Тротуар ПДД: определение

Увеличивающаяся интенсивность автомобильного движения на дорогах требует от властей проявления повышенной заботы о пешеходах.

Поэтому в больших городах стараются сделать городскую среду более удобной для жизни обывателей за счёт ремонта имеющихся и создания новых тротуаров, пешеходных и велосипедных зон.

Такое привычное для горожанина понятие — тротуар, часто сливается с городской средой, поэтому порой важно юридически правильно определять, что тротуар, это не просто — часть дорожного полотна.

Тротуар, обочина и дорожка для пешеходов

Тротуар ПДД: определение

Проезжая часть – элемент инфраструктуры населённого пункта, предназначенный для движения транспорта в одну или в обе стороны.

Тротуар представляет собой дорожный объект, предназначенный для передвижения пешеходов и низкоскоростных объектов, например, инвалидных или детских колясок.

Чтобы не инициировать аварии и предотвратить травматизм на дороге, области движения для транспорта и для пешеходов принято разделять. Как правило, для этого используется бордюрный камень. Помимо прочего, чтобы исключить наезд автомобиля на пешеходную часть дороги, её на несколько сантиметров приподнимают. В особо опасных участках, она ещё и обозначается металлическим ограждением.

Иногда, для создания особой городской среды, тротуарную дорожку совмещают с велосипедной или автомобильной дорогой. Поэтому, чтобы не запутаться и двигаться по предназначенной полосе, нужно ориентироваться по дорожной разметке и знакам.

Дорожка для пешеходов – зона с установленным на ней указателем 4.5. Он показывает начало участка дороги, где движение осуществляется только пешеходами. Всем другим объектам двигаться в этом месте категорически запрещено.

Тротуар ПДД: определение

Разница между этими объектами — тротуаром и пешеходной дорожкой, состоит в том, что первая используется практически только для передвижения пешеходов, а по второй, в отдельных ситуациях, возможно движение транспорта. Например, разрешено ездить на велосипедах, разгружать коммерческие автомобили в торговые точки, подъезжать «Скорой помощи», машинам МЧС, газовой службе, другим специальным автомобилям.

Общие понятия

Чаще всего два понятия – пешеходная дорожка и тротуарный переход, путают водители мотоциклов и легковых автомобилей.

Чтобы лучше ориентироваться, необходимо запомнить, что тротуар не обозначается отдельным знаком. Этот дорожный элемент существует параллельно с проезжей частью.

Он может отделяться от неё бордюром, газоном, а может плавно переходить в неё. Поэтому водителям иногда сложно понять, где он кончается.

Чтобы избежать наказания, необходимо внимательно наблюдать за конфигурацией дороги. Визуально анализируя ситуацию, можно увидеть, где продолжается основная дорога в городе, а где начинается тротуарный переход.

С пешеходной дорожкой дела обстоят намного проще. Специальный дорожный указатель чётко показывает, где она начинается. При отсутствии дублирующего указателя, зона её действия прекращается на ближайшем пересечении.



Наказание за остановку на тротуаре

Различные территориальные субъекты Российской Федерации разрабатывают свои штрафы для наказания недобросовестных владельцев автомобилей, практикующих остановку на тротуарах. Хозяевам обычных легковых машин и мотоциклов в Москве и Санкт-Петербурге за стоянку на тротуарных переходах грозит штраф 3 000 рублей.

При встрече с сотрудником ГИБДД, автовладельцы других российских городов и посёлков облегчат свои кошельки на 1 000 рублей.

Штрафы, перечисленные выше, регламентируются частями 3 и 9 статьи 13.19 КоАП. Не уплачивать их можно только путём соблюдения правил, установленных ПДД.

Тротуарная дорожка является дорожным элементом с интенсивным движением пешеходов.

Иногда она примыкает к другим объектам инфраструктуры или сливается с ними:

  • автомобильному шоссе;
  • скверам и площадям;
  • полосе движения для велосипедистов.

Тротуар ПДД: определение

Временная парковка в пешеходных зонах разрешена только велосипедистам, мотоциклистам и водителям автомобилей городских экстренных служб со спецсигналами. Правда, стоя на тротуаре, спецмашины должны иметь соответствующие документы об их вызове, подтверждённые путевым листом соответствующего образца.

Можно ли ездить по тротуару на автомобиле

Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.

Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.

Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья 12.15 КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.

Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.

Тротуар ПДД: определение

И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств.

Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь.

Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.

Езда по тротуару на велосипеде

Действующим законодательством езда по тротуару на велосипеде не запрещена только при наличии определённых условий:

  1. Обочина и правый край автомобильной дороги не предназначены для движения велосипедов.
  2. Сопровождение взрослым велосипедистом малолетнего велосипедиста возрастом до 7 лет.
  3. Перевозка взрослым велосипедистом ребёнка в возрасте до 7 лет. Маленький пассажир должен сидеть на дополнительном сиденье – покупном либо самодельном, в велосипедной коляске или в прицепе, который предназначен для эксплуатации в составе велосипеда.

Современные мегаполисы напичканы колоссальным количеством легковых автомобилей. Сейчас в каждой семье есть своя машина, порой даже не одна. Выехать со двора иногда очень проблематично. Сколько власти не расширяют городские дороги, строят новые развязки, а проблема пробок и заторов остаётся актуальной.

Однако кроме автомобилей, на дороги города ежедневно выходят миллионы простых граждан, именуемых пешеходами. Это наши родственники, знакомые, коллеги. Автомобилисты должны помнить, что тротуары предназначены для этих людей, и не должны использоваться как ещё одно бесплатное место парковки.

Каждый человек имеет право спокойно идти пешком по своим насущным делам, будь то путь на работу, остановку, в школу, в детский сад.

Его дорогу не должны преграждать автомобили, вынуждая лавировать среди городского транспорта, обходя препятствие по проезжей части.

Управляя источниками повышенной опасности, автомобилисты должны постоянно проявлять внимательность к пешеходам, заботиться об их безопасности.

Каждый водитель автотранспортного средства должен быть вежливым как со своими коллегами — водителями, так и с пешеходами. В конце концов, поставив машину на парковку или в гараж, автолюбитель тоже становится пешеходом.

Тротуар – это часть дороги или нет: определение и правила дорожного движения

Пешеход в рамках дорожного движения является наименее защищенным участником, поэтому требует дополнительной защиты. Данное следствие реализовано за счет выделения специальной пешеходной зоны, цель которой заключается в обеспечении безопасности людей. Чтобы определиться с регламентирующими положениями ПДД, нужно установить: тротуар – это что такое и что он значит для пешеходов.

Что такое тротуар

Тротуар представляет собой специальную зону, которая выделена для передвижения пешеходов и велосипедистов. Дорого же – это часть покрытия, предназначенная для перемещения транспортных средств. Она может состоять из:

  • трамвайных путей;
  • разделительных конструкций;
  • обочин;
  • тротуаров.

То есть по нормам ПДД тротуар – это часть дороги. В обязательном порядке пешеходная зона должна быть отделена от проезжей полосы либо зеленым полотном шириной не менее 1 метра, либо бетонным бордюром. Ограждение предназначено для предотвращения рисков размытия и осыпания грунта. Также бордюр способствует снижению степени разрушений дорожного покрытия.

Какие знаки обозначают тротуар

В правилах дорожного движения не выделены знаки отдельно для тротуара. Данный пешеходный элемент отмечается обозначениями пешеходной зоны, которых всего три:

  • знак 4.12. Его предназначение заключается в выделении полосы, где движение допускается строго для мопедов или велосипедов;
  • знак 4.13. Размещается в местах, где может перемещаться только пешеход – никаких дополнительных транспортных средств;
  • знак 4.14. Значение данного знака определяет участки, где могут двигаться как велосипедисты, так и пешеходы.

В большинстве случаев тротуары не обозначены знаками, поэтому пешеходам и иным участникам движения нужно учитывать визуальные признаки, определяющие такую зону.

Читайте также:  Проезд на красный свет под камеру: штраф в 2020 году

Как устанавливается ширина тротуара

Размеры тротуара зависят от интенсивности движения пешеходов в конкретной зоне. Чем больше человек проходит за один час, тем больше полос будет выделено для них:

  • одна дорожка, если интенсивность не превышает 50 человек в час в обе стороны;
  • две разграничительные полосы, если речь идет о более заселенных участках, в которых каждый час перемещаются от 50 до 1 тысячи человек;
  • дополнительно выделяется еще одна дорожка на каждую одну тысячу человек.

Минимальная ширина определена в положениях ПДД и составляет 1 метр. Если полос несколько, нижнее предельное значение составляет 0,75 метров. Максимум при этом не установлен, однако существуют рекомендуемые параметры. Они утверждаются с учетом типа улицы: магистральные, жилые, промышленно-складских районов, для служебных целей и т.п.

Какие предусмотрены запреты и разрешения

Тротуар ПДД: определение

В соответствии с общими положениям ПДД движение и стоянка транспортных средств на тротуаре запрещена, за некоторыми исключениями, которые касаются отдельных категорий ТС: рабочий транспорт дорожных служб и автомобили, подвозящие товар к месту торговли. Во всех остальных случаях не допускается использовать пешеходный участок для перемещения.

Даже в случае аварии, когда проезжая часть заблокирована, запрещено объезжать место происшествия по тротуару. Парковка автомобилей в этой зоне допускается только при наличии знака 6.4 и на специально оборудованных для стоянки участках.

Что касается езды по тротуару на мопеде, то она допустима, но строго при наличии разрешающего знака. Если полоса выделена специально для данных средств передвижения, то пешеход может использовать ее только при отсутствии специальной дорожки.

Какой предусмотрен штраф

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за парковку в неположенном месте полагается мера наказания в виде взыскания штрафа в размере 1 тысячи рублей. При этом автомобиль подлежит эвакуации на штрафстоянку.

В подобном случае водителю нужно быть готовым оплатить в дополнении услуги хранения и эвакуации транспортных средств. Так, за работу эвакуатора придется заплатить до 5 тысяч рублей, за размещение ТС на стоянке – по 1 тысяче за сутки.

Итоговая стоимость во многом зависит от региона, но в любом случае лучше знать и соблюдать правила, чем игнорировать их и платить больше.

Тротуар ПДД: определениеТакже нужно учитывать штраф за движение по пешеходной дорожке – он составляет 2 тысячи рублей. Дополнительно придется уплатить за восстановление поврежденной полосы (газон, оградка и иные детали оформления). Подобные нарушения признаются административными, поэтому нарушителю нужно оплатить штраф в течение двух месяцев. Если в этот срок гражданин не уложится, сумма взыскания увеличивается в два раза. Также возникает риск привлечения к обязательным работам или вероятность административного ареста.

Поэтому не рекомендуется заезжать на участок, отделенный от проезжей части. Слово пешехода в этом случае весит больше, чем заверения водителя. Однако даже показаний других людей не всегда нужно. Сейчас есть немало дорожных камер, которые фиксируют правонарушения и в автоматическом порядке отправляют недобросовестным водителям постановление о необходимости оплатить штраф.

И все же владельцам транспортных средств нужно учитывать ситуации, когда они вправе нарушить ПДД. Общее исключение касается обстоятельств, при которых решается вопрос жизни и смерти человека.

К примеру, если нужно доставить тяжелого больного гражданина в больницу в срочном порядке. Или же для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Однако каждый такой случай придется подтверждать, поэтому рекомендуется заранее побеспокоиться о сборе достаточных доказательств.

Что делать, если автомобиль эвакуировали

Если водитель припарковался на тротуаре, впоследствии он может обнаружить, что автомобиль исчез. При таких обстоятельствах нужно действовать следующим образом:

  • Чтобы узнать судьбу своего транспортного средства, следует для начала связаться с сотрудниками правоохранительных органов и удостовериться в том, что это не угон, а мера административного наказания.
  • Здесь же нужно уточнить фамилию инспектора, ответственного за задержание, и адрес стоянки, где сейчас располагается машина.
  • При наличии на руках водительского удостоверения и СТС остается обратиться в полицию с соответствующим запросом.

Предварительно придется доехать до стоянки, если документы на автомобиль остались в салоне. В этом случае оформляется процедура вскрытия, после чего сотрудник снимает пломбу с двери, только тогда водитель может забрать нужные бумаги для подачи в ГИБДД.

[expert_review expert_type=»expert_id» expert_id=»1″ qa_data=»Как мне отличить тротуар от проезжей части при парковке машины возле своего дома?::В ПДД не оговорено обозначение тротуаров какими-либо дорожными знаками. В следствие этого решение вопроса, верно ли припарковано ТС, в конечном результате будет зависимость от усмотрения суда» qa_type=»popup» color=»blue-2″]

Что такое тротуар по ПДД? обновлено: 3 февраля, 2020 автором: admin

Верховный суд рассказал, что такое тротуар

Фото: https://tass.ru

Водителя автомобиля оштрафовали Р·Р° неправильную парковку РЅР° основании фотоснимка спецсредства «РџРђРљ РџРњ».

При этом оштрафованная заявительница не согласилась со штрафом, поскольку, по ее словам, припарковалась она на месте недавно снесенной самовольной постройки.

В жилищной конторе при этом письменно подтвердили, что данная территория не считается ни газоном, ни тротуаром, а ранее там стоял самострой.

Но �змайловскому районному суду столицы этого оказалось не достаточно.

Судья посчитал, что по фото явно видно, что автомобиль стоит на участке дороги, ограниченном бордюром, а рядом растут зеленые насаждения и выложена тротуарная плитка для пешеходов, и значит, женщина припарковалась неправильно. Мосгорсуд также подтвердил решение районного суда и законность выставленного автоштрафа.

 Р’ерховный СЃСѓРґ опроверг РґРѕРІРѕРґС‹ нижестоящих инстанций.

РћРЅ указал, что согласно ПДД «С‚ротуар — это элемент РґРѕСЂРѕРіРё, предназначенный для движения пешеходов Рё примыкающий Рє проезжей части или Рє велосипедной дорожке либо отделенный РѕС‚ РЅРёС… газоном».

Согласно нормам ГОСТ РїРѕРґ тротуаром понимается «РёРјРµСЋС‰РµРµ усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов РІ населенных пунктах, размещаемое РІ полосе отвода Рё РЅР° земляном полотне или придорожной полосе автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, Р° также часть РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° мостовых Рё РґСЂСѓРіРёС… искусственных сооружениях». Р�Р· этих определений СЃСѓРґСЊРё Р’РЎ Р Р¤ сделали вывод, что тротуарная плитка РІРѕРІСЃРµ РЅРµ подтверждает факт наличия тротуара. Также согласно позиции Р’РЎ «РїСЂРѕРёР·СЂР°СЃС‚ание зеленых насаждений РЅРµ свидетельствует Рѕ том, что спорный участок является тротуаром Рё РЅРµ опровергает содержащиеся РІ письмах чиновников сведения Рѕ том, что названный участок является РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территорией». Р’ итоге, Р’РЎ признает, что РїРѕ представленному фото невозможно подтвердить парковку РЅР° тротуаре, Рё значит, нет оснований для привлечения водителя Рє административной ответственности.

Кроме того, ВС РФ в очередной раз напомнил районным и региональным судьям о подходе Конституционного суда РФ, согласно которому автофиксация правонарушений ПДД не отменяет презумпцию невиновности водителей, и суды не освобождаются от обеспечения всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел. В итоге спорное дело отправили в �змайловский районный суд на пересмотр.

Стоянка запрещена: как отличить тротуар от придомовой территории — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Сотрудник ГИБДД посчитал, что автомобиль стоял на тротуаре. Суды решили, что он находился на отделенном бордюром участке дороги с газоном. Водитель настаивал, что поставил машину во дворе придомовой территории, где ранее располагался объект самовольного строительства. Рассудить спорящих взялся Верховный суд.

Тамара Дягилевич* поставила машину во дворе, ее заснял программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы», а на основе этого снимка инспектор привлек Дягилевич к административной ответственности за стоянку на тротуаре и назначил 3000 руб. штрафа (п. 12.2 ПДД, ч. 6 ст. 12.19 КоАП).

Дягилевич принялась обжаловать постановление инспектора, указывая, что место стоянки не является тротуаром, а значит, она ничего не нарушила. Водитель показала скриншот с портала «Яндекс карты», где видно, что место стоянки находится возле одного дома и напротив другого дома.

Дягилевич также предоставила письмо заместителя префекта ВАО г. Москвы и письмо ГБУ г. Москвы «Жилищник района Измайлово».

По документам, указанный земельный участок является придомовой территорией многоквартирных домов, на которой ранее располагался объект самовольного строительства, а не газоном и не тротуаром.

  • ЗАЯВИТЕЛЬ: Тамара Дягилевич* 
  • ОТВЕТЧИК: Инспектор ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве 
  • СУТЬ СПОРА: Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
  • РЕШЕНИЕ: Акты нижестоящих судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд 
Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД в Ростове-на-Дону

Измайловский райсуд Москвы изучил фотоматериал, по которому автомобиль находился на отделенном бордюром участке дороги, прилегающем к перекрестку улиц рядом с домами, где растут зеленые насаждения и лежит тротуарная плитка.

Поскольку место стоянки автомобиля примерно равноудалено от обоих домов, суд не нашел оснований полагать, что место совершения правонарушения установлено не правильно. Суд отверг представленные заявителем письма, т.к. посчитал, что они не влияют на квалификацию вменяемого правонарушения.

Таким образом, суд первой инстанции признал постановление инспектора законным. Московский городской суд с этим согласился. 

Верховный суд решил, что доводы водителя проверили плохо. Утверждение районного суда, что вымощенное тротуарной плиткой покрытие сделано для прохода пешеходов, ничем не подтверждается.

Зеленые насаждения не подтверждают о том, что спорный участок является тротуаром, и не опровергают содержащиеся в письмах сведения о придомовой территории.

ВС увидел из представленного фотоматериала, что к проезжей части примыкает элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, отделенный бордюром от спорного участка.

По мнению ВС, по представленным материалам нельзя сделать безусловный вывод о том, что место совершения административного правонарушения является тротуаром. Поэтому ВС отменил ранее вынесенные акты и направил дело на новое рассмотрение в районный суд (№ 5- АД18-95). Пока еще оно не рассмотрено. 

«ПДД не предусматривают обозначение тротуаров какими-либо дорожными знаками. Поэтому решение вопроса, правильно ли припаркован автомобиль, в конечном итоге будет зависеть от усмотрения суда»

Ольга Бенедская, советник Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международный арбитраж
 

«Выраженная в постановлении ВС позиция может в дальнейшем обращать на себя внимание судов нижестоящих инстанций и применяться в выносимых ими решениях», – уверен старший юрист Отдела коммерческой практики ЮБ Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) 30-31 место По количеству юристов
Евгений Богелюс.

«Несомненно, постановление ВС усложнит жизнь контролирующих органов, при этом позволит гражданам отстаивать свою правоту в области ПДД.

Постановление уменьшит необоснованное привлечение водителей за неправильную парковку и позволит навести порядок в этом секторе жизнедеятельности общества», – считает советник АБ Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика 17 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 26-28 место По количеству юристов 29 место По выручке Профайл компании
Александр Самухов. «К сожалению, на практике суды зачастую формально подходят к рассмотрению дел, недостаточно внимательно и подробно выясняют обстоятельства, не устанавливают все элементы состава, неполно исследуют доказательства, не всегда применяют презумпцию невиновности. Это приводит к полному согласию суда с уполномоченным органом, переписыванию протокола в судебный акт, необоснованному отклонению доводов и доказательств привлекаемого к ответственности лица. Надеюсь, позиция ВС будет воспринята судами, что позволит при рассмотрении административных дел снизить количество фактических ошибок и повысить качество судебных актов», – сообщила старший юрист КА Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Природные ресурсы/Энергетика Профайл компании
Ксения Козлова. «Споры о том, является ли определенный участок дороги тротуаром или это придомовая территория, сейчас не редкость, особенно в условиях мегаполиса. На первый взгляд не столь существенная разница в понятиях может повлечь серьезные последствия для автомобилистов. ВС в очередной раз указал судам и органам власти, как важно всесторонне и полно изучить все обстоятельства дела», – отметила руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финуниверситета при Правительстве РФ, д.ю.н., профессор Гульнара Ручкина. 

* – имя и фамилия изменены редакцией. 

Telegram-канал Право.ruУзнавай первым о главном!

© ООО «Правовые новости». 2008-2018. Телефон редакции: (495) 645 37 60

18+

1.2. Общие положения. Дорога и ее элементы

6 июля 2013      Администратор      Главная страница » Курс ПДД      Просмотров:  

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных какими-то родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

Нам представляется, что центральным в Правилах дорожного движения является понятие дороги. Действительно, Правила-то ДОРОЖНОГО движения…

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Рассмотрим для начала первую часть этого определения. Итак, «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения…

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

  1. Проезжей части (или нескольких проезжих частей);
  2. Разделительной полосы (или нескольких разделительных полос) – при наличии;
  3. Обочин – при наличии;
  4. Тротуаров – при наличии;
  5. Трамвайных путей – при наличии.
  • Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.
  • Рассмотрим ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.
  • «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Читайте также:  КПр - Коэффициент прицепа в полисе ОСАГО 2020

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.

Идем дальше. Вернемся к понятию разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1…

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

И, наконец, еще одна характеристика разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, … не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.

Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

  1. Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
  2. Это не так. Давайте вспомним определение: «полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой…
  3. И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:
  1. Ширины проезжей части;
  2. Габаритов транспортных средств;
  3. Необходимых интервалов между ними.

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в х. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector