Остановка пешехода в регламенте гибдд 2021 года

Проверка документов у пассажиров автомобилей и правила остановки пешеходов сотрудниками полиции в 2021 году так же точно регламентированы законом, как и общение с ГИБДД водителей транспортных средств.

И в этой теме есть свои тонкости, обязанности пешеходов и лиц, находящихся в машине, а также риск самых суровых наказаний за невыполнение законных требований инспекторов.

В статье мы рассмотрим все рамки законности требований сотрудников к этой категории граждан, что они могут, а что запрещено тем и другим, и другие аспекты обсуждаемого вопроса.

Какой закон регулирует правила общения с полицией?

Таких правовых актов несколько, и не все они формально считаются законами. Правила остановки и проверки документов у пешеходов и пассажиров автомобилей регламентируются:

  • Федеральным законом «О полиции», который устанавливает основные принципы законности и правомерности действия инспекторов,
  • Административным регламентом, введённым Приказом №664, который уже предписывает все правила общения с полицией,
  • ПДД и другими правовыми актами, регулирующими обязанности, права и запреты для пешеходов и пассажиров.

И для понимания, что сотрудник имеет право, а что ему запрещено, нужно учитывать, что главные направления деятельности полиции:

  • защита безопасности и интересов как граждан, так и государства,
  • регулирование дорожного движения и режима при определённых ситуациях,
  • применение административных и уголовных процедур (выписывание штрафов, доставление в отдел полиции, задержание и другие).

Итак, давайте рассмотрим по пунктам непосредственно к правилам общения пешеходов и пассажиров ТС с ДПС и другими подразделениями органов!

Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать пешеходов?

Да, имеет. Такое право инспектору даёт Административный регламент в редакции 2021 года, введённый Приказом №664, в пункте 31, где прямо говорится о том, что в числе административных функций по надзору за безопасностью значится остановка пешеходов.

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Но это не значит, что сотрудник может остановить пешехода без причины. К примеру, просто узнать, как у того дела, не употреблял ли тот спиртные напитки или указать на небрежный внешний вид. Есть чёткий список оснований для требования об остановке пешехода, аналогично транспортного средства:

  1. если пешеход нарушил ПДД,
  2. требуется привлечь его как свидетеля или понятого,
  3. если это нужно для регулирования движения (например, проезжает кортеж скорой помощи, и по этой причине необходимо остановить переход пешеходов на их зелёный сигнал светофора).

Только эти 3 пункта служат причиной остановки пешехода.

Должен ли сотрудник назвать причину остановки?

Да. А перед этим ещё и представиться. А если пешеход привлекается как свидетель или понятой, то сотрудник обязан разъяснить статью 51 Конституции и 25.1 КоАП о праве знакомиться с материалами дела и не свидетельствовать против своих ближайших родственников.

При этом, Регламент предписывает инспектору и то, как именно он обязан представляться (п. 45 регламента). Он обязательно должен назвать:

  • свои ФИО,
  • должность,
  • звание.
  • Что касается причины остановки, то она должна быть названа вне зависимости от того, потребовал объяснений пешеход или же нет.
  • А ещё инспектор обязан предъявить пешеходу своё служебное удостоверение, но это уже по требованию гражданина.
  • Если полицейский подозревает вас в нарушении ПДД, то он обязан разъяснить, что именно вы нарушили.
  • Далее, в зависимости от ситуации, пешеход может быть привлечён к другим мерам обеспечения или наказания, о чём в подробностях мы рассказали в отдельных статьях:
  • Все вышеописанные правила остановки регламентированы пунктами 101-105 регламента.

Проверка документов у пешехода

Она также регулируется Приказом №664 (точнее, его регламентом), для неё нужны основания, а порядок проверки документов прописан в точных указаниях.

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Среди причин для проверки документов:

  • подозрение на нарушение пешеходом ПДД,
  • наличие признаков подделки паспорта,
  • ориентировки либо основательные причины полагать, что именно данный пешеход находится в розыске,
  • если требуется привлечь пешехода как понятого или свидетеля.

Если у пешехода нет с собой паспорта

В этом случае возникает двоякая спорная ситуация:

  • с одной стороны, ни в одном законе не прописана обязанность пешеходов носить с собой удостоверение личности и предъявлять его инспектору,
  • с другой, инспектору дано право проверять паспорта (п. 6.2 регламента) и требовать их от пешеходов (п. 103), а на основании части 1 статьи 27.3 КоАП; если пешеход нарушил ПДД, то сотрудник обязан провести его задержание для выяснения личности, так как это требуется для всестороннего рассмотрения дела (дело не может быть рассмотрено без идентификации нарушителя).

Таким образом, даже при отсутствии обязанности иметь при себе и предъявить для проверки паспорт, пешехода при его нарушении ПДД или другим норм закона и ,если у того нет с собой этого документа, имеют право доставить в отделение для задержания. Поэтому удостоверение личности лучше всегда иметь при себе.

Может ли инспектор требовать документы у пассажира?

Да, может. Пункт 5 регламента Приказа №664 даёт право сотруднику полиции осуществлять надзор в том числе и за пассажирами. Это значит, что он может к ним обращаться и имеет над ними власть (по части исполнительных функций).

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Проверка документов у пассажиров возможна только в 4 случаях:

  • если нужно привлечь пассажира к помощи другим участникам дорожного движения (п. 84.10),
  • если есть мотивированные основания полагать, что пассажир находится в розыске (п. 84.14),
  • если есть мотивированные основания полагать, что пассажир совершил нарушение ПДД (например, если вы не пристёгнуты ремнём безопасности) или преступление (п. 84.14),
  • если нужно привлечь вас в качестве свидетеля или понятого (п. 89).

В случае остановки автомобиля и привлечения вас как понятого или свидетеля, инспектор ДПС также обязан разъяснить статью 51 Конституции и 25.1 КоАП о праве знакомиться с материалами дела и не свидетельствовать против своих ближайших родственников.

Имеет ли право сотрудник требовать выйти из машины?

Да, и на это может быть только 3 законные причины:

  • если планируется досмотр транспортного средства (составлен протокол досмотра) – он начинается, только когда все пассажиры и водитель выйдут из автомобиля – п. 207 регламента,
  • если требуется направить пассажира на медицинское освидетельствование, а таковое, в свою очередь, возможно только в случае, если пассажир совершил правонарушение ПДД или преступление, повлёкшее вред здоровью или смерть кого-либо (п. 242),
  • эвакуация автомобиля на штрафстоянку – машина не может быть эвакуирована с людьми внутри.

Инспектор не имеет права требовать выйти из авто пассажира в случае, если требуется просто составить в его отношении материалы дела: протокол или выписать постановление о штрафе. Для подписи сотрудник сам может предоставить эти документы, а присутствие лица при составлении материала по закону 2021 года не обязательно.

Какие наказания для пешеходов и пассажиров?

Вообще за любое нарушение ПДД пешеходом или пассажиром в контексте их участия в процессе дорожного движения предусмотрен единый штраф – всего 500 рублей, которые ещё и можно оплатить со скидкой в течение 20 дней со дня его выписывания. Штраф предусмотрен частью 1 статьи 12.29 Административного кодекса.

Но есть и более тяжёлая санкция – за отказ от законного требования сотрудника полиции вас могут оформить по части 1 статьи 20.25 КоАП, а за это максимальное наказание — административный арест до 15 суток.

И последнее наказание могут применить при отказе выполнить именно законное требование сотрудника:

  • предъявить для проверки документы,
  • не остановиться по его требованию.

Безопасность пешеходов

Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон.

Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина.

И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.

  • Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:
  • • пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
  • • при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
  • • пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
  • • на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Читайте также:  ПДД использование световых приборов автомобиля в 2021 году

Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону.

Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.

При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать.

Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому только убедившись в полной безопасности начинайте переход.

Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!

Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу.

Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.

Соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей!

Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности с участием пешеходов является одним из приоритетных направлений деятельности, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов.

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения.

По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход.

Госавтоинспекция на постоянной основе с помощью проведения Всероссийских широкомасштабных социальных кампаний привлекает внимание государства и общества к вопросам безопасности пешеходов.

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года  Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года  Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ

Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.

Обучение Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Госавтоинспекция, со своей стороны, принимает активное участие в этом процессе, обеспечивает образовательные учреждения необходимыми методическими пособиями, плакатами, световозвращающими элементами и т.д.

Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.

Штраф за остановку на пешеходном переходе в 2021 году

Соблюдение ПДД – прямая обязанность автомобилиста. Такое утверждение относится как к процессу передвижения транспортных средств, так и к остановке или стоянке.

Одним из распространенных нарушений правил является остановка авто на пешеходном переходе или на недопустимом расстоянии от него.

В такой ситуации стоит знать о том, какие действия являются разрешенными и запрещенными, а также какая мера наказания будут ожидать автомобилиста, нарушившего установленные требования.

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Правила остановки возле перехода, возможные последствия нарушения

Пешеходным переходом, согласно действующей редакции ПДД, является часть дорожного полотна, которая предназначена для передвижения по ней людей. Запрет остановки транспортных средств непосредственно на территории «зебры» и на недопустимом расстоянии от нее связан со следующими факторами.

  • Остановка или стоянка на самом участке для передвижения пешеходов делает невозможным для них пересечение трассы. В таком случае придется переходить дорогу в другом месте, а это чревато созданием аварийной ситуации и вынужденным нарушением ПДД.
  • Если собственник авто остановит машину перед пешеходным переходом, такая ситуация также является потенциально опасной, поскольку транспортное средство закрывает собой часть проезжей зоны. Человек, который будет пересекать дорогу, лишается возможности оценить расстояние до ближайших движущихся машин.
  • Водитель может не заметить пешехода из-за припаркованной машины, что может привести к печальным последствиям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 ПДД остановка возле перехода может осуществляться только на расстоянии более 5 метров. При этом необходимо учитывать одну особенность.

При наличии «зебры» такое расстояние будет определяться именно до нее. Если она отсутствует, то исходной точкой отсчета станет установленный дорожный знак.

Пунктом 5 статьи 12 ПДД строго запрещается стоянка на переходе и на расстоянии ближе, чем 5 метров до него.

Согласно пункту 4 статьи 14 ПДД при наличии затора, который образовался после перехода, автомобилист не имеет права выезжать на него. Запрет связан с тем, что водитель не сможет пересечь участок зебры и вынужденно задержится на нем. В таком случае его неминуемо ожидает штраф за стоянку на пешеходном переходе.

Если возникает необходимость уступить дорогу пешеходам на «зебре», остановку следует осуществлять у стоп-линии (при ее наличии).

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Штраф за нарушение правил парковки на пешеходном переходе и вблизи него

Рассматривая то, каким может быть штраф за остановку на пешеходном переходе, стоит отметить, что для привлечения к ответственности необходимо, чтобы факт нарушения был зафиксирован. Фактически к водителю могут быть применены санкции в следующих ситуациях.

  • Если нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД.
  • Когда факт остановки снят камерами видеонаблюдения.
  • При условии оформления жалобы от сторонних лиц. К такому обращению обязательно прикладывают фото- или видеоматериалы, на которых четко виден государственный номер машины и само нарушение.

Мера наказания будет определяться в соответствии с КоАП РФ в действующей редакции. В данном случае применяются положения статьи 12.19, определяющей величину взыскания за нарушение автомобилистами статьи 12 ПДД.

  • Часть 3 – при остановке машины на переходе или ближе 5 метров от него на собственника авто накладывается штраф. Его величина будет составлять 1 тыс. рублей.
  • Часть 6 – при нарушении, отраженном в пункте 3, но совершенном на территории Москвы или Санкт-Петербурга, величина штрафа увеличивается до суммы в 3 тыс. рублей.

В каких ситуациях автомобилист не привлекается к ответственности

Определенные ситуации могут рассматриваться в качестве исключения, и автомобилист не будет подвергаться взысканию за остановку на зебре. К ним относятся:

  • внезапное возникновение преграды на проезжей части;
  • резкое ухудшение самочувствия водителя;
  • внезапная поломка транспортного средства;
  • возникшая опасность для автомобилиста или другого участника движения.

В подобных ситуациях необходимо предоставить доказательства возникновения обстоятельств, в противном случае штрафа избежать не удастся.

Нарушение ПДД в отношении остановки транспортного средства на пешеходном переходе приводит к привлечению автомобилиста к ответственности и наложению обязательства выплатить штраф. Руководствуясь определенными мотивами и паркуя машину на запрещенном участке, не стоит забывать о том, что такие действия могут стать причиной аварийной ситуации и даже гибели участников дорожного движения.

В каких местах запрещена остановка автомобиля?

Правила дорожного движения устанавливаю места с особым режимом, в которых не разрешена остановка, либо стоянка автомобиля. Чаще всего такие правила вводятся для оптимизации движения, но не все водители знают, где запрещена остановка по ПДД.

Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Знаки, ограничивающие расположение автомобиля

На сегодняшний день остановка и стоянка транспортных средств пдд 2021 – разные понятия, которые не только применяются в различных ситуациях, но и влекут отличающиеся друг от друга юридические последствия. Исходя из названия очевидно, что один из знаков полностью запрещает остановку, а другой только стоянку. Отличить между собой их просто – остановка обозначается крестом, а стоянка только 1 линией.

Чтобы правильно выполнить предписание знака необходимо разграничивать определения остановки и стоянки. Исходя из закона, остановка означает полное торможение автомобиля по любой причине на время не более пяти минут. Остановка совершается, например, для быстрой погрузки товара, высадки пассажира и любой другой цели.

Читайте также:  ДТП при перестроении

Стоянка предполагает – длительное (более пяти минут) нахождение автомобиля в одном месте. По общему правилу сначала возникает остановка, а только потом стоянка. Однако совершенная остановка легко переходит в длящуюся стоянку.

ВНИМАНИЕ !!! Некоторые водители применяют хитрость, чтобы остановка не перешла в стоянку. Для этого можно передвинуть автомобиль на минимальное расстояние, либо выгружать и загружать вещи в багажник.

С юридической точки зрения это будет считаться остановкой, и инспектор не должен привлечь к ответственности за нарушение правил стоянки, хотя практически метод сомнительный и со стороны выглядит очень странным.

Правила дорожного движения предусматривают разные обстоятельства, когда применяются такие знаки. А за их нарушение предусмотрена различная ответственность.

Введение запрета на остановку

Остановка запрещается в местах с более строгим режимом движения, поскольку остановка автомобиля может повлечь возникновение аварийной ситуации, либо просто способствовать образованию затора. Чтобы обозначить места запрета, правила дорожного движения предусматривают 2 способа: установка знака и нанесение дорожной разметки.

Остановка запрещается там, где установлен соответствующий знак. Этот запрет действует на водителей всех ТС, кроме муниципального транспорта и маршрутных такси (в случаях, когда это место является часть маршрута и запланировано заранее). В других случаях все автомобилисты обязаны соблюдать запрет.

Знак запрета обладает некоторыми нюансами. Во-первых, он может иметь временные ограничения и действовать только в определенные часы, либо дни недели.

Для обозначения этого времени применяется дополнительная табличка, которая располагается непосредственно вместе с основным знаком. Во-вторых, ограничение знака может быть продублировано путем нанесения разметки на дорожное полотно.

Правила устанавливают, что такая разметка должна быть желтого цвета и располагаться по краю проезжей части.

Стоит учитывать, что в местах с запретом на остановку, соответственно запрещена стоянка транспортных средств.

Где действует знак

Каждый знак дорожного движения имеет свою зону действия. Накладываемые предписания и правила должны исполняться только в этой области, а за ее пределами водитель не может быть привлечен к соответствующей административной ответственности.

Оба знака (запрет на остановку и стоянку) распространяют свое действие только за местом своей установки. Это означает,что, остановившись прямо под знаком никакого правонарушения не будет.

Также стоит учитывать, что знак действует только на одно направление движения. Чтобы запретить остановку встречного потока необходимо продублировать знак с противоположной стороны.

Исключение – дороги с односторонним движением.

Каждый знак имеет конец зоны своего действия. Запрет на остановку прекращается:

  • после первого перекрестка;
  • после пересечения границы населенного пункта, которая обозначается соответствующим знаком;
  • после знака, отменяющего ограничения всех предыдущих случаев.

ВАЖНО !!! Запрет отменяется любым из вышеперечисленных условий и наличие сразу нескольких факторов не обязательно.

Для знаков остановка и стоянка ПДД предусматривают использование дополнительной информационный таблички, которая в метра указывает на границы действия знака. Использование таблички не является обязательным, и она применяется только в определенных случаях.

Помимо запретов, установленных знаками и разметкой, существуют ограничения, накладываемые непосредственно правилами дорожного движения. Перечень этих случаев большой, поэтому имеет смысл выделить их отдельно.

Где нельзя останавливаться

Не всегда существует возможность поставить знак или нанести разметку, поэтому в правилах установлены ситуации, когда остановка запрещена при любых обстоятельствах:

  • в зоне пешеходного перехода, а также ближе, чем на 5 метров перед ним. Этот запрет вызван требованиями безопасности. Остановка на пешеходе мешает людям, пересекающим проезжую часть, а также повышает вероятность случайного наезда. Близкая остановка к переходу загораживает обзор для других водителей, что создает крайне опасную обстановку. Практике известны случаи, когда следующие за остановившимся водителем автомобили сбивали пешехода только по причине отсутствия обзора;
  • на линии, предназначенной для проезда трамвая, а также в непосредственной близости, если это создает помехи для трамвая. Запрет установлен для обеспечения нормального движения муниципального транспорта;
  • на линии муниципального транспорта, также, как и на велосипедной дорожке;
  • перед перекрестками и поворотами, которые создаю опасность для других водителей, если остановка загораживает обзор;
  • в местах, где остановка мешает другим участникам дорожного движения в связи со сложившимися в конкретной ситуации обстоятельствами;
  • на мостах, в тоннелях, а также железнодорожных переездах. Это ограничение введено в связи с повышенной опасностью перечисленных объектов.

Также к перечисленным ситуациям можно отнести и другие правила, когда нахождение автомобиля в определенной зоне запрещено. Например, заезд на парковочное место инвалида, на тротуар или в иные места. Все водители обязаны соблюдать перечисленные правила, поскольку их несоблюдение несет в себе повышенную опасность для других участников дорожного движения.

Когда допускается остановка

Из каждого правила существуют исключения, поэтому знак запрета остановки не является императивным абсолютно во всех ситуациях.

По общему правилу знак не накладывает ограничения на следующие категории транспортных средств:

  • общественный транспорт;
  • такси, которые имеют официальный статус и разрешающие документы. На водителей, которые подрабатываю неофициально это правило не распространяется;
  • автомобили, принадлежащие инвалидам, в случае, если под знаком имеется информационная табличка об определенных категориях. У самого водителя должны быть правоустанавливающие документы.

ВАЖНО !!! Помимо этих категорий отдельно стоит выделить, ситуации, когда любой автомобилист имеет право совершить остановку в зоне действия знака.

Согласно правилам дорожного движения, плохое самочувствие или поломка автомобиля является обстоятельством, когда водитель обязан максимально быстро прекратить движение во избежание угрозы для других участников дорожного движения. Эти факторы должны быть действительно весомыми: например, серьезные проблемы со здоровьем или поломка из-за которой дальнейшее движение просто невозможно.

Для признания такого действия законным необходимо включить сигналы аварийной остановки, и выставить знак за автомобилем.

После этого, при наличии возможности, автомобилист обязан предпринимать любые действия с целью устранения препятствия на дороге. Особенно это касается поломки автомобиля (вызов эвакуатора или поиск другого автомобиля, способного утянуть поломанный).

Если плохое самочувствие водителя не проходит, имеет смысл обратиться за помощью. Однако стоит помнить о работающем эвакуаторе, который имеет право увезти автомобиль на штрафную стоянку.

Если обстоятельство плохого самочувствия будет подтверждено врачами, водитель сможет обжаловать решение через суд и добиться отмены всех наложенных штрафов и платежей.

Ответственность за неправильную остановку

Административное законодательство предусматривает отдельную статью для правонарушений, связанных с неправильной остановкой. Кроме этого, отдельные статьи КоАП устанавливает индивидуальную ответственность в зависимости от ситуации.

За неправильную остановку в большинстве случаев водителю грозит штраф 500 рублей, либо существует возможность обойтись предупреждением. Поскольку право выбора наказания остается у инспектора, все зависит от конкретной ситуации.

Однако за аналогичное правонарушение, совершенное в Москве или Спб штраф увеличивается до 2 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ !!! Отдельной нормой закреплена ответственность за остановку на железнодорожном переезде. Наказание составит от штрафа 1 в тысячу рублей до ограничения в праве управления до полугода.

Если остановка была совершена в месте, предназначенном для водителей инвалидов – штраф составляет пять тысяч рублей. Остановка на пешеходной зоне, либо в месте перехода наказывается штрафом в 1 тысячу рублей с увеличением до 3 в Москве и СПБ. При остановке на трамвайной полосе санкция предусматривает ответственность в виде штрафа до полутора тысяч рублей.

Неправильная остановка, которая создает препятствия для других участников дорожного движения, также, как и остановка в тоннелях наказывается штрафом в размере двух тысяч рублей.

Не любое деяние будет считаться правонарушением и повлечет административную ответственность. Так, разрешена остановка по требованиям инспектора, по сигналу светофора, либо с целью предоставления преимущества пешеходу или другому автомобилю.

ВНИМАНИЕ !!! Вне зависимости от совершенного правонарушения стоит помнить о возможной эвакуации автомобиля. Задержание ТС сотрудником ДПС в рб является одним из дополнительных видов наказаний, которое применяется только при совершении лицом правонарушения. Чаще всего эвакуация используется при нарушении правил остановки и стоянки.

По действующим правилам увезти автомобиль на штрафную стоянку могут только при отсутствии собственника (исключение – пьяная езда).

Если задержание было произведено с соблюдением требований закона – все расходы возлагаются на нарушителя, который обязан оплатить не только штраф, но и стоимость эвакуатора и часы нахождения автомобиля на штрафной стоянке.

Закон устанавливает целый перечень правил, по которым должна производиться каждая эвакуация. Инспектор обязан соблюдать их, иначе его действия могут быть признаны незаконными.

Если водитель видит несоблюдение закона со стороны инспектора, имеет смысл вносить свое несогласие в протокол и записывать дополнительную информацию. В дальнейшем эти данные помогут обжаловать решение в судебном порядке. При положительном решении, с водителя снимут все задолженности, а также могут назначить выплату компенсации.

Каждая ситуации индивидуальна и предусмотреть любой случай просто невозможно. Поэтому при возникновении сложностей имеет смысл обращаться за помощью к квалифицированному юристу.

Читайте также:  Новые штрафы ГИБДД с 1 июля 2012 года

Причины остановки ТС инспектором ДПС — исчерпывающий перечень

Как показывает практика, абсолютное большинство водителей совершенно не знают, как защищать свои права и законные интересы в общении с сотрудниками ГИБДД. 

Сегодня мы расскажем, какие причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС имеются в соответствии с законом, а также вы узнаете, имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать водителей без причины. 

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД 

  • На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 года. 
  • Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников. 
  • В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа): 
  • Установленные нарушения ПДД;
  • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
  • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
  • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
  • Привлечение водителя в качестве понятого;
  • Для использования ТС в экстренных целях;
  • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
  • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
  • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
  • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
  • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
  • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
  • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он предоставляет инспектору почти неограниченные возможности по остановке абсолютно любого ТС на свое усмотрение. 

Можно ли останавливать ТС для проверки документов? 

Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу. 

Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться. 

Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством. 

Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов. 

Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся: 

  • Наличие признаков нарушения ПДД;
  • Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
  • Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция «пьяный водитель» (должно подтверждаться документально) 

Это важно! Независимо от того, по какой причине было остановлено ТС, инспектор имеет право попросить водителя предъявить документы 

Обязан ли инспектор ДПС объяснять причину остановки? 

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан! 

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки. 

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру. 

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

Инструкция следует за пешеходом

ГИБДД направила в регионы инструкции для инспекторов по наказанию водителей на пешеходных переходах. Если траектории пешехода и машины не пересекаются, штрафовать водителей не нужно.

В качестве доказательств нарушения нужно использовать видеозаписи и «объяснения пешеходов». Верховный суд разъяснил эти правила еще в 2012 году, но не все сотрудники ГИБДД следуют им.

Вручную фиксировать эти нарушения сложно, говорят эксперты, нужно сделать ставку на автоматические камеры.

Разъяснения за подписью начальника ГИБДД России Михаила Черникова направлены в региональные подразделения, скан документа появился в ряде telegram-каналов, в МВД России “Ъ” подтвердили его подлинность. Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов.

По ПДД водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу или «вступившим на проезжую часть». При повороте нужно уступать пешеходам, пересекающим проезжую часть, куда поворачивает машина.

Термин «уступить дорогу» означает, что автомобиль не должен начинать или продолжать движение, если это вынудит пешехода «изменить направление движения или скорость».

В 2012 году Верховный суд пояснил: если траектории движения пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя.

За непредоставление преимущества пешеходам водителей штрафуют на 1,5–2,5 тыс. руб. по ст. 12.18 КоАП. В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, за девять месяцев 2020 года — 874,5 тыс. дел. С начала года произошло 9,9 тыс. аварий на переходах, что на 13,9% меньше, чем годом ранее.

В письме господин Черников еще раз разъясняет действующие правила.

«Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении,— подчеркивает начальник ГИБДД.

— Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав правонарушения».

При выявлении таких нарушений в целях «формирования неопровержимой доказательной базы» инспекторам рекомендуется использовать «средства видеозаписи» либо по возможности «истребовать объяснения пешеходов».

Читать далее

На вопрос “Ъ” о том, для чего понадобились разъяснения, в МВД пояснили, что письмо направлено «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда». Несмотря на то что позиция ВС по этому вопросу была высказана еще в 2012 году, ряд инспекторов по-прежнему некорректно штрафуют водителей, поясняет знакомый с подготовкой письма источник “Ъ”, поэтому и потребовались дополнительные инструкции.

Письмо ГИБДД подтверждает: «инспекторы на местах понимают ПДД по-своему, и это понимание не всегда соответствует букве закона и буквальному содержанию правил», считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Выявить и оформить этот вид нарушения сложно, и разъяснения ГИБДД проще этот процесс не делают, говорит глава Союза пешеходов Владимир Соколов.

В идеальной ситуации сотрудник должен поставить у перехода видеокамеру с широким углом обзора, а при нарушении опросить водителя и пешехода.

Водители часто обращаются в суды с обжалованием, и если у инспектора нет видеозаписи, то штраф отменяется.

Эффективным способом контроля являются автоматические камеры (фиксируют проход пешеходов с разных ракурсов, пишут видео), но массового распространения они пока не получили. Первая такая камера типа «Форсаж» появилась в Москве еще в 2017 году, сейчас таких комплексов в столице более 200.

На видео хорошо видна динамика движения участников движения, подтверждает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман.

«Записывать ролики мало, важно, чтобы видео просматривали инспекторы при вынесении штрафов, а при необходимости ролики предоставлялись в судах по требованию водителей»,— говорит господин Шухман.

Иван Буранов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector