Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

В Российской Федерации ныне работают особые правила дорожного движения. Есть и специальные термины, обозначающие разнообразные явления и объекты. Один из них — это «недостаточная видимость». У нас должно быть чёткое понятие этого термина, а также знания как нужно управлять автомобилем, при какой скорости и т. д.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!

В разделе 1.2 ПДД, есть немало определений, но один из них мы разберём это — «Недостаточная видимость».  Ухудшение видимости дороги, обусловленное каким-то временным природным или иным фактором. Если, двигаясь по трассе, вы можете рассмотреть дорогу не дальше, чем на 300 м, значит, обозрение более чем недостаточное.

Понятие недостаточной видимости

Недостаточная видимость — это чёткое видение трассы в направлении движения, и менее чем на 300 м. При различных:

  1. Погодных условиях, обладающих определённым периодом времени: зимней позёмкой, тумане, снегопаде, обложном дождике и т. д.
  2. При пожаре — задымление образует недостаточную видимость.
  3. Характер озеленительных насаждений и многочисленных застроек.
  4. Временный период — закат, рассвет.
  5. Геометрические дорожные параметры — вертикальные, горизонтальные радиусы кривых и т. д.

Расстояние 300 м было принято непросто так, а с учётом объективной возможности для остановки быстро сближающихся на встречных полосах машин. Если, например, максимально разрешённая скорость 90 км/ч, а коэффициент сцепления шин с трассой всего 0,30–0,35 это для увлажнённого покрытия.

Действия водителей при этих условиях определяются ещё и пунктами: 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил. Незнание правил всегда приводит к тому, что водитель не может своевременно заметить встречный автомобиль и сориентироваться в своих действиях.

Пдд при недостаточной видимости

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостьюВ ПДД про какие-то особые требования не говорится, единственное требование от водителя это — подбирать скоростной режим с учётом:

  • качества дороги;
  • дорожных условий.

Но также прописано, при каких обстоятельствах необходимо включать световые приборы:

  • дальний свет — только вне города и при условии обгона, а когда по встречной линии нет на 150–200 м идущего транспорта;
  • ближний — преимущественно в городе, а вне него только при подъёме;
  • противотуманные фары включают — при густом тумане, снегопаде, моросящем дожде и т. д., задние фары, должны гореть всегда, даже во время остановки.

Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Подразумевает приём некоторых мер безопасности, для исключения аварийной ситуации. Для этого и существуют прописанные законом правила, при том в различное время суток и при различных погодных условиях. Если им строго следовать, значит, вы обеспечите свою безопасность и других участников дорожного движения.

Выбор скоростного режима определяется так:

  1.  Скорость движения машины должна быть не больше половины видимости (в метрах), т. е. если при тумане дорога обозревается на 30-м, значит, передвигаться нужно около 15 м. в сек. или 40–50 км/час.
  2. Необходимо учитывать и продолжительность тормозного пути, он конечно будет всегда длиннее на мокрой, обледенелой или заснеженной трассе.
  3. Необходимо соблюдать дистанцию с впереди или сзади идущим транспортом.

При ярком солнце

  • Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью
  • Яркое солнце часто становится причиной ДТП, потому что ослепляет водителя, уменьшает обзорность, утомляет глаза.
  • Этого можно избежать, если применять:
  • тонированные очки;
  • кепки с козырьками;
  • тонирование верхней части лобового стекла.

В тумане

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Туман способен искажать восприятие реального расстояния и скорости движения. Существенно уменьшает зону видимости для водителя, затрудняя ориентирование.

Вам может показаться, что свет фар едущего навстречу автомобиля ещё очень далека, а он реально будет совсем близко. Туман даже цвета искажает, конечно кроме красного. Недаром светофоры делают красного цвета.

Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное перенапряжение у водителя. А это в итоге приведёт к неверным, необдуманным действиям в управлении автомобилем.

Поэтому при тумане нужно всегда строго следовать правилам дорожного движения:

  1. Включить фары, если есть противотуманные — задействуйте их.
  2. Уменьшите по максимуму скорость движения.
  3. Включить стеклоочистители.
  4. Нельзя осуществлять обгон.
  5. Если стёкла запотели, включите сразу систему отопления.
  6. Можно высовывать голову в окно, чтобы лучше рассмотреть дорогу и при этом нужно всегда прислушиваться к шуму вдалеке.
  7. Возможно использование звукового сигнала, в особенности на загородной трассе.

В дождливую погоду

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостьюНужно быть особо внимательным к скоростному режиму. Потому что, как известно, при увлажнённости дороги сцепление снижается (в 2–3 раза). Значит, вероятность заноса повышается и тормозной путь увеличивается.

Особенно вредит дороге начавшийся дождик — вся пыль, масло с машин, сажа, авторезина начинает растекаться по дороге и создавать на ней скользкую плёнку. Когда дождь смоет её, тогда сцепление с дорогой возобновится.

Поэтому, нужно усилить бдительность, чтобы это могло восполнить плохую дорожную видимость. Автомобиль необходимо вести плавно, без рывков и резких поворотов. Скорость движения всегда должна соответствовать видимости.

В темноте

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостьюОсобенность темноты — это плохая освещённость или полное её отсутствие. Поэтому, у водителя возникнет 2 опасности: непривычная обстановка и быстрая утомляемость.

В темноте видимость всегда ухудшается, ведь более 80% информации, человек получает именно через зрение. Глазам нужно дать некоторое время, чтобы они привыкли к темноте.

При недостаточном освещении дорога становиться плохо различима.

Побороть немного темноту поможет:

  • выспавшийся водитель;
  • снижение скорости;
  • дальний свет;
  • повышенная бдительность;
  • также нужно следить за состоянием световых приборов — всего одна не горящая габаритная лампа сзади способна зрительно изменить габариты любого транспортного средства, сузив их до полуметра.

В снегопад

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостьюВовремя не расчищенная трасса зимой, имеет повышенную опасность для всех. Но в начале зимы при появлении первого льда и снега опасность удваивается.

Увеличивается число столкновений и наездов, это происходит часто оттого, что водители не подготовились к этому периоду и ещё не приспособились к переменившимся условиями передвижения.

Сейчас дороги обрабатывают реагентами, они, растворяя снег, взамен образуют грязевое месиво, которое летит из-под колёс, залепляя лобовые стекла машин. В результате этого ухудшается обзорность. И даже стеклоомывающая жидкость и постоянно включённые стеклоочистители не всегда помогают.

Скорость движения в условиях недостаточной видимости

Необходимо понижать скорость до безопасного, сообразуясь только с дорожными условиями. Конкретных рекомендаций здесь нет. Выбор скоростного режима всегда будет носить вполне субъективный характер. Человек должен сделать это самостоятельно, руководствуясь опытом и знаниями.

Как увеличить недостаточную видимость?

Это можно сделать с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и т. д. Необходимо только позаботиться о других участниках движения, это не должно создавать им дискомфорт.

Есть ли разница между недостаточной и ограниченной видимостью?

Конечно, есть, недостаточная видимость — это результат недостаточного освещения, вызывается всегда природными явлениями.

А ограниченная видимость — это когда обзор ограничивается временным препятствием (транспорт, дорожные работы и т. д.) или природным рельефом (горы, резкие повороты, подъёмы и т. д.). Природный рельеф будет создавать всегда ограниченную видимость, а случайные преграды смогут ограничивать видимость только на некоторое время.

В условиях недостаточной видимости, процесс управления любым транспортным средством будет сопряжён с определёнными сложностями.

Потому лучше с этим разобраться заранее, и при необходимости действовать по правилам.

В каждом конкретном случае водитель должен трезво оценивать обстановку и принимать только правильные решения! Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров. Подобные условия описаны в Правилах дорожного движения. Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД.

Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ. В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить аварийную световую сигнализацию.

Движение в условиях недостаточной видимости

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

  • важно снизить скорость на столько, чтобы она была в 2 раза меньше значения видимости в метрах, например, для обзорности 40 м., нужно ехать не быстрее 20 км/ч;
  • водитель должен суметь затормозить в пределах видимости;
  • включен должен быть ближний и противотуманки;
  • обязательно работают «дворники» на лобовом стекле и обогрев заднего;
  • если видна разметка, то нужно ехать близко к ней, а не к обочине;
  • можно наклонить голову вперед или при необходимости высунуть ненадолго из окна;
  • боковое окно желательно держать открытым, чтобы иметь возможность услышать шум приближающегося мотора чужого авто;
  • можно периодически за пределами города подавать звуковой сигнал.

Не стоит существенно уменьшать дистанцию с передней машиной в тумане. Также ненужно светить ей агрессивно сзади, а лучше притушить фары. Категорически недопустимо останавливаться на проезжей части, а важно максимально с нее убрать транспорт, когда требуется парковаться. Совершать обгон в подобных условиях вряд ли уместно, так как что-либо выиграть не удастся.

При ослеплении солнцем

Одним из факторов на дороге, оказывающим негативное влияние на обзорность, является яркое солнце. Чрезвычайно большая яркость понижает концентрацию внимания и негативно сказывается на обзорности.

Проблемно ехать навстречу закату или рассвету. Также усугубляет ситуацию в нашем климате обилие снега вокруг. Глаза быстро устают от напряжения, и это сказывается на состоянии водителя.

Резкий переезд в тень не дает быстрого улучшения, а наоборот, создает кратковременный эффект ослепления, когда теряется вовсе видимость при перенастройке зрения. У водителя в солнечный день из-за напряжения может теряться концентрация и сосредоточенность, поэтому он не всегда замечает дорожные знаки или не видит сигнал светофора.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Желательно правильно пользоваться козырьком, расположенным перед лобовым стеклом. Эта деталь интерьера также во всех машинах поворачивается, закрывая глаза от ослепления сбоку.

Под влиянием иных погодных явлений

Внезапный снегопад может сопровождаться метелью. Снежинки дольше находятся в воздухе, чем капли дождя, поэтому могут создавать барьеры видимости. Это повышает риск возникновения аварий на трассах.

Применение химических средств, разрушающих снег на дороге, приводит к образованию грязи. Из-под колес она летит на лобовое стекло в виде агрессивной взвеси. В вечернее время подобные ситуации создают трудности для автомобилистов.

Сумеречный период суток оказывает влияние на скорость внимания. У водителя замедляется реакция, так как глаза перестраиваются на новую окружающую обстановку.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Чтобы правильно себя вести на дороге и соблюдать ПДД, каждый водитель обязан знать, что по Правилам означает используемый всеми термин «ограниченная видимость». Благодаря этому не только улучшается знание законодательства, но и повышается безопасность автомобилистов.

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами.

Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках.

Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

Как выбрать безопасную скорость? Часть 2

В предыдущей статье я рассказал об общих принципах выбора безопасной скорости, а также раскрыл смысл некоторых специальных терминов: дорога, расстояние видимости, тормозной путь, остановочный путь, недостаточная видимость, ограниченная видимость, закрытый обзор, зона повышенной опасности. В этой статье я приведу конкретные примеры и рекомендации по выбору безопасной скорости в различных ситуациях.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостьюДвижение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Скорость при недостаточной видимости

Скорость всегда  выбирается, исходя из обстановки. Пример: движение с ближним светом фар по неосвещенной дороге – т.е. в условиях недостаточной видимости. Днем видимость хорошая во всех направлениях, а в темноте – максимум на 50 метров от фар ближнего света впереди и совсем ничего – по сторонам.

Соответственно, возможности для прогнозирования ситуации сильно ограничены, и движение в таких условиях за городом с разрешенной скоростью 90 км/ч – это, практически, управление автомобилем в надежде на удачу.

Если взять скорость 80 км/ч, то за секунду (время реакции) машина проходит 22 метра плюс, если сухой асфальт и хорошие шины, 25 метров торможения – итого 47 метров.

Вспоминая правило выбора скорости, при которой остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости, приходим к максимально допустимой скорости в темноте — 80 км/ч на сухом асфальте. Добавьте сюда возможность появления пешеходов – еще медленнее, добавьте скользкую дорогу — еще…

Скорость при хорошей видимости

Далее, самое интересное — движение днем по городу и трассе — как раз то, о чем часто идут споры. Одни говорят, можно по трассе 130, а по городу 80, другие говорят, это слишком быстро, ведь дети бегают. На самом деле, все просто и зависит от расстояния видимости и расстояния до препятствия.

Открытый обзор

Пример. Едем по Кутузовскому проспекту или любому другому шоссе в Москве. 6 полос в каждую сторону, светофоров и переходов нет, только дорога. А многие городские трассы (те же шоссе, ТТК) проходят вообще над землей.

На таких дорогах, если едем вдали от правого ряда, обзор открытый и простирается, бывает, на километры вперед. Это совсем не 50 метров, как в темноте. Значит, с точки зрения обзора, можно ехать и быстрее, чем 80 км/ч. То есть при такой скорости мы сможем обеспечить остановочный путь, меньший, чем расстояние видимости.

Понятно, это справедливо не только для скоростных городских дорог, но и для шоссе вне населенного пункта.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

А что насчет расстояния до препятствия или потенциального препятствия? Если едем по надземной эстакаде, никаких пешеходов там нет и быть не может (в теории). Значит, можно ехать быстро и безопасно.

Насколько быстро? Я считаю, что эти трассы можно смело приравнивать к магистралям, значит 110 км/ч — легко. Сам езжу 100, для меня это оптимальная скорость. И не очень быстро, хватает времени на оценку ситуации, и не очень медленно, чтобы уснуть от тоски.

А с точки зрения Правил, на ТТК это разрешенные 80+поправка на превышение 20 км/ч в КоАП, на МКАД вровень с ограничениями, а на магистрали и того ниже.

А если едем по дороге на одном уровне с землей? В левом ряду с отбойником посередине дороги никаких детей и бабушек не бывает (опять же, в теории), так что можно ехать. Если едем в правом ряду, вблизи тротуара, расстояние до пешеходов близкое, и тут не погоняешь.

Здесь надо прикинуть, является ли это расстояние достаточным, чтобы пешеход в одно движение (шаг, прыжок, падение) оказался перед вашей машиной. Например, оцените, насколько далеко тротуар от дороги. Если его отделяет полоса зеленых насаждений, особенно, непролазных, это вполне безопасная ситуация.

Или, бывает, тротуар отделен от дороги ограждением, что тоже обеспечивает безопасность, поскольку пешеход при всем желании не попадает к вам под колеса. Если же тротуар непосредственно прилегает к дороге, и никаких ограждений нет, тогда пешеход находится в шаговой доступности от вас, и это повод снизить скорость.

 И тогда – никаких 80 км/ч в правом ряду, если это городская магистраль, или 60 км/ч, если это обычная дорога в населенном пункте.

Если пешеход может быть рядом, 50 км/ч – потолок скорости.

И неважно, что в левом ряду этой же дороги можно спокойно ехать быстрее. Поскольку левый ряд и правый – две большие разницы, как говорят в Одессе. В левом пешеходы не водятся, а возле правого – как пчел возле улея. Не нравится ехать 50 км/ч, когда соседи едут 80 и выше? Уйдите в 3-4 ряд, и там «делайте, что хотите».

Узкая дорога

Реальная скорость может быть еще меньше, чем 50, если место узкое и уйти от столкновения в сторону невозможно. Тут все просто и зависит от ширины дороги.

Есть куда уйти в сторону от столкновения? Можно ехать с привычной скоростью.

А если дорога узкая и места для ухода в сторону нет, тогда вся надежда только на торможение, и ВЫ должны обеспечить себе место под остановочный путь. Снижаем скорость!

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Я понимаю многих водителей, которые живут в небольших городах или населенных пунктах еще меньшего масштаба. Там нет таких трасс, как в мегаполисах, и им странно слышать про 110 км/ч по городу. Все верно.

Как только мы съезжаем с городских магистралей (это называется ДОРОГА) в черту города (это называется УЛИЦА), появляется и резко возрастает вероятность наезда на пешехода — даже если эти улицы имеют хороший обзор вдаль и по сторонам.

Это происходит из-за большого количества пешеходов вблизи дороги и небольшого расстояния от дороги до тротуаров, остановок общественного транспорта, а также ввиду пересечения путей машин и пешеходов на одном уровне, т.е. «зебр». Тут скорость даже 60 км/ч – разрешенная и установленная законом! – не всегда является безопасной.

Потому что вы не сможете обеспечить себе остановочный путь. Едете вы 60, а справа идет пешеход. Оступился, споткнулся, и вам под колеса. А у вас остановочный путь 30 метров при такой скорости. О чем тут разговаривать? Видимость отличная, бабушку видел, но она вдруг оказалась совсем близко к машине…

Вывод — при движении по улицам можно ехать быстро (для городской обстановки быстро – это 60 км/ч) при соблюдении сразу двух условий:

  • хороший обзор
  • боковой интервал от машины до потенциального препятствия (пешехода, собаки, велосипедиста и т.д.) — больше, чем это самое «препятствие» сможет преодолеть в одно стремительное действие.

Соответственно, если до пешеходов близко или если нам не видно, есть ли они справа/слева от машины на потенциально небольшом расстоянии — снижаем скорость.

Скорость при ограниченной видимости

Далее, разберем ситуации закрытого обзора. Пример. Та же ситуация, изображенная на рисунке выше. Проезжаем мимо припаркованных машин по 2-му ряду, едем 60. Вдруг из-за одной машины выходит на дорогу пешеход, которого вы не видели — машина загораживала обзор.

А у вас — 60 км/ч и 30 метров остановочного пути… (играет похоронный марш…). Личный опыт: если я еду по 2-полосной дороге, обе стороны которой заставлены машинами (засажены кустами, застроены и т.п.) — моя скорость не более 20 км/ч. И неважно, что говорят ПДД, хоть 80 км/ч.

Главное обеспечить себе остановочный путь или возможность ухода в сторону. Нет такой возможности? Снижаем скорость.

Я часто рассказываю об этом, и столь же часто мне возражают, мол, если так ездить, будешь раздражать водителей сзади, которые тебе моргают фарами, сигналят, злятся… И здесь же ученики задают вопрос: как быть, если сзади сигналят? Все просто.

Если мне сигналят, я не обращаю внимания и еду дальше. Конечно же, я против создания помех другим водителям, да и пробок у нас и без этого хватает. И сам с трудом сдерживаю эмоции, когда вижу впереди себя медлительного и нерасторопного водителя.

Но давайте отделим мух от котлет. Одно дело, когда водитель сдерживает поток машин сзади из-за своей беспечности. Например, он неосознанно снизил скорость, потому что отвлекся на телефон и набирает смс, хотя здесь можно и нужно двигаться быстрее.

 Конечно, в этом случае гнев водителей сзади оправдан, и водитель-«тормоз» неправ.

Я, конечно, не любитель набирать смс за рулем, но гипотетически в этой ситуации я бы отреагировал – либо ускорением (возможно, с откладыванием написания смс), либо уходом в сторону – в общем, освобождением дороги для проезда других участников дорожного движения.

https://www.youtube.com/watch?v=gDwOW0R9CoE\u0026t=1182s

И совсем другое дело, когда водитель сдерживает торопыг сзади как раз потому, что он грамотный, правильно оценил ситуацию и принял сознательное решение снизить скорость до 20 км/ч в угоду безопасности. Тогда он прав, а лихачи – нет. Они, конечно, этого не знают, но лично мне от этого ни холодно, ни жарко.

Вообще, современное безопасное вождение – его еще называют «защитное вождение» (от англ. defensive driving) – подразумевает, что водитель управляет не только автомобилем, но и дорожной ситуацией вокруг себя. Грубо говоря, «парни, вы будете ехать с той скоростью, с которой считаю нужным двигаться я, если превышение этой скорости в данный момент опасно».

Правда, если у меня есть возможность уйти в сторону, например, в карман между припаркованными машинами, я так и делаю – пусть летят и рискуют, это уже их дело. Пропускаю и продолжаю двигаться, как нужно мне.

Да и мало ли, может у человека пожар дома случился или жена рожает, ему вообще не до чего сейчас, пускай едет… Если же возможности уйти в сторону нет, я ничего не предпринимаю и навязываю свой режим движения.

Так что в ситуации с закрытым обзором при недостаточном расстоянии до возможной помехи законы физики ЗАПРЕЩАЮТ вам ехать даже с разрешенной ПДД скоростью. Особенно это актуально при проезде мимо стоящего на остановке автобуса/троллейбуса.

Конечно, еще в 80-х в младших классах школы нас учили обходить автобус сзади, а трамвай спереди.

Но мы же с вами понимаем, как дело обстоит в реальности… Готовьтесь к появлению пешехода спереди автобуса: направляйте взгляд в дорожный просвет, увеличивайте боковой интервал, снижайте скорость.

Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Выбор безопасной скорости. Итоги

  • В итоге: чем лучше и дальше просматривается дорога, чем лучше ее покрытие и чем она шире (больше места для ухода в сторону), и чем дальше ваша траектория движения проходит от места «обитания» пешеходов и других потенциальных подвижных «помех» или объекта, загораживающего обзор, тем быстрее можете ехать.
  • Чем хуже просматривается дорога, чем она более скользкая, чем она уже и чем ближе вы к месту обитания пешеходов и других потенциальных «препятствий» или объекту, загораживающего обзор, тем медленнее вы ОБЯЗАНЫ ехать.
  • Обратите внимание, в первом случае — можете, во втором — обязаны.
  • То есть скорость зависит от следующих параметров:
  • видимость и обзорность дороги и прилегающих территорий
  • скользкость покрытия
  • ширина дороги
  • боковое расстояние до пешеходов или до объекта, ограничивающего обзор

В таблице ниже приведены значения остановочного пути в зависимости от начальной скорости и типа покрытия.

Тип дорожного покрытия Коэффициент сцепления шин с дорогой Скорость движения автомобиля до начала торможения, км/ч
20 40 60 80 100 120
Расстояние, проходимое автомобилем за 1 с без торможения, м
6 11 17 22 28 33
Остановочный путь, м
Сухой асфальт 0,8 8 19 34 54 77 104
Мокрый асфальт 0,4 9 27 52 85 126 175
Снег 0,2 13 43 87 148 224 316
Лед 0,1 21 74 158 274 421 600
  1. Выбирайте скорость так, чтобы с учетом этих параметров вы в итоге могли остановиться перед препятствием или объехать его.
  2. В заключение вернусь к фразе «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями».
  3. ДТП происходит не из-за превышения скорости, указанной на знаках, а из-за превышения безопасной скорости для данной дорожной обстановки.

Нужно понимать, что невозможно отобразить безопасную скорость дорожными знаками. Потому что знак стоит на своем месте всегда, а дорожная обстановка меняется каждую секунду.

  • Видимость дороги, скользкость, ширина, боковое расстояние до препятствия – все это может меняться очень и очень быстро, причем как один из этих параметров, так и сразу несколько.
  • На этом все, и в следующей статье я рассмотрю отдельные ситуации и дам рекомендации по выбору скорости в них:
  • Продолжение следует…

Когда видимости на дороге почти нет

В этой статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, если точнее, в условиях недостаточной видимости.

Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин.

Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или, что хуже, в снегопад, в особенности, когда на дороге скользко. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.

Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых ухудшается видимость дорожной обстановки, (про такое говорят или ограниченная, или недостаточная видимость), или ухудшается управляемость автомобиля.

К этим факторам можно отнести:

  • погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
  • дорожно-транспортные условия (плотность автомобильного потока, наличие крупногабаритных ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты и растительность вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
  • собственно, техническое состояние автомобиля, это напрямую влияет на управление оным (все, что внутри салона, может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).

Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких условиях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость чем-то ограничена или она недостаточная.

В пункте 1.2 ПДД эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения билетов), но в жизни, применительно к дорожным обстоятельствам, это почти одно и то же.

Недостаточная видимость лишает водителя возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Трудно разобраться в том, что происходит впереди по движению. Из-за этого приходится очень сильно напрягать бдительность, а эти усилия требуют большого нервного напряжения.

И в таком состоянии повышенного внимания находятся все участники движения на данном участке дороги. Каждый из них в любой момент может совершить нечто, что выходит за рамки концепции безопасного движения. Надо быть к этому готовым.

Что необходимо делать в таких случаях? Для начала есть смысл вспомнить о том, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:

Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, а впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус. Сменить полосу вы не можете, так как вторая полоса занята другим транспортным средством. Справа от вас – обочина.

Габаритное ТС перекрывает вам обзор, и из-за этого вы не можете увидеть дорожные знаки впереди по движению. Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя, так как грязный шлейф из-под колес едущего впереди «ложится» на ваше лобовое стекло, дополнительно ухудшая и без того ограниченную видимость.

Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время для маневра.

Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же, вас кто-то обогнал, и вклинился перед вами, то можно опять немного сбавить газ, и увеличить дистанцию – отпустить того вперед. Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть в случае необходимости среагировать, например, плавно затормозить.

Теперь о том, с какой скоростью двигаться в сложных дорожных (или погодных) условиях.

Правило выбора скорости формулируется следующим образом: скорость движения автомобиля (автобуса, мотоцикла, велосипеда и т.д.) должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Поэтому, когда видимость ограничена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости для всех участников дорожного движения просто необходимо. В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений.

С величиной бокового интервала, когда автомобили двигаются строго по своим полосам или, даже, по неразмеченным рядам, вопросов, обычно, не возникает. Важно поддерживать боковой интервал достаточным для того, чтобы не соприкоснуться бортами.

Далее рассмотрим особенность движения в условиях тумана, движение автомобиля в дождь и снегопад. Особенность не технического перемещения, а в плане видимости и восприятия дорожной обстановки в перечисленных условиях.

Движение в условиях тумана

Туман – атмосферное явление при изменении температур воздуха, когда воздух наполняется взвешенными капельками воды – конденсация водяного пара. Туман образовывается в низинах, где большая влажность и может, как быстро возникнуть, и так же быстро исчезнуть.

Казалось бы, вы только что ехали, и ничего не было, а тут вдруг – перед глазами настоящее молочное облако. Хуже всего, что за этой молочной пеленой может находиться все, что угодно – и ямы, и машины, и любое другое неожиданное препятствие.

Чем опасно движение в условиях тумана?

О том, что в сильном тумане видимость почти нулевая, даже говорить не приходится. Но главная особенность тумана – это его способность обманывать наше зрение, искажая картину действительности. Все объекты в тумане кажутся дальше, чем находятся на самом деле, т.е. туман очень сильно отдаляет предметы. А скорость автомобиля наоборот, кажется меньше, чем в действительности.

Если вы внезапно въехали в туман, то есть смысл немедленно погасить скорость и включить противотуманные фонари, если такие имеются. Целесообразно сбавить скорость даже в том случае, если вы движетесь по знакомой местности.

Есть два негласных правила, как нужно себя вести в процессе движения в условиях тумана: это стараться быть максимально заметным для других и самому активно смотреть по сторонам.

Откройте окно – в тумане очень хорошо передаются звуки – и вы будете слышать все вокруг. Возможно, вы услышите приближающийся автомобиль и звуковым сигналом дадите ему знак о своем присутствии. Если туман такой густой, что ничего вообще не видно, то есть смысл переждать его в стороне от дороги, и продолжить движение после того, как прояснится.

Двигаясь в потоке машин в условиях тумана, отстаньте от едущей впереди машины на несколько метров – на самом деле она ближе, чем вам кажется. Визуально туман увеличивает расстояние, поэтому легко обмануться.

Надо помнить, что туман – это вода. Ее капельки оседают везде, в том числе и на дороге. А на влажном покрытии становится скользко и тормозной путь увеличивается. В самый раз вспомнить приемы торможения на скользкой дороге.

Скорость автомобиля при движении в условиях тумана нужно контролировать в зависимости от уровня видимости, в особенности, если приходится ехать в тумане ночью. Рекомендуется использовать или противотуманные фары, или ближний свет.  Дальний свет в тумане не помощник, помеха, потому что световой пучок направлен вверх и туманное «молоко» становится более плотным.

Движение автомобиля в дождь

Если поездки в тумане как-то можно избежать, например, не выезжать рано утром, не ездить ночью, то от дождя уже точно никуда не деться. Дождь может пойти в любое время, а осенью – это частое явление. Сам по себе дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что делает дорогу мокрой и скользкой, тем самым ухудшая способность автомобиля передвигаться.

Первые капли дождя на дороге (особенно на асфальте) – для водителей самые опасные. Дело в том, что на любой дороге всегда имеется слой пыли и песка, который намокнув, превращается в нечто, вроде смазки между шинами и дорогой.

Когда дождь идет какое-то время, эта дорожная грязь смывается и качество сцепления колеса с дорогой становится немного лучше. Но в любом случае нужно помнить, что мокрая дорога – это скользкая дорога.

Залог безопасной езды на мокром шоссе – хорошие шины. Протектор должен иметь остаточную высоту не менее допустимой. Вода из-под колеса во время движения отводится благодаря водоотводным канавкам на протекторе – ламелям, вследствие чего обеспечивается надежное пятно контакта колеса с дорогой.

Если шина «лысая», то о хорошем сцеплении с дорожной поверхностью не может быть речи. Это будет равносильно езде по льду. Более того, когда температура воздуха снижается до +3+5 градусов, летние шины теряют свои летние характеристики – резина становится менее эластичной и сцепление с дорожным покрытием ухудшается.

Отдельная особенность наших, отечественных дорог – это их колейность. Колея даже при небольшом дожде заполняется водой и колесо автомобиля в такой колее – все равно, что на водяной подушке – при резком торможении или ускорении автомобиль может «поплыть». Происходит полная или частичная потеря сцепления колеса с дорогой. Это явление называется аквапланирование.

Какие могут быть последствия даже при частичной потере управления во время дождя? Можно легко оказаться за пределами дороги или непроизвольно врезаться в другой автомобиль. Один из таких случаев рассмотрен в статье Последствия аквапланирования.

Другая неприятность во время движения в дождь – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне.

Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением. Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель.

Перед тем, как в лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, целесообразно проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.

Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги. Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.

Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости.

Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную с помощью воды или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.

Движение автомобиля в снегопад

Падающий редкий снег чем-то напоминает небольшой дождь — особых помех не доставляет. Снежинки, попадая на теплое стекло, тают, и лишний раз приходится включать «дворники». Свежий снег легко проминается и утрамбовывается колесами проезжающих машин.

Когда идет плотный снег, то в плане видимости создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане.

Когда снегопад густой, почти единственное, что вы можете отчетливо видеть, — это правый край дороги. Еще, возможно, будет видна середина дороги и габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене.

Видимость дороги очень недостаточная, и движение, в целом, будет осложняться толщиной снежного покрова.

Техника безопасности движения автомобиля в снегопад примерно такая же, как и во время движения в условиях тумана, но с дополнением в виде преодоления толщи налипающего снега. Несколько приемов управления автомобилем в снегопад — в статье Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.

Подводя итог, что можно сделать, чтобы адаптироваться к недостаточной видимости, и таким образом обеспечить себе возможность своевременного реагирования на опасность?

Такая возможность достигается выбором тактики движения автомобиля:

  • Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах видимого участка дороги, той видимости, что у вас есть.
  • Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях недостаточной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра, даже для остановки.

При очень плохой видимости, когда границы дороги вместе с машинами становятся трудно различимы, целесообразно покинуть дорогу (найти для этого удобное место, что тоже довольно не легко), и подождать там улучшения погодных условий. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Вот такая особенность движения в условиях недостаточной видимости — в условиях тумана, дождя и снегопада. В следующей статье рассмотрим особенности вождения автомобиля в темное время суток.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector