Закон «Об исполнительном производстве»

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (804) 333-70-30 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Исполнительное производство (далее – ИП) – это способ практического исполнения решений, принятых судами или другими уполномоченными органами.

Такие решения касаются конфликтных ситуаций имущественного характера между физическими и юридическими лицами. А действия, направленные на реализацию законных претензий, носят характер принудительный.

Правовое обеспечение этого процесса регламентировано ФЗ «Об исполнительном производстве».

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Основные положения закона

Понимание механизмов работы ФЗ-229 необходимо начинать с уяснения основных положений этого нормативно-правового акта.

Что такое исполнительское производство

Трактовка термина ИП прямо указывает на принудительное, непосредственное исполнение определенных судом или иными правовыми актами предписаний и требований в определенный законом срок. К производству подлежат:

  • определения судебных актов;
  • решения должностных лиц или уполномоченных органов;
  • требования иных документов, подпадающих под юрисдикцию этого закона.

ИП оканчивается либо при полном фактическом удовлетворении взыскателя. Это может произойти и по истечении отведенного срока (60 суток) либо из-за фактической невозможности взыскания:

  • смерть должника при отсутствии наследников;
  • полное отсутствие имущества на которое может быть наложено взыскание;
  • безвестное отсутствие должника (до момента его обнаружения либо выявления принадлежащих ему средств).

ИП может быть приостановлено с последующим возобновлением при выявлении уточняющих обстоятельств, влияющих на принятие решения.

Формой исполнительного производства может быть воздержание от каких-либо действий, если такое бездействие осуществляется с целью удовлетворения притязаний лица, интересы которого защищаются в конкретном случае.

Основные сведения о прекращении исполнительного производства

Механизм и участники ИП

Субъектами ИП выступают связанные между собой должник, на которого направлено взыскание, и взыскатель: прежде всего, документом, подлежащим исполнению. Это исполнительный лист: он и есть объект ИП.

Этот документ вступает в законную силу исключительно после решения суда.

В тех случаях, когда должник без какого-либо принуждения самостоятельно погасил свои обязательства в отношении взыскателя, производство не возбуждается.

Что делать с исполнительным листом

На территории Российской Федерации принудительное исполнение в рамках ФЗ-229 реализуют судебные приставы. Они являются государственными служащими –  должностными лицами ФССП, а круг их полномочий определен ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции 2019 года).

К объектам исполнения относят то, на что направлено правовприменение. Первая большая группа – это судебные акты. Она включает постановления судов общей юрисдикции арбитражных судов. Под термином «судебные акты» закон подразумевает все виды приказов, определений, решений, определенных ч. 1 ст. 15 АПК, ч. 1 ст. 16 КАС, ч. 1 ст. 13 ГПК России.

Закон

К исполнению в принудительном порядке относят документы, по которым предусмотрено изъятие у должника и передача заинтересованным лицам (гражданам, бюджетам или организациям) какого-либо имущества или денег.

Акты третейских судов исполняются лишь том случае, если в порядке ст. 240 АПК и ст. 427 ГПК вынесено определение о выдаче исполнительного листа. К актам иных уполномоченных органов и должностных лиц относят, к примеру, решения ГИБДД, налоговой службы, нотариальные свидетельства.

В соответствии со ст. 48 ФЗ-229 участниками ИП выступают взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, и лица, привлеченные к исполнению: переводчики, эксперты, понятые.

В течение какого времени возбуждается исполнительное производство

Повестки, вызовы, извещения

Порядок информирования должника определен в ст. 24 ФЗ-229. Статья содержит указания на способы уведомления о возбуждении ИП, о месте и способе проведения действий. Могут быть использованы телефонограммы, повестки с требованием явиться к судебному приставу, смс-информирование, заказные письма и прочие способы.

Если ИП требует немедленных действий, например, блокировки и ареста денежных счетов, то должник не уведомляется о таких решениях.

Часть 3 ст. 24 указывает на то, что уведомления направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Это может быть место проживания, учебы или работы, личный кабинет на портале Госуслуг РФ (при наличии такового).

Лица, участвующие в ИП, могут указывать удобную для них форму оповещения и адреса по которым приставы проводят информирование.

Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство? Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится. Может ли банк сам предъявить исполнительный лист в бухгалтерию организации, где я работаю? Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо. По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?
Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.

Меры принудительного исполнения

Мерам, направленным на принуждение должника к исполнению законных требований пристава-исполнителя, в ФЗ-229 посвящена гл. 7. Все действия, которые уполномоченное лицо ФССП проводит с целью получения с должника имущественного (в т. ч. денежного) или неимущественного удовлетворения, перечислены в ст. 68 ФЗ-229.

Понятие меры выступают общим по отношению к понятию «действие». Исполнительные действия вытекают из той меры, которая подлежит исполнению (перечислены в ч. 3 ст. 68 в ст. ФЗ-229).

К ним относятся:

  • взыскания, обращенные на имущество либо финансы должника;
  • принудительное выселение или вселение в жилые помещения;
  • принудительное выселение из нежилых помещений;
  • выдворение за пределы Российской Федерации, арест имущества и счетов в КФУ.

Этот список не является исчерпывающим. Положения статьи позволяют применять иные меры, не вступающие в противоречие с конституционными правами.

Любые ограничения, накладываемые на должника с целью понуждения его к возврату средств и исполнению постановлений суда, судебный пристав соотносит с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ограничения могут накладываться лишь в той мере, которая не нарушает базовые принципы государственного строя и не противоречит положениям Основного закона страны.

Закон

Практика взысканий выделила косвенные меры принуждения. Они не направлены непосредственно на исполнение акта, а воздействуют на личность должника и служат для побуждения к самостоятельному исполнению судебного акта. К таким мерам относят временный запрет на выезд за пределы страны, лишение права управлять автотранспортным средством, заниматься врачебной или педагогической практикой.

Еще одной косвенной мерой принуждения выступает арест в порядке ч. 1 ст. 20.25, ч. 5 ст. 32.2 КоАП на срок до 15 суток либо штраф не менее 1000 рублей, либо выполнение до 50 часов общественных работ.

Понятие мер принудительного исполнения в исполнительном производстве

Как происходит взыскание на зарплату и другие доходы

Ст. 98 ФЗ-229 определяет три случая, которые позволяют обратить взыскание на деньги (получаемые в качестве оплаты труда или являющиеся иными доходами: пенсией, социальными пособиями, гонорарами, премиями, дивидендами и т. д):

  1. В исполнительном документе прямо указано на то, что взыскание направлено на периодические платежи, получаемые должником.
  2. Если требуется взыскать сумму, не превышающую 10 тыс. рублей.
  3. У должника нет средств или имущества, позволяющего погасить долг в полном объеме.

Имеет ли право судебный пристав арестовывать зарплатную карту

Закон определяет, что удерживаться может не более 50% от заработной платы (с учетом обязательного вычета НДФЛ). Если взыскание накладывается с целью выплат алиментов, то суммы исчисляются в такой пропорции:

  • на 1 ребенка – 25%;
  • на двоих – 33,3%;
  • на троих – 50% от заработка должника.

На практике случаются случаи, когда происходит удержание по двум исполнительным листам одновременно.

Такие удержания входят в мероприятия ИП. Пристав указывает срок для добровольного выполнения требований должника, не превышающий 5 суток с момента вручения уведомления.

Работодатель или иные лица, выплачивающие ответчику зарплату или какие-либо иные представляющие доход платежи, с момента получения исполнительного листа обязаны перечислять указанные в нем суммы в пользу взыскателя. Закон отводит на выполнение таких действий три дня с момента регулярной выплаты (например, получения должником причитающейся ему заработной платы).

Работодатель перечисляет такие средства либо до момента полного погашения задолженности, либо до момента прекращения трудового соглашения. Но если взыскание накладывается на выплаты по месту учебы или жительства, то уполномоченное лицо удерживает и перечисляет причитающиеся суммы до момента фактического погашения долга или смены места учебы (места жительства) должника.

В момент прекращения удержаний такое лицо обязано вернуть исполнительный лист в ФССП с пометками:

  • о причинах прекращения удержаний;
  • удержанных суммах с пометками, куда были средства перечислены.
Читайте также:  Приложение категории транспортных средств, установленные техническим регламентом таможенного союза "о безопасности колесных транспортных средств" (тр тс 018/2011), и федеральным законом от 10 декабря 1995 г. n 196-фз "о безопасности дорожного движения"

Указывают и остаток задолженности.

Горячая линия для консультаций граждан: 8-804-333-70-30

Взыскание и реализация имущества должника

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в ч. 1 ст. 68 учитывает принудительные меры по изъятию имущества, принадлежащего должнику, и продажу арестованного — с целью погашения долга или выплаты иных сумм, причитающихся взыскателю.

Статья 446 ГПК РФ содержит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В практике такие случаи употребляют под термином «иммунитет на взыскание»

Первым этапом такого взыскания выступает арест. Суть этого понятия раскрыта ст. 51 ФЗ-229. Приоритетом к изъятию выступают денежные средства, кроме случаев, когда исполнительный документ прямо указывает на имущество. Согласно ст. 69 закона такое имущество может не только реализовываться с целью получения прибыли, но и просто передаваться взыскателю в собственность.

Во исполнение ст. 87 ФЗ-229 и п. 1. «Положения №432-2208 о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» продажа арестованного имущества осуществляете именно этим органом. Излишки средств, оставшиеся после реализации, возвращаются в собственность должника.

Как оценивают имущество должников судебные приставы исполнители

Исполнение неимущественных требований

Под неимущественными требованиями закон подразумевает позиции, перечисленные в ст. 106-109 ФЗ-229. Например, восстановление на прежнем месте работы или определение порядка общения с ребенком после развода родителей.

При реализации неимущественных требований допустим арест имущества, но не как способ получения средств для погашения взыскания, а как мера понуждения должника к самостоятельным действиям по воздержанию от определенных действий.

Обжалование постановлений о взыскании

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен в гл. 18 ФЗ-229. Закон для ее подачи определяет десятидневный срок с момента вынесения исполнительного постановления, выявления факта противоправного или спорного действия (бездействия) или немотивированного отказа в отводе.

Жалобы подаются согласно территориальности ФССП и в порядке подчиненности. Физическое или юридическое лицо, подавшее жалобу, имеет право отозвать ее в трехдневный срок с момента подачи, не дожидаясь принятия решения по существу вопроса.

Поданная жалоба рассматривается в десятидневный срок, а при необходимости изучения дополнительных материалов или судебного разбирательства срок ее рассмотрения увеличивается. Для получения и рассмотрения дополнительных документов по сути жалобы закон отводит не более 10 дней.

Нюансы обращения взыскания в отношении организаций-должников

В течение 3 суток с момента поступления к нему исполнительного документа судебный пристав обязан принять решение об отказе либо о возбуждении ИП. К этому сроку ФССП добавляет еще 5 дней на добровольное погашение взыскания.

Здесь подразумеваются рабочие дни.

Если в течение этого времени юридическое лицо, выступающее должником, не исполняет требования по взысканию, в отношении такой организации применяют дополнительные санкции в виде требований по уплате исполнительно сбора.

  • Закон
  • Размер сбора составляет 7% от суммы взыскания.
  • Для использования в ИП судебный пристав-исполнитель имеет право направить официальные запросы о состоянии счетов должника и оценочной стоимости принадлежащего ему имущества в Росреестр, налоговую службу, ГИБДД, Гостехнадзор, пенсионный фонд.
  • ФНС в течение недели обязана предоставить сведения о том, в каких КФУ обслуживается организация-должник и какие номера имеют ее расчетные счета.
  • При применении исполнительных мер аресту в первую очередь подлежит то имущество, которое непосредственно не участвует в производственном цикле.

Как вернуть исполнительский сбор судебного пристава

Последние редакции закона

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» с изменениями на 2020 год имеет существенные поправки в ст. 67 и более ранние, в ст. 9 и 23.

Новая редакция закона определяет суммы долга, которые являются основанием к запрету на выезд из России. В случае невыплаты алиментов это 10 тыс. рублей, в иных случаях – 30 тыс.

В марте 2018 года были внесены изменения в гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно правкам, ИП прекращают при установлении факта безнадежности взысканий, направленных на погашения долга в бюджеты.

Февральские правки 2019 года обязали лиц, начисляющих должнику обязательные периодические платежи, указывать в расчетном листе сумму удержанных взысканий.

На основании ч. 6 ст. 81 в том случае, если у должника нет средств на погашение долга, расчетные операции по его счетам приостанавливаются.

Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

  • Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
  • — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
  • — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
  • — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
  • — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
  • — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.

Это целесообразно, когда в отношении того же должника ОПИ возбудил исполнительные производства и по ним проводится работа.

Подобный порядок исключит конфликт интересов разных органов, осуществляющих взыскание задолженности с одного и того же лица.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Читайте также:  Отмена доверенности на управление автомобилем

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА).

НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст.

35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст.

53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику.

В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

В целях реализации положений Закона в данной части Минюст принял постановления от 21.05.2021 N 93 «О взаимодействии органов принудительного исполнения с государственными органами и организациями» и N 94 «О признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. N 262».

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.

2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в закон «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ», касающиеся вопросов списания с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются.

Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

Читайте также:  Как записаться в ГИБДД для постановки на учет автомобиля: онлайн запись

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

  • Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.
  • Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
  • Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода  для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную  работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.

Федеральный закон от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в "статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Статья 1

Абзац восьмой части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2005, N 1, ст. 20; N 30, ст. 3104; 2007, N 41, ст. 4845; 2009, N 7, ст. 771; 2020, N 48, ст.

7631; 2021, N 18, ст.

3050) дополнить словами «, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7014, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1657; N 51, ст.

6699; N 52, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1411, 1427; N 48, ст. 6706; 2016, N 1, ст. 13, 45, 64; N 11, ст. 1493; 2017, N 22, ст. 3070; N 31, ст. 4761; N 47, ст. 6847; 2019, N 8, ст. 715; N 10, ст. 894; N 31, ст. 4446; N 46, ст. 6421; 2021, N 1, ст.

34) следующие изменения:

  • 1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;
  • 2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;
  • 3) статью 69 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:

«51.

Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:

  1. 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
  2. 2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
  3. 3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.

52.

При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).»;

4) статью 70 дополнить частью 53 следующего содержания:

«53.

Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;

5) часть 31 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«31.

В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;

6) в статье 99:

а) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11.

В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;

б) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 11 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.».

  • Статья 3
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
  • Президент Российской Федерации В. Путин

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector