На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Повышение уровня безопасности на дорогах является одним из важных аспектов жизни. Законодатели регулярно вносят поправки в существующие правила, регламентирующие движение транспорта и граждан. Особенно важным направлением считаются коммерческие перевозки людей и грузов, поэтому установка тахографов на таких транспортных средствах обязательна.

При несоблюдении требований законодательства сотрудники ГИБДД вправе применить наказание не только непосредственно к водителю, но и должностным лицам, под руководством которых он осуществляет коммерческие перевозки. Отказ от установки тахографа влечет штрафные санкции, о которых мы и поговорим далее.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, предписана обязанность по установке тахографов. Эта норма закреплена в статье 20 ФЗ от 10 декабря 1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».

Ими в обязательном порядке оснащаются все виды транспорта массой от 3,5 тонн:

  • пассажирские автобусы категории M2, М3, кроме выходящих на городские и пригородные регулярные маршруты;
  • грузовой автотранспорт категории N2, N3.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Следовательно, тахограф должен быть установлен практически в любом автотранспорте, перевозящем грузы и людей на коммерческой основе. Среди его функций не только контроль за эксплуатацией транспортного средства, но и режимом работы водителя. Он может зафиксировать нарушения правил дорожного движения, что станет причиной соответствующего штрафа.

Тахограф является прибором, который обязательно должен проходить сертификацию для использования на дорогах России. Установкой занимаются только специализированные организации, имеющие на то разрешение контролирующих органов.

Отсутствие тахографа является прямым нарушением требований законодательства и влечет за собой соответствующее наказание.

Штраф в этом случае составляет:

  • для водителя 1-3 тысячи рублей,
  • для должностных лиц – 5-10 тысяч рублей.

Наказываются также случаи выхода на линию транспортного средства, подлежащего оснащению прибором непрерывного контроля скорости и маршрута движения:

  • с неисправным тахографом (кроме случаев поломки в дороге);
  • не соблюдения правил использования прибора.

При фиксации нарушения труда и отдыха штрафуется водитель транспортного средства на сумму 1-3 тысячи рублей.

Планируется повышение мер воздействия на юридических лиц, допустивших нарушение правил обращения с приборами учета. Предельные величины штрафа могут достигнуть 50 тысяч рублей.

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок.

Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем.

Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Внизу предложена информация в виде инфографики для быстрого изучения.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Подводя итоги можно сказать, что тахографы для коммерческого транспорта являются необходимым средством учета совершенных ДТП, а также времени труда и отдыха водителя. Это позволяет не только соблюдать дисциплину на дорогах, но и предотвратить аварийные ситуации.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Тахограф: что это такое, установка на грузовой автомобиль в 2021 году

«Гладко было на бумаге…», — эту слегка видоизмененную фразу Л.Н. Толстого уже давно считают пословицей. Отнести ее можно и к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочий график водителей, чтобы избежать аварий, связанных с переутомлением, при внедрении обросло массой юридических сложностей.

Кто должен ставит тахограф в России, кого оштрафуют за отсутствие прибора, соответствует ли установленное устройство нормам – эти и другие вопросы подробно разберем в данном материале.

Что такое тахограф и для чего нужен?

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Далее на фото показано как выглядит тахограф:

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Закон о тахографах для грузовиков

Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.

С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.

Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.

Сплетни, слухи и реальность

Рассмотрим вопросы, чаще других возникающие у читателей по следам различных публикаций в СМИ:

  1. «Тахографы отменили». Попадается и такая информация, однако здесь можно однозначно сказать – это ложь. Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент (и повод для штрафа за его отсутствие) никто не отменял.
  2. «Я работаю как частник, нужен ли мне тахограф на личный грузовик?». В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности.
  3. «Существуют различные сроки установки тахографов, и, возможно, на мой автомобиль ставить прибор не нужно?». Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены.
  4. «Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?». Нужно! Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые.

К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей.

На какие транспортные средства ставится?

Напомним, кто должен иметь тахограф. Списки утверждены Приложение №2 к Приказу Минтранса №36. Прямо указаны как ТС обязанные иметь тахограф, так и исключения из общего списка. Ознакомиться с полным перечнем можно непосредственно в этом документе, мы же укажем на основные и самые проблематичные из них.

Тахограф нужно устанавливать на:

  • ТС для перевозки от 8-ми пассажиров (не считая водителя), причем вне зависимости от тоннажа авто (отдельно указаны ТС и до 5 тонн, и более 5 тонн), однако сроки внедрения обязательного наличия тахографа у некоторых машин отличаются – об этом ниже скажем более подробно.
  • Грузовики с массой от 3,5 тонн.

Да, всех кто обязан иметь тахографы можно описать всего двумя пунктами. Однако не спешите радоваться! Все проблемы в исключениях.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)

Данные сроки определены в конце 2020 года специальным Постановлением правительства №1998:

  • С 01.1.2021 года обязаны иметь тахографы все ТС типа М2 и М3, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем формате.

Новое про тахографы 2021. Когда нужно вынимать карту из тахографа? ИСТК не будет. QR-коды на распечатках

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

• Приказ МинТранса №36 заменён на новый №440

• Главная новость: тахографы по-прежнему будут мёртвым грузом
• ИСТК не будет, коррупция продолжится
• Нужно ли вынимать карту из тахографа вечером в рейсе?
• QR-коды на распечатках тахографа
• Ручные записи на оборотной стороне распечатки: теперь — нет
• Кому не надо ставить тахографы? Опять непонятно!
• «Специальные» исключены из исключений!
• Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для перевозок…
• Пчеловоды, библиотекари и артисты
С начала 2021 года прекращает своё действие широко известный в узких кругах приказ МинТранса №36, в котором определялись требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также правила их использования, обслуживания и контроля.

Вместо него выпущен Приказ №440 с точно таким же названием, который должен действовать до конца 2026 года, то есть в течении 6-ти (!) лет.

Содержание обоих документов в общем-то тоже практически полностью совпадает и, по большому счёту, вместе с изменением номера приказа мало что поменялось.

Но в этом-то и состоит важность данного события — в отсутствии серьёзных изменений! Ведь ожидалось, что в ближайшие несколько лет будут наконец реализованы положительные возможности заложенные в тахографы, а именно — они могли бы помочь прекратить бардак на рынке грузоперевозок и в трудовых отношениях между водителями и работодателями. И, чтобы насильно впаренные перевозчикам тахографы начали работать по своему основному назначению, то есть контролировать Режим Труда и Отдыха, необходимо было максимально исключить человеческий фактор, то есть контакты водителей и работодателей с представителями контролирующих органов. Для этого и планировалось внедрение дистанционной передачи информации с тахографов и автоматической обработки снимаемых с них данных. Нечто похожее уже происходит в Европе, где началось постепенное внедрение смарт-тахографов (см. Регламент ЕС 165/2014).

Читайте также:  Проверка и подписание документов

В Европе, кстати, прекрасно понимают именно экономическую важность тахографов, и даже ставят её важнее безопасности дорожного движения.
Вот краткие выдержки из Европейского Постановления 561/2006 — аналога наших 36-го и 15-го приказов:

(1) [Постановление] … направлено на гармонизацию условий конкуренции между видами внутреннего транспорта, особенно в отношении сектора автодорожного транспорта, и на улучшение рабочих условий и безопасности дорожного движения….
(17) Целью этого Постановления является улучшение социальных условий служащих, которых оно охватывает, а также общей безопасности дорожного движения. …
(36) … чтобы достигнуть оптимальной эффективности контроля и правоприменения некоторых социальных положений об автомобильном транспорте. Так вот, ничего подобного ни в новом (а лучше сказать — в старом) 440-м Приказе МинТранса, ни в новом Российском РТО (Приказ №424), не содержится. А это значит, что и в следующие несколько лет всё останется по-старому: дорогущие тахографы будут по-прежнему бесполезно занимать место в кабинах, а все вопросы касающиеся соблюдения РТО будут решаться взятками.
Так что, наёмные водители так и будут продолжать работать в два раза больше нормы за те же деньги, получая одну из самых низких по стране зарплат в переводе на часы, а бизнес грузоперевозок так и останется нерегулируемым, а значит — в большинстве случаев убыточным.
Кстати, в подтверждение данной, так сказать, застойной тенденции: в сентябре в Гос. Думе был отозван и снят с обсуждения закон об ИСТК — информационной системе тахографического контроля (о нём говорилось в одном из наших видео). А значит, тотального снятия данных с тахографов не будет, а будут лишь выборочные проверки машин на трассах и предприятий на местах. А раз тотального электронного контроля не будет, продолжится тотальная аналоговая коррупция.
Что ещё в этом документе осталось к сожалению неизменённым: это подпункт 3) в пункте 11 Приложения 3. Читаем:
11. Водители транспортных средств обязаны:
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
Благодаря этому пункту выписано множество незаконных протоколов и выжато множество взяток. Некоторые считают, что в рейсе водитель должен каждый раз перед ежедневным (междусменным) отдыхом доставать карту, и вставлять её в слот в начале новой смены.

Так вот, это нелепое требование действительно существовало до 15 декабря 2019 года, и до этой даты этот пункт выглядел так:

Водители транспортных средств обязаны:
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
Теперь же ни о какой ежедневности речи нет, и вынимать карту надо лишь «при завершении периода времени управления транспортным средством». Определения данного термина нет нигде. Более того, не существует даже определения просто «управления транспортным средством» (на чём, кстати, основаны все гаишные разводы по поводу якобы управления в нетрезвом виде, если выпил банку пива в кабине на стоянке перед сном). Так что, в рейсе не нужно не только вынимать/вставлять карту, но и делать так называемое «закрытие/открытие смены», если тахограф СКЗИ, потому что он и так автоматически записывает ежедневное местоположение благодаря использованию GPS/ГЛОНАСС. Однако, если тахограф ЕСТР, и при этом он не имеет модуля GPS, необходимо ежедневно вручную так сказать «закрывать/открывать смены» вводом страны (см. ЕСТР с добавлением 1B, Приложение «Контрольное устройство», Ст. 12, пункт 5бис).
Если нужно более подробно разобрать данный вопрос, пишите в х.

Так вот, в этом нашем новом 440-м Приказе можно было бы более чётко разъяснить этот момент, например, так: «водитель не должен извлекать карту при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха, если не закончен рейс». Но — нет, надо обязательно оставлять повод для вымогательства.

Ну а теперь — к нескольким небольшим изменениям, которые всё ж таки присутствуют в данном документе, и которые для кого-то могут оказаться очень важными. В качестве, так сказать, компенсации отсутствия движения вперёд, установлено «высокотехнологичное» требование о том, что выпускаемые после 1 января 2022 года тахографы должны выводить в конце распечаток QR-коды, содержащие номера тахографа и блока СКЗИ, а также собственно саму информацию распечатки. Кому это нужно? Сейчас, если инспектор не хочет напрягать голову чтением распечатки, ему необходимо снять данные с тахографа или карты на электронный носитель, либо попросить водительскую карту, и затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения. При этом факт проверки будет зафиксирован и картами, и тахографом, и контролёру придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. А вот с QR-кодом проверка может быть практически анонимной: навёл на QR-код смартфон (опять же, с программным обеспечением, но теперь уже не обязательно со служебным) и сразу увидел основные нарушения. Ну а дальше — всё как обычно — предложение решить вопрос на месте. Далее.

Из документа исключён следующий пункт:

«В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.»
Многие считали этот пункт аналогом ЕСТРровского изъятия Статьи 9, которое даёт возможность водителю при крайней необходимости отступать от соблюдения норм РТО при условии рукописного пояснения на оборотной стороне диска или распечатки тахографа. Однако у нас похожий пункт не давал водителю никаких прав. Так что его исключение ни на что не повлияет. А скорее, это даже хорошо, так как, в отличие от того же ЕСТР, у нас водитель не обязан в случае поломки тахографа фиксировать свои действия с помощью авторучки на оборотной стороне распечатки, что теперь и подтвердилось исключением возможности делать такие записи. Хотя сами тахографы СКЗИ и их инструкции такую возможность предусматривают.
Ну и наконец про Приложение №2 к данному Приказу, которое принесло столько недоумений и проблем, особенно физлицам, не занимающимся коммерческими перевозками. В нём определяются «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
Вроде бы, этому многострадальному списку уже не один год, было много возмущений и обсуждений, и что же? А вот что: теперь неразбериха стала ещё сильнее! Во-первых, из исключений, то есть из списка транспортных средств и их владельцев, которым НЕ нужно ставить тахографы, вдруг неожиданно напрочь исключили физлиц. То есть, если у тебя, допустим, автомобиль-дом, или ты сельхозпроизводитель, или у тебя музейный автомобиль, то, чтобы тебе не ставить тахограф, нужно… регистрироваться предпринимателем! Да-да, вот читаем:

Сначала:

1. Оснащению тахографами подлежат:
грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
и затем примерно то же про юр. лиц и предпринимателей.
И далее:
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: …
И всё. И далее идёт перечисление транспортных средств. Заметили? Про физических лиц ничего не сказано.
На 99% можно быть уверенным, что это просто очередная небрежность при написании закона, но ведь опять же — какая коррупционноёмкая! Далее. Из списка исключений вычеркнуты «специальные»!

Но ведь это же официальный термин, содержащийся в ТехРегламенте Таможенного союза в Разделе II:

«специальное транспортное средство» — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)
Да, в списке 440-го Приказа и так есть эти четыре перечисленные вида. Но как быть с «и так далее»? Что теперь делать владельцам буровых установок (не нефтяных, а садоводческих), владельцам техпомощей (просто техпомощей, а не эвакуаторов), владельцам бочек-ассенизаторов (типа: у меня сорокапятичасовой отстой, а бочка пусть пару дней у вас под окнами постоит?)
А как теперь быть, если, допустим, по факту автомобиль для содержания дорог, а в ПТС и СТС в строке «Тип ТС» напечатано специальный?
В общем, путаница продолжается, и даже усиливается. Единственное, что наконец-то прояснилось, это про сильно старые автомобили, и теперь так:

не нужно ставить тахографы на:

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния; Ну и последнее: в исключения добавлены пчеловозы. Молодцы пчеловоды, добились своего! Не иначе, как у них свой лоббист в МинТрансе.
А, ещё библиотеки и автосцены. И, скорее всего, это не прикол, а … скрытая возможность не ставить тахографы. А что: опустил борта своего старенького ГАЗона или ЗИЛа, поставил пару колонок и смартфон с усилителем — вот тебе и автосцена. Или нужно иметь удостоверение об окончании театрального училища? Вот такие тахографические новости.
Ну а новый российский РТО разберём подробно после Нового года.

Тахографы в 2020 году

Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств. Рассмотрим, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях.

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

  • То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.
  • Режим труда и отдыха водителей
  • Режим управления личными грузовиками и автобусами

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Далее на фото показано как выглядит тахограф:

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

В России предъявлены различные требования к оборудованию на транспортные средства , осуществляющие деятельность в России и осуществляющие деятельность за пределами нашей страны(согласно ЕСТР). Основными отличиями являются:

  1. наличие блока СКЗИ;
  2. наличие навигационного модуля ГЛОНАСС/GPS , как дополнительного источника скорости.
Читайте также:  Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Какие тахографы разрешены. Производители , марки тахографов, допущенных Минтрансом РФ:

Наименование модели (марки тахографов)
Номер версии программного обеспечения тахографа
Наименование организации-изготовителя
Адрес организации-изготовителя тахографа
«ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13 Основная плата: V 1172 Дополнительная плата: V 112 ООО «НТЦ Измеритель» 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр. 4
«КАСБИ DT-20M» 2.00 ОАО «КЗТА» 248002, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 141
«Меркурий ТА-001» 1.03.0106 ООО «АСТОР ТРЕЙД» 105484, г. Москва, ул. 16-я Парковая, д. 26
«DTCO 3283»

На какие авто нужно устанавливать тахографы в 2021 году

Тахограф — прибор, облегчающий контроль за автомобилем. Он подключается ко всем системам автомобиля и записывает его действия, чтобы дать информацию о действиях водителя и о его причастности/непричастности к аварии. Данные можно извлечь, предоставив особенную карту. Разберем, кому же такой прибор нужен и как его установить.

Законодательная база

27.02.2014 был утвержден порядок оснащения коммерческих автомобилей тахографами. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ Министерства транспорта об условиях оснащения транспортных средств тахографами.

Согласно этому приказу, в настоящее время некоторые автомобили должны использоваться цифровые тахографы с криптографической защитой данных (модуль CIPF), которые записывают информацию о времени работы, отдыха, маршруте и т. д. непрерывно и в нерегулируемом режиме.

Установка тахографов с модулями CIPF осуществлялась в несколько этапов.

Начиная с 1 апреля 2014 года тахографы с модулями CIPF должны были устанавливаться на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года (срок перенесли с апреля на июль) — на автобусах и грузовиках с полной массой более 15 тонн; с 1 сентября 2014 года — на грузовых автомобилях с полной массой более 12 тонн; с 1 апреля 2015 года — на грузовые автомобили с полной массой от 3,5 до 12 тонн.

Однако для тех, кто ранее устанавливал тахографы старого образца, срок обязательного оснащения транспортных средств новыми тахографами был перенесен на 1 января 2018 года.

Сегодня разъяснение закона 2021 года про тахографы можно найти практически в любом информационном источнике. Однако для получения качественной информации без искажений желательно обратиться в сервисные центры, которые занимаются установкой тахографов и их обслуживанием, только специалисты смогут вам предоставить актуальные данные.

Подробности о законах про тахографы ищите здесь.

Кому нужен тахограф, а кому нет?

На какие автомобили устанавливается тахограф? Он устанавливается на машины:

  • которые используются для пассажирских междугородних перевозок (если пассажирских мест более восьми);
  • массой более 3500 кг, которые также осуществляют междугородние коммерческие грузоперевозки.

Т.е. по закону владелец авто может не устанавливать на него тахограф, если не занимается коммерческими грузоперевозками.

Существует два разных типа тахографа — цифровой и аналоговый. Для всех коммерческих транспортных средств, впервые зарегистрированных или после 1 мая 2006 года, должен быть установлен цифровой тахограф.

Была выпущена директива РФ по обновлению тахографов, чтобы иметь технологию GPS, позволяющую властям получать удаленный доступ к хранимой информации.

То есть, тахограф нужен именно цифровой.

Установка тахографа на автобус по закону в 2021 году

webp» alt class=»img-border»>

Согласно последней версии регламента о безопасности транспортных средств, ставить тахограф нужно на авто категории M2 и M3, которые используются для перевозки пассажиров.

Аналогично, тахограф в автобусе нужен для осуществления коммерческих перевозок вне города, а также школьных и дежурных вахтовых автобусов.

Если вас интересует вопрос, нужен ли тахограф на автобус перевозящих сотрудников компании, тогда тут тоже требуется обратиться к законодательству. Когда транспортное средство используется для перевозки менее чем 8 пассажиров, тогда установка прибора не требуется. А если вам необходим большой автобус, то придется потратиться на тахограф.

Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2021 году?

В грузовике тахограф нужен для сохранения здоровья и жизни участников дорожного движения и для уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий путем регистрации и записи скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. При помощи тахографа становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями транспортного средства, так и чрезмерную утомляемость членов экипажа, нормируя их время работы и отдыха.

  • Среди основных категорий транспортных средств можно отметить обязательную установку тахографов на грузовые автомобили:
  • 1Массой от 3,5 до 12 тонн, задействованные в коммерческих перевозках.
  • 2Международный грузовой транспорт.
  • 3Автобусы на 8 и более мест.

Нужно ли устанавливать тахографы на такие транспортные средства как самосвал или маршрутку? Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Установка тахографа на самосвал при его использовании в личных целях не требуется. Если транспортное средство куплено для коммерческой деятельности – установка обязательна. А если вас интересует комплектация кранов, то на основании приказов Минтранса № 36 и 273 все автомобили, оснащенные краном-манипулятором, должны быть укомплектованы тахографами.

  1. На какие автомобили не надо устанавливать тахографы:
  2. 1Пригородные, городские автобусы, городские маршрутки.
  3. 2Автокраны.
  4. 3Грузовые ГАЗели массой менее 3,5 тонны.

Некоторых интересует вопрос, а нужен ли тахограф на «Валдай». Давайте разберемся. Среднетоннажный грузовик «Валдай» имеет полную массу более 6 тонн, а паспортная грузоподъемность составляет более 2 тонн. Согласно законодательству тахограф необходимо устанавливать на транспортное средство массой свыше 3,5 тонн, значит для «Валдая» также требует установка тахографа.

Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн? В этом случае в законопроекте акцент делается на характер деятельности владельца ТС. Когда собственник авто является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателей, установка обязательна.

Если нет, то нет. При проверке отсутствие бортового самописца может вызвать подозрения у сотрудников ГИБДД.

Для защиты себя вам необходимо иметь при себе документы подтверждающие, что вы не используете свой грузовик с целью осуществления коммерческой деятельности.

Нужна ли водительская карта?

Согласно закону, для транспортного средства, оснащенного цифровым тахографом и управляемого в соответствии с правилами РФ, у водителя должна быть карточка водителя.

Если водителю, которому выдана карточка водителя, предлагается предъявить свою карточку во время дорожного осмотра, и он не может этого сделать, даже если он просто водит автомобиль, оснащенный аналоговыми тахографами, он совершает нарушение.

Вы можете иметь только одну карту водителя, и вы никогда не должны использовать чужую карту!

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу

Требования закона:

1Можно проводить за рулём не более 9 часов в день. Допустимо продление максимум до 10 часов не более двух раз за одну неделю.

  • 2Лимит вождения в неделю — 56 часов.
  • 3Но общий лимит на две недели — не больше 90 часов.
  • 4Если время отдыха не наступило, а водитель за рулём более 4 часов, можно сделать перерыв на 45 минут.

5Данная пауза может быть заменена перерывом продолжительностью не меньше 15 минут, за которым следует пауза продолжительностью не меньше получаса. Во время пауз нельзя выполнять другую работу.

6Пункты 4 и 5, не должны рассматриваться как ежедневный период отдыха.

7Дневная длительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна быть дольше 13 часов. Общая работа может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не больше 3 рабочих дней, которые он продлил до 15 часов общей работы между любыми двумя недельными периодами отдыха.

8Максимальная длительность безпрерывной второстепенной работы и управления автомобилем не должна превышать шести часов, после чего водитель должен сделать паузу не менее чем на 45 минут, если не наступит время отдыха.

9Нужно соблюдать регламент и не отклоняться от него.

10За сутки нужно отдыхать не меньше 11 часов. Можно отдыхать прямо в авто, если есть специально оборудованное место для отдыха.

Кто имеет право проверять тахограф на грузовом автомобиле на рейсе? Согласно закону, то вариант только один – инспектор ГИБДД ( он же сотрудник ДПС), что утверждено приказом номер 5 Министерства Транспорта России.

Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?

Чтобы водитель мог добраться до безопасного места остановки и обеспечить безопасность других людей, транспортного средства или груза, может быть допустимо отступление от правил РФ, если это не ставит под угрозу безопасность дорожного движения.

В решении Европейского Суда 1995 года говорится, что отклонение от правил применяется только в тех случаях, когда невозможно соблюдать правила, касающиеся часов водителей.

В случае, если это происходит, водители должны отметить причины, по которым они отклонились от правил, либо на обороте своих листов с записями тахографа, если они используют аналоговый тахограф, либо на распечатке или временном листе при использовании цифрового тахографа один раз они достигли подходящего места остановки.

Заключение

Надеемся, что статья помогла разобраться с тахографами и требованиями к их установке. Важные моменты:

  • тахограф нужно устанавливать на грузовые автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях;
  • какое-то время водитель должен отдыхать. В перерывах нельзя выполнять другую работу;
  • чтобы установить тахограф, нужно скачать дополнительное ПО «Tachomaster»;
  • наилучший способ установить аппарат — обратиться к специалистами;
  • даже если авто буксирует грузы, тахограф всё равно рекомендуется установить.

Законодательство четко определяет что и как нужно подключать, когда проводить остановку, а когда можно перемещаться на авто. Чтобы быть в курсе всех нововведений, нужно проверять правки к законам хотя бы раз в месяц.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 12 октября 2020 г.

На какие машины устанавливается тахограф в 2021 году?

  • Добрый день, уважаемый читатель.
  • Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
  • Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования.

Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

  Понятие «Сквозной проезд через двор» и штраф за него

  • Для чего нужен тахограф?
  • Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
  • Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
  • Нужен ли тахограф на личный грузовик?
  • Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
  • Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
  • Сроки установки тахографов с СКЗИ
  • Размер штрафа за отсутствие тахографа.
  • Будут ли отменены тахографы?
Читайте также:  Штраф за неработающую подсветку заднего номера в 2021 году

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

  1. То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.
  2. Режим труда и отдыха водителей
  3. Режим управления личными грузовиками и автобусами

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Закон о тахографах для грузовиков 2021: технические детали

Если грузовые перевозки ограничены пределами Российской Федерации, нужно установить тахограф СКЗИ с блоком криптографического шифрования.

Когда планируется перевозить грузы в другие страны, потребуется европейский аналог данного устройства – стандарта ЕСТР (так сокращенно именуется Европейское Соглашение об организации международных перевозок).

Если компания собирается осуществлять оба вида деятельности, ей достаточно поставить одно контрольное устройство стандарта ЕСТР.

Полномочием определять, какие должны устанавливаться тахографы на грузовые автомобили, закон 2021 года наделяет Министерство транспорта. Технические параметры устройств оно согласует с двумя другими ведомствами – Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ.

Ставки транспортного налога по регионам 2018 (таблица)

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военные транспортные средства;
  • Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2021 года);
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2021 года — старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2021 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Троллейбусы;
  • Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции (с 1 января 2021 года);
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства (до 31 декабря 2020 года);
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные библиотеки и автосцены (с 1 января 2021 года).
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Как оформить карту международного перевозчика?

Допуск для международных перевозок выдает Ространснадзор и его территориальные органы (УГАДН). Чтобы получить его, юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь автомобили, отвечающие международным техническим стандартам и соглашениям;
  • устойчивое финансовое положение;
  • полис ОСАГО;
  • в штате организации должен быть водитель/водители требуемой квалификации.

Удостоверение (оформляется на каждое транспортное средство) выдается на один год при первичной подаче заявления. По истечении 12 месяцев можно подать на новое сроком 5 лет, которое, в отличие от выданного в первый раз, разрешается продлить дважды.

В подразделениях Ространснадзора услуга (полностью – и рассмотрение заявления, и выдача карт, и их продление) оказывается бесплатно. С оформлением, уже за плату (около 10 000 рублей в зависимости от срока действия удостоверения и региона) помогают специализированные мастерские.

Установка нового тахографа с СКЗИ, включая стоимость прибора и его настройку, обойдется в сумму от 35 000 рублей. Еще по 25 000 рублей (актуальная на январь 2021 года цена) потребуется платить каждые три года за замену криптографического блока.

Перечень моделей блока СКЗИ, карт, лицензированных мастерских регулярно обновляется на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Какой тахограф надо ставить на грузовой автомобиль с 2018 года?

Какой именно вид устройства следует установить на грузовик, зависит от направления выполняемых рейсов. Положения приказа Минтранса №36 определенно говорят:

  • для перевозок внутри страны требуется тахограф с СКЗИ,
  • для международных перевозок – европейский аналог.

Требование об обязательной установке технического средства контроля с криптографическим модулем не затрагивает автотранспорт, допущенный к международным перевозкам в соответствии с карточкой допуска.

То есть наличие этого документа относит транспортное средство в число исключений, на которые не распространяется директива.

При этом допуск не обязывает выезжать за пределы страны и предъявлять соответствующие доказательства, а является лишь свидетельством готовности транспорта совершать международные рейсы.

Знак «Шипы»: куда клеить?

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3.

Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

  DAEWOO-LANOSКакая дистанция между автомобилями безопасна

Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?

С 2021 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2021 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований.

Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2021 года.

Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.

Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.

При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет.

Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:

  • наличие договора,
  • плата за услугу.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Порядок оснащения транспортных средств тахографами

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector