • при необходимости запрашивает дополнительную информацию (документы) в территориальном органе, а также у автора жалобы;
    • направляет в соответствующий суд запрос о подтверждении факта подачи некоммерческой организацией заявления об обжаловании предупреждения (при поступлении такой информации в Департамент по делам некоммерческих организаций);
    • в случае удовлетворения жалобы готовит проект распоряжения Минюста России, в котором обязывает территориальный орган отозвать вынесенное им предупреждение, противоречащее федеральному законодательству.

В тексте распоряжения Минюста России об обязывании территориального органа отозвать вынесенное им предупреждение указываются:

Читайте также:  Отнесение аудио и видеозаписей к доказательствам с 7 мая 2016 года

1) основания его издания:

      • нормы федерального закона, определяющие полномочия Минюста России по изданию распоряжения;
      • наименование автора жалобы;
      • просьба, содержащаяся в жалобе;
  1. 2) фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы, а также нормы федерального законодательства, которые были нарушены территориальным органом при вынесении предупреждения;
  2. 3) решение, принятое по итогам рассмотрения жалобы.
  3. Заверенная в установленном порядке копия распоряжения Минюста России направляется в территориальный орган.
  4. Рассмотрение жалобы осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня ее регистрации.
  5. При необходимости запроса дополнительной информации, указанной в пункте 118 Административного регламента, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней с уведомлением об этом заявителя.
  6. Жалоба не подлежит удовлетворению, если:
    • отсутствуют основания для признания вынесенного предупреждения противоречащим федеральному законодательству;
    • ранее автор жалобы обжаловал предупреждение в суд.

При издании распоряжения Минюста России об отзыве вынесенного территориальным органом предупреждения территориальный орган в течение тридцати календарных дней с даты его получения обязан доложить о его исполнении Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

О принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, заявитель уведомляется в письменной форме в сроки, установленные пунктом 121 Административного регламента, с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения Минюста России (если оно было издано).

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти.

Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г.

С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.

Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора.

Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663.

В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания.

Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы.

Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг.

Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена.

У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом.

Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится.

В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных.

В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд.

И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector