Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода и не получить за это штраф?

Правила дорожного движения допускают такую ситуацию. В каком случае это можно делать, и что будет за переход проезжей части в ненадлежащем месте в 2021 году – узнайте из нашей статьи.

Обратимся к разделу 4, пункту 4.3 ПДД. В нем перечислены все требования, которые должен соблюдать пешеход во время движения через проезжую часть.

Пересекать автотрассу можно:

  1. По пешеходному переходу с разметкой;
  2. В местах продолжения тротуаров или обочин на перекрестках, где отсутствует разметка 1.14.1 (зебра);
  3. В местах, где перекресток или пешеходный переход отсутствует или вне зоны видимости.

Пешеходный переход

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

На регулируемом перекрестке (светофор, регулировщик), где пешеход имеет право переходить дорогу, двигаться необходимо по разметке или при ее отсутствии – по линии продолжения обочин и тротуаров.

Переход по диагонали проезжих частей с регулированием движения может выполняться только при наличии разметки.

На каком расстоянии от пешеходного перехода можно переходить дорогу? Если вы видите знак «Пешеходный переход», пусть и за 500 метров от вас, нужно дойти до него и перейти дорогу по всем правилам.

Если в зоне видимости знак отсутствует, можно пересечь дорогу, только убедившись в отсутствии машин. При переходе не выходите за рамки разметки «Зебра», а если ее нет, но стоят знаки «Пешеходный переход», двигайтесь в их пределах.

Если переход для пешеходов не регулируется, перейти его можно, только оценив скорость движущихся автомобилей и расстояние до них. Создавать помехи ТС запрещено и опасно для здоровья.

Водитель может не успеть остановиться, особенно если вы сразу выскочите на трассу и с гордым видом без оглядки по сторонам пойдете через нее.

Переход в месте, где нет разметки или знаков

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?Как переходить дорогу, если нет пешеходного перехода и перекрестка? Попасть на противоположную обочину при их отсутствии можно при следующих условиях:

  1. Дорога не имеет разделительной полосы (сплошная) и ограждений. Двигаться нужно под углом 90 градусов, чтобы меньше времени ушло на пересечение.
  2. Трасса на расстоянии 200-300 метров хорошо просматривается вправо и влево. Если не видно перекрестков или переходов, но дорога недалеко от вас имеет поворот, передвигаться на параллельную сторону не рекомендуется.

Двигаясь в темное время суток вдоль дороги, и пересекая ее за пределами населенного пункта, пешеходы должны иметь на одежде светоотражающие элементы, чтобы водитель мог увидеть их и вовремя затормозить.

Если вы заранее не предвидели прогулку за городом по дороге, забыв надеть соответствующую одежду, держитесь подальше от трассы, особенно после бурного застолья.

Если человек не успел перебежать на другую сторону, а транспортные средства уже начали движение, нужно остановиться на центральной линии разметки или специально отведенном для этого островке. Только убедившись в безопасности перехода можно завершать маневр.

Теперь вы знаете, где можно переходить дорогу пешеходу. Запомните несколько правил:

  1. Инспекторы ГИБДД возникают «из ниоткуда» тогда, когда вы приняли решение перебежать дорогу в неположенном месте;
  2. Некоторые водители специально давят на педаль газа, завидев «сумасшедшего» пешехода, который пренебрегает правилами дорожного движения;
  3. Штраф в 2021 году за нарушение ПДД при движении через дорогу хотят повысить в 5 раз – до 2500 рублей. Скоро такая забава станет дорогим удовольствием.

Видео: ПДД для пешеходов

Подпишись на наш Телеграм-канал https://t.me/pravoauto чтобы быть в курсе новых штрафов и других изменений автомобильного законодательства.

Вас заинтересует:

Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

О приоритете пешеходов на переходах знают все водители. Но что именно означает это преимущество? Когда пешеходов нужно пропускать, а когда у них нет приоритета? И уж тем более не все помнят, что есть пешеходы, имеющие безусловный приоритет даже вне пешеходного перехода. Давайте разберем все нюансы и заодно вспомним, что ждет водителя, нарушившего ПДД при встрече с пешеходом.

Какими бывают пешеходные переходы?

Для начала, как всегда, напомним основные понятия. По поводу пешеходов все ясно: это все, кто находится на дороге вне транспортного средства, включая тех, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. А вот с пешеходным переходом есть нюансы, которые помнят не все.

Во-первых, на переходе может не быть горизонтальной разметки («зебры») – переход может быть обозначен исключительно знаками 5.19.1 и 5.19.2. А во-вторых, при отсутствии разметки переходом считается весь участок дороги на расстоянии между этими знаками: знак 5.19.1 устанавливается справа на ближней границе перехода, а знак 5.19.

2 – на левой стороне дороги в конце перехода.

Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

Отдельное условие – регулирование. Пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.

Где пешеходы могут переходить дорогу?

Этот вопрос тоже оказывается каверзным для некоторых водителей, считающих, что переход разрешен только в обозначенных местах. Однако пункт 4.3 ПДД указывает, что пешеходы действительно обязаны переходить дорогу по переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, но не только.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Иначе говоря, переходить дорогу пешеход может в любом месте, где нет ограничений, указанных выше.

Вопрос лишь в том, в каком случае у него есть приоритет, а в каких – нет. 

Где пешеходы имеют приоритет?

Обозначим все случаи, когда пешеход при переходе дороги имеет приоритет.

  • При движении на разрешающий сигнал светофора или регулировщика на регулируемом перекрестке. Это самый простой и очевидный вариант: пока водители стоят на красный, пешеходы идут на зеленый.
  • При переходе дороги на нерегулируемом перекрестке. Пункт 14.1 ПДД прямо обязывает водителя, приближающегося к нерегулируемому переходу, уступить дорогу пешеходам.
  • При переходе дороги на перекрестке перед поворачивающим автомобилем. Пункт 13.1 ПДД обязывает водителей при повороте направо или налево уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  • При переходе дороги перед автомобилем, выезжающим с прилегающей территории или въезжающим на нее. Это регламентировано пунктом 8.3 ПДД: водитель, выезжающий с прилегающей территории на дорогу, обязан пропустить пешеходов, движущихся по ней, а при съезде с дороги – пешеходов и велосипедистов, путь движения которых он пересекает.
  • При завершении перехода на запрещающий сигнал светофора. Это оговаривает пункт 13.8 ПДД: при включении зеленого сигнала светофора водитель обязан пропустить не только автомобили, завершающие проезд перекрестка, но и пешеходов, завершающих переход.
  • При переходе дороги для посадки и высадки из трамвая. Пункт 14.6 указывает, что водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Отдельно напомним о существовании пункта 14.2 ПДД, который обеспечивает безопасность пешеходов, переходящих многополосную дорогу. Он указывает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Какие пешеходы имеют безусловный приоритет?

Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте. Пункт 14.

5 ПДД указывает, что во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Разумеется, это распространяется на предусмотренные правилами условия – к примеру, движение пешеходов по автомагистралям запрещено во всех случаях.

Когда у пешеходов нет приоритета?

Условий, когда у пешеходов нет приоритета в движении, значительно меньше.

  • Запрещающий сигнал светофора на регулируемом переходе. Здесь все ясно: пешеход не имеет права переходить дорогу на красный свет.
  • Переход вне пешеходного перехода. Как мы помним, пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить дорогу вне перехода при условии, что в зоне видимости нет ни перехода, ни перекрестка. Однако пункт 4.5 указывает, что в таком случае пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Читайте также:  ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Как правильно пропустить пешехода?

Еще один вопрос касается того, каких пешеходов водитель обязан пропустить и как действовать. Здесь следует помнить два условия. 

Во-первых, пункт 14.1 указывает, что на нерегулируемом переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. То есть водитель не обязан пропускать пешеходов, приближающихся к проезжей части или стоящих рядом с ней.

Однако это не отменяет его обязанности по обеспечению безопасности движения: если по ситуации ясно, что пешеход собирается начать переход, стоит как минимум заранее снизить скорость. Не зря на пешеходные переходы не распространяется условие из пункта 6.

14 ПДД, разрешающего водителям продолжать движение, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Во-вторых, стоит учитывать формулировку, использованную в пункте 14.1. Как мы помним, там сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам, и определение этого действия четко обозначено в правилах.

Согласно ПДД, уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Проще говоря, если водитель может пересечь переход, не создавая помех идущему пешеходу, он может продолжить движение: например, на многополосной дороге при условии полной видимости и отсутствии других автомобилей, когда пешеход только вступил на противоположную сторону проезжей части.

Это условие позволяет в том числе обжаловать штрафы с камер автоматической фиксации: если водитель действительно не создавал никаких помех пешеходу, он имеет шансы оспорить постановление о правонарушении.

Какие условия должны соблюдать пешеходы?

Несмотря на приоритет во многих дорожных ситуациях, у пешеходов также есть обязанности. Обозначим самые важные.

Прежде всего, отметим, что пункт 4.5 обязывает даже пешеходов, имеющих приоритет, заботиться о собственной безопасности. В нем сказано, что на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

Еще одна важная обязанность пешеходов – обозначать себя на дороге в темное время суток. Пункт 4.

1 ПДД гласит, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Таким образом, в случае происшествия с пешеходом вне населенного пункта водитель может оспорить свою вину не только из-за нарушения пешеходом условия «не создавать помех автомобилям» из пункта 4.5, но и из-за несоблюдения пешеходом требования безопасности.

Какое наказание грозит за непропуск пешехода?

Все случаи непредоставления водителем преимущества пешеходу подпадают под статью 12.18 КоАП.

Согласно ей, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Где можно переходить дорогу?

Переход проезжей части — процедура очень ответственная, а главное — достаточно опасная для самого пешехода

Где можно пересекать проезжую часть?

Пункт 4.3. ПДД РФ — Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. …

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Таким образом, дорогу следует переходить:

  1. По пешеходному переходу.
  2. На перекрестке.
  3. На других участках дороги.

Рассмотрим каждый из случаев поподробнее.

    Пешеходные переходы

В первую очередь, необходимо пересекать дорогу по пешеходным переходам.

На практике можно встретить пешеходов, которые принципиально не желают пользоваться внеуличными переходами и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте:

  • Во-первых, они нарушают правила дорожного движения и рискуют получить штраф.
  • Во-вторых, они тратят гораздо больше времени на пересечение дороги, т.к. им приходится пропускать автомобили, остановившись в середине проезжей части.
  • В-третьих, они рискуют собственными жизнью и здоровьем.

Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой. Если есть только разметка, а знаков нет, то границы перехода совпадают с границами разметки. Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если пройти рядом с ней, то это будет нарушением правил.

Что касается знаков «Пешеходный переход», то они нужны на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например, зимой). Если есть только знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы перехода.

Если же на дороге присутствуют и знаки, и разметка, то границы перехода определяются разметкой.

Важно понимать, что если еще вчера разметка была, а сегодня положили новый асфальт и разметки больше нет, то и пешеходного перехода больше нет.

Диагональный пешеходный переход

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

Диагональный переход может быть только на регулируемом перекрестке.

Если диагональной разметки нет или она стерлась, переход по диагонали запрещается.

     Правила перехода перекрестков

Если рядом нет ни одного пешеходного перехода, то можно пересечь проезжую часть на перекрестке. Причем правила говорят о том, что двигаться нужно по линиям тротуаров и обочин. Это означает, что двигаться по перекрестку нужно не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.

     Переход проезжей части вне перехода и перекрестка

Согласно ПДД РФ, дорогу можно переходить и вне перехода или перекрестка. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • В зоне видимости нет ни перехода, ни перекрестка. Если есть, то придется прогуляться до перехода, расположенного в нескольких сотнях метров.
  • Проезжая часть должна хорошо просматриваться в обе стороны. Это означает, что Вы переходите дорогу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль — сами виноваты.
  • Пешеход не должен создавать помех движению транспортных средств.

       Штрафы ГИБДД для пешеходов

В 2019 году, в соответствии со статьей 12.29 КоАП, все нарушения пешеходами правил дорожного движения наказываются предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Если же пешеход создает помехи движению транспортных средств, то он может быть наказан по статье 12.30 КоАП и получить штраф в размере 1 000 рублей.

ОГИБДД МО МВД России «Юрьянский»

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД.

При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила.

В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются.

Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость.

Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен.

Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится.

Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

1. Cуд пришел к выводу о виновности водителя только лишь на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России. Ни видеозаписи, ни объяснений пешехода в деле не было. Судебное решение вышестоящая инстанция оставила без изменения. Водитель привлечен к ответственности (Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 октября 2017 г. по делу № 12-655/2017).
2. Суд пришел к выводу о невиновности водителя. Видеозапись из ГИБДД в судебное заседание не представлена. Доказательств вины, кроме сведений, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, не имеется.  Водитель не привлечен к ответственности (Решение Раменского городского суда Московской области от 29 мая 2020 г. по делу № 12-391/2020).
3. Вина водителя была подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на проезжей части, но помех ему не создал, т.е. пешеход не изменил траекторию движения. Суд указал, что если первым в границах пешеходного перехода оказывается человек, намеренный перейти проезжую часть, то вне зависимости от наличия технической возможности проехать безопасно водитель обязан остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности (Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 мая 2020 г. по делу № 12-222/2020).
4. Суд указал, что останавливаться и уступать дорогу водитель обязан в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, вынудить его изменить траекторию и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним поставлена в зависимость от необходимости пропустить пешеходов. Следовательно, факт нарушения Правил дорожного движения определяется наличием человека на проезжей части. Суд не сделал вывод о виновности водителя и на основании представленной видеозаписи. Водитель не привлечен к ответственности (Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 29 мая 2020 г. по делу № 12-23/2020).
5. Суд пришел к выводу о том, что требования п. 14.1 ПДД не предусматривают обязанности водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим ее или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе человеком нерегулируемого пешеходного перехода. Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода. Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен (Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 28 мая 2020 г. по делу № 12-316/2020).
6. Суд указал, что правонарушение было выявлено при визуальном контроле со стороны должностного лица ГИБДД, находившегося при исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем нет оснований считать недостоверными сведения, указанные в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении. При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал. Водитель привлечен к ответственности (Решение Егорьевского городского суда Московской области от 28 мая 2020 г. по делу № 12-62/2020).
7. Суд не установил вину водителя. Сославшись на положения п. 3 ст. 21 Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы вступили на пешеходный переход, обозначенный разметкой, а на нерегулируемых пешеходных переходах они не должны выходить на проезжую часть дороги, не оценив расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п. 4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности (Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 мая 2020 г. по делу № 12-68/2020).
8. Суд просмотрел видеозапись и установил, что в момент пересечения водителем пешеходного перехода пешеход находился на значительном расстоянии от его автомобиля. Совершенный маневр не создал помеху пешеходу, который продолжил движение, не меняя его направления и скорости. Доказательств обратного в материалах дела не было, пешеход не опрашивался. Водитель не привлечен к ответственности (Решение Московского районного суда г. Казани от 25 мая 2020 г. по делу № 12-282/2020).
9. При исследовании видеозаписи суд установил, что человек переходил дорогу в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Он подошел вплотную к проезжей части и был вынужден остановиться, поскольку водитель приближавшегося к переходу автомобиля не предоставил ему преимущество в движении. Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности (Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 25 мая 2020 г. по делу № 12-7/2020).
10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу была создана помеха и он вынужден был изменить направление движения или скорость. Суд отметил, что ни в постановлении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому должен был уступить дорогу водитель. Показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении имелись объяснения водителя о том, что пешеход не вступил на пешеходный переход. Других доказательств не было. Водитель не привлечен к ответственности (Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2020 г. по делу № 12-243/2020).

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Переход перекрестка без пешеходного перехода

Вопрос от пешехода: Нерегулируемый перекресток, на котором нет пешеходного перехода (нет ни знаков, ни разметки «Пешеходный переход»). Нужно перейти дорогу. Но когда машин много, то можно простоять в ожидании очень долго. Машины едут и едут, никто не пропускает.

Должны ли автомобилисты уступать пешеходам на таком перекрестке?

Вопрос, заданный читателем, является актуальным и для пешеходов, и для водителей, поскольку, одни идут (переходят дорогу на перекрестке), а другие едут через этот перекресток, и их пути пересекаются. Ну и не стоит забывать, что любой водитель, выйдя из машины, сам становится пешеходом.

«Общий» ответ на заданный читателем вопрос есть в статье Уступить дорогу пешеходу вне перехода. Здесь же рассмотрим, как эти процессы (переход дороги пешеходом и проезд такого перекрестка водителем) происходят в этих условиях на самом деле, и найдем вариант безопасного перехода дороги.

С правовой точки зрения пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам. Но при их отсутствии пункт 4.3 ПДД разрешает переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Пункт 4.3 подчеркивает факт отсутствия пешеходного перехода как поблизости с перекрестком, так и на самом перекрестке, но при этом разрешает переходить дорогу на перекрестке по линии тротуара или обочины (независимо от наличия или отсутствия светофора на этом перекрестке).

Обязывают ли Правила водителей уступать дорогу пешеходам на таком перекрестке (нерегулируемый, и без пешеходного перехода)? — Ответ будет зависеть от того, в каком направлении через этот перекресток поедет водитель.

Предположим, имеются несколько пешеходов, желающих перейти дорогу на перекрестке без пешеходного перехода. Поскольку у перекрестка две дороги, каждому из них нужно перейти «свою» проезжую часть. И есть автомобиль, которому требуется проехать этот перекресток.

  • Если водитель ведет автомобиль через этот перекресток (без пешеходного перехода) «прямо» и видит, что на обочине топчатся пешеходы, желающие перейти дорогу, то в этом случае Правила не обязывают его уступать пешеходам.
  • Если же водитель поворачивает на этом перекрестке налево или направо, и видит пешехода, излучающего намерение перейти дорогу (пусть будет даже всего один человек), то в таком случае пункт 13.1 Правил обязывает уступить ему дорогу:
  • «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».
  • Текст выше — это правовая часть в отношении пропуска пешеходов (как требуют ПДД) на перекрестке, на котором нет (не обустроено) организованного знаками и (или) разметкой пешеходного перехода.

В реальности, требование уступить пешеходу на таком перекрестке соблюдается далеко не всегда и не везде. Причем, виновниками несоблюдения требований ПДД являются не столько водители, сколько дорожные обстоятельства, которые формируются в конкретный момент, и в которых оказываются водители.

Наша задача не найти виновного, а найти способ безопасного перехода дороги в оговоренных выше условиях (переход перекрестка без пешеходного перехода).

Еще раз повторим: на перекрестке без пешеходного перехода водитель обязан уступить пешеходу, намеревающемуся перейти проезжую часть, только при своем повороте направо или налево (пункт 13.1).

Если вы в роли пешехода, то первое, что нужно вам уяснить, это: в реальности никто дорогу уступать вам не собирается, ну или почти никто. Ни из тех, кто едет «прямо», ни из тех, кто поворачивает. Обязанность пропустить пешехода у них есть, а желания или возможности нет, потому что сзади, причем, на скорости, могут подпирать другие машины.

Если вы успели перебежать, пока подъезжающий к перекрестку автомобиль был еще далеко, то и хорошо. Когда машины едут с обеих сторон, тут уже сложнее: для перехода приходится ловить «свободный» момент. Переход (от слова идти пешком) — это мягко сказано. На перекрестке без переходов дорогу следует перебегать! И чем быстрее, тем для вас лучше.

Ниже есть объяснение, почему так происходит, на примере двух вариантов нерегулируемых перекрестков.

1 вариант. Когда главная дорога перекрестка «прямая», а второстепенная ее пересекает или примыкает к ней. Предположим, вам нужно перейти через главную дорогу.

Автомобилисты, едущие по главной дороге, не обязаны уступать дорогу вам, как пешеходу, потому что они едут «прямо». Уступить вам должны только те водители, которые с второстепенной дороги поворачивают на главную.

И как обычно бывает, те, кто поворачивает с второстепенной дороги, стоят перед пересечением, уступая тем, кто едет по главной дороге, и «ловят» свою возможность повернуть. Их возможность проехать перекресток ограничена временем.

Поэтому, повернув на главную дорогу, они стремятся как можно быстрее выехать с перекрестка, чтобы не мешать участникам движения, едущим по главной дороге, таким образом выполняя требование пункта 13.9 ПДД «уступить дорогу (не создавать помех)». Им нет дела до пешеходов!

2 вариант. Когда главная дорога поворачивает на перекрестке. Вам, предположим, как и в первом случае, требуется перейти главную дорогу.

При повороте по главной дороге автомобилисты обязаны уступить вам, как пешеходу. Но часто бывает так, что изгиб поворота не крутой (90 градусов), а плавный, т.е. плавно закругленный. В таком случае у автомобилистов есть возможность проехать перекресток даже не снижая своей скорости.

Им также нет дела до пешеходов, тем более, что многие из водителей данный изгиб даже не считают за поворот. Более того, поскольку есть возможность не снижать скорость, то следующие позади машины также проезжают перекресток очень быстро и все время «подпирают» тех, кто едет впереди.

Такова реальность. Поэтому, требование на повороте уступить дорогу пешеходу как бы есть, но по факту такой возможности может не быть. Потому что, если едущий впереди вдруг решит остановиться, чтобы пропустить пешехода, для едущего позади него эта остановка может стать большой неожиданностью, которая может привести к столкновению.

Отсюда вывод: переходить дорогу на перекрестке без пешеходного перехода нужно очень быстро, и только тогда, когда будете уверены, что успеете покинуть проезжую часть до того, как приблизится автомобиль.

Время от времени бывает, что поток движущихся машин прерывается на какой-то одной из дорог. Тогда есть смысл сделать следующее: выбрав момент, поднимаете одну руку вверх, поворачиваетесь лицом к подъезжающим машинам, чтобы видеть их, и делаете один! короткий шаг на проезжую часть, как бы обозначая свое намерение. В том, что они вас тоже увидят, можете не сомневаться, хотя … всякое бывает.

Поверьте, это часто срабатывает. Кто-то из водителей обязательно остановится, а за ним последуют и остальные. И тогда вы сможете безопасно перейти проезжую часть.

Будьте внимательны, переходя дорогу.

Навигация по серии статей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector