ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня говорим на тему выезд со двора — кто кого пропускает. А если быть точнее, то на обсуждении вопрос выезда с прилегающей территории на перекресток.

Представьте следующую ситуацию. Есть Т-образный перекресток, о разъезде на котором уже говорили ранее. Главная дорога является прямой. Напротив второстепенной есть знак, требующий уступить дорогу, и там же идет выезд с прилегающей территории. При этом сам выезд ни одним знаком не обозначен.

В чем заключается вопрос? Состоит он в том, у кого будет преимущество при пересечении траекторий движения автомобилей, если машины выезжают одновременно с прилегающей территории, а также второстепенной дороги.

Именно из-за неразберихи в подобных ситуациях и происходят конфликты между автомобилистами.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Отвечаем на вопрос

Важно понимать, что знак Прилегающая дорога устанавливается не всегда, а также не везде. Но это не означает, что тот или иной участок не является прилегающей территорией.

Если отталкиваться от определения в ПДД, то у прилегающей территории отсутствует сквозной проезд. А потому участок не является дорогой как таковой.

Тут стоит заглянуть в пункт 8.3 действующих Правил дорожного движения. Здесь говорится следующее.

При выезде с прилегающей территории водитель обязан уступить дорогу автотранспортным средствам, а также пешеходам, которые по этой дороге в настоящее время движутся.

Фактически это и будет ответом на заданный вопрос. Поскольку это прилегающая или примыкающая территория, то приоритета у водителя, который выезжает со двора, нет. Даже если речь идет о второстепенной дороге на Т-образном перекрестке.

Когда машина покидает прилегающую территорию, и намеревается выехать на дорогу общего пользования, то предварительно нужно уступить всем, с кем траектория авто будет пересекаться. И это не зависит от того, какой статус у перекрестка. Даже если он нерегулируемый.

А о разъезде на равнозначном перекрестке следует поговорить отдельно, что вы можете сделать в соответствующем материале на нашем сайте.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Что еще нужно учитывать

Поскольку существует множество вариантов, когда прилегающая территория и перекресток находятся рядом, автомобилисты по-разному, а также неоднозначно могут трактовать правила проезда здесь.

Чтобы не допустить неприятных ситуаций и разногласий, водитель, покидающий двор (либо прилегающую территорию), должен понимать важную вещь. Он выезжает именно со двора. Двор относится к категории прилегающей территории, то есть дорогой не является. Это не второстепенная дорога, а совсем иной вид инфраструктуры населенного пункта.

На рассмотренном примере перекресток является нерегулируемым, а также есть прямая главная дорога. Приоритет водителей, которые движутся по главной, бесспорный. Потому сделаем акцент на автомобилистах, которые подъезжают к перекрестку со второстепенной дороги, а также со стороны выезда из двора соответственно.

Разногласия могут возникнуть в ситуации, если траектории двух машин пересекутся.

С позиции ПДД ситуация машины, находящейся на второстепенной дороге, вполне понятная. По правилам, водитель при подъезде к перекрестку должен пропустить автомобили, движущиеся по главной. Встречным авто, а также машинам, выезжающим с прилегающей территории, уступать он не обязан. Это говорится в пункте 8.3 действующих Правил дорожного движения.

Но с позиции водителя, который выполняет выезд с прилегающей территории, все не так однозначно.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Ситуация глазами второго водителя

Тот же перекресток, а также аналогичная ситуация. Только уже с позиции автомобилиста, который выезжает со двора. Ну или с прилегающей территории.

Тут возможно 2 варианта развития событий.

  • Первый вариант. Автомобилист, зная пункт 8.3 действующих Правил дорожного движения, выполняет его предписание. То есть никаких конфликтных ситуаций возникнуть не может. Выезд выполняется лишь в той ситуации, когда другие участники проехали. Уступив дорогу, водитель уже сам покидает прилегающую территорию, и поворачивает на перекресток, оказываясь полноценно на проезжей части;
  • Второй вариант. Автомобилист считает, а иногда даже уверен, что его машина, а также автомобиль встречного водителя, подъезжающий по второстепенной, имеют одинаковые права. И тут за основу берут уже пункт 13.12 действующих правил. Согласно этому закону, при выполнении левого поворота, либо разворота, водитель обязуется уступить дорогу транспортному средству, которое движется по равнозначной дороге со встречного направления. Но только прямо, либо направо.

Если рассуждать таким образом, то при выезде со двора (прилегающей территории) автомобилист выполняет левый поворот. Это позволяет сохранить приоритет между ним и водителем встречного транспорта. Никаких разногласий не возникнет.

Но если выезжающий с прилегающей территории поедет прямо, либо повернет направо, то при рассуждениях из второго варианта (пункт 13.12 ПДД), он на 100% уверен в собственном приоритете в ситуации. При этом машина, движущаяся по второстепенной дороге налево, аналогичным образом считать не будет. Тут и возникает разногласие.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Как избежать столкновения

Если на дороге возникнет разногласие между двумя автомобилями, один из которых движется по перекрестку по второстепенной, а второй выезжает с прилегающей территории, придется как-то решать конфликт.

Для начала запомните.

Использовать имеющееся преимущество, то есть приоритет, рекомендуется лишь в том случае, когда водитель полностью уверен, что его пропускают. Но даже тут всегда нужно быть готовым к возможной экстренной остановке, чтобы избежать столкновения и ДТП.

Когда возникают разногласия, иного способа предотвратить столкновение попросту нет.

Но может произойти немного иная ситуация. Водитель понимает, что обязан уступить. А потому к перекрестку подъезжает медленно. Машина на месте не стоит, но и высокую скорость не набирает. Делается это из расчета на то, что у встречного водителя с приоритетом хватит времени и дистанции, чтобы успеть проехать. Крадясь, автомобилист контролирует ситуацию. Ему так кажется.

Водитель, которому вы пытаетесь уступить, воспринимает ваши действия иначе. Начинает сигналить, а также всячески показывать собственное возмущение.

Ему не нравится, что автомобилист не пытается уступить, а продолжает движение. Хоть и на минимальной скорости. Считает, что другая машина должна полностью остановиться.

По факту, вместо возмущений, лучше бы ускорился и проехал перекресток первым, что и пытается добиться водитель без преимущества.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Подводим итоги

Реагировать на подобное поведение не нужно. Это уже особенности психики человека.

Внимание нужно концентрировать на дороге. Со своей стороны вы сделали все верно. Остановились, пропустили. Даже если автомобилист продолжает что-то кричать и возмущаться, не реагируйте. Вот такой он редиска. Ничего с этим не сделаешь.

Практика показывает, что водители, которые любят учить других правилам, сами являются наиболее активными нарушителями. Часто они создают опаснейшие ситуации на дорогах. Причем даже не осознают, к каким последствиям могут привести подобные действия.

Важно в любой дорожной ситуации оставаться хладнокровным. Действовать четко, а также ориентироваться по ситуации.

Случались ли конфликты на дорогах? Что послужило причиной? Как разобрались? Кто оказался прав, а кого наказали?

Ждем ваших ответов, а также интересных историй из личного опыта.

А на это пока все. Спасибо за внимание!

Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте друзьям!

Выезд с прилегающей территории — штрафы за нарушение правил

Часто современные водители испытывают серьёзные трудности, когда совершают манёвр, напрямую связанный с въездом и выездом из дворов, стоянок, парковок и ли других подобных мест. Особенно остро данная проблема касается начинающих автолюбителей.

Поэтому, чтобы не получить штраф и не лишиться прав из-за незнания элементарной теории, стоит вспомнить, что представляет собой прилегающая территория – это позволит выбрать правильную стратегию и не создавать дополнительных трудностей другим участникам дорожного движения.

Что говорится в ПДД

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Обычно в этот перечень входят дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, частные или государственные предприятия, а также иные строения или объекты аналогичного типа.

Важно учесть, что движение по смежной территории происходит в соответствии с настоящими условиями. По умолчанию прилегающая территория тоже включает въезд на неё, но подобная оговорка сопровождается определёнными требованиями, поэтому как уже упоминалось ране, просто проехать через неё на законных основаниях у водителя не получится.

Как определить территорию

Одно из самых популярных заблуждений – это принимать пересечение проезжей части и прилегающей зоны как единый перекрёсток и применять там соответствующие правила движения. Нужно научиться отличать данные понятия, поскольку для проезда пересечения дорог существуют отдельные условия езды, которые также приведены в ПДД за 2020 год.

Прилегающей территории уже свойственны частично другие, отличные от предыдущего участка, требования. Поэтому во избежание наказания со стороны ГАИ, водитель должен максимально точно знать оба варианта и не путаться между определениями.

Автолюбитель, который желает научиться их различать, в первую очередь обязан вспомнить условную терминологию и основные признаки обоих локаций.

Когда впереди находится обыкновенное пересечение трасс, где настроены светофоры и знаки, то водитель находится на перекрёстке.

Согласно правилам, лишь на регулируемых перекрёстках и пешеходных переходах есть подобный контроль: располагать нечто аналогичное на прилегающей территории уже нельзя.

Аналогичное условие присутствует и среди правил о дорожных знаках. Согласно правилам, прилегающая территория априори не оснащена подобными деталями для ориентации в поворотах и иных манёврах. Поэтому рассматриваемая зона априори не относится к перекрёсткам: на прилегающей территории отсутствуют тротуары.

Зная главные признаки перекрёстка, будет гораздо проще его узнать и впоследствии отличить от вышеупомянутой местности. Но вот в реальных ситуациях на дороге не всегда можно быстро осознать, что это и как стоит ехать на автомобиле дальше.

Не меньше проблем вызывает и территория вокруг двора, ведь там расположены тротуары, но типичных знаков нет – таким образом, возникает серьёзная путаница в трактовке. На деле она очень похожа на прилегающий аналог, однако по факту не является ею.

Правила езды по данной зоне отдельно приведены в качестве примера в своде ПДД за 2020 год. Ограничения на данной локации такие же, как и на прилегающей зоне, но центральным отличием является тот нюанс, что пешеход может свободно идти по тротуару и по проезжей части. С другой стороны, это вовсе не означает, что они имеют право мешать проезду остальных машин.

Читайте также:  Бланк и образец заявления на замену прав в 2021 году

Признаки и обозначения

Согласно общепринятым правилам, задуманные выезды с прилегающей территории, которая теоретически не является перекрёстком, не всегда бывает просто отличить и соответственно, выбрать верный вариант езды.

Признаки прилегающей территории сводятся к следующим пунктам: отсутствие дорожных знаков (это свойственно исключительно пересечениям), всегда являться второстепенной дорогой, а при выезде с рассматриваемой зоны по пути вовсе не будет встречаться светофоров.

Чтобы точно понять, что именно относится к прилегающей территории по отношению к автодорогам, трассам, магистралям, а что – нет, необходимо хорошо запомнить теорию. Порой автомобилисты теряются при правильном определении, принимая за смежную зону даже внутренние дворы жилых комплексов из многоэтажных домов. На самом деле следует учесть несколько важных критериев:

  • небезопасная близость к автомобильным трассам;
  • прямое отношение к выбранной тематике по назначению;
  • отделение от части полотна, где сквозное перемещение;

Движение по перечисленным зонам тоже подлежит исполнению норм ПДД 2020. Так прилегающей территорией могут оказаться дворы жилых домов (только заезды с проезжей части), микрорайоны, велодорожки, автостоянки, заправки и открытые зоны предприятий, расположенных вблизи дорог.

Помимо перекрёстков аналогичный формат примыкающих зон со сквозными путями имеют в своём описании дворовые дороги из-за того, что там также присутствует проезжая часть, хоть и не сквозная, включая тротуары для пешеходов. В упомянутых дворовых зонах гражданам без автомобиля даётся право перемещаться как угодно, в мерах разумного.

Отличия от перекрёстка

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

  1. На перекрёстках фиксируются светофоры и обозначения, но и на прилегающей территории часто размещают знаки, а рядом не запрещено сделать зебру или поставить светофор.
  2. На прилегающей территории обычно не выделяют тротуары, но в таком случае сложно рассматривать дворовые территории, где имеются одновременно пешеходные дорожки и полосы для проезда.

К сожалению, даже опытному водителю разобраться в ситуации и понять, не помогут стандартные знаки вроде «Главная дорога», «Уступите путь» или «STOP».

Как правило, они находятся на пересечении трасс и смежных локациях, поэтому часто рискую сбить с толку. Пока просто не существует специального знака, который выделяет прилегающую территорию. Зато в качестве главного ориентира только перед перекрёстком можно заметить:

  • знаки 2.3.1-2.3.7 – примыкание к второстепенному пути;
  • табличку 8.13 – выделяет направление главной трассы.

Необходимо строго запомнить, что запланированный выезд из прилегающей территории никогда не регулируется светофором согласно правилам 2020 года.

Он очень необходим, чтобы пешеходы имели возможность безопасно пересечь основной путь или перекрёсток, хотя светофор тоже иногда стоит рядом.

Согласно данным понятиям, главное отличие перекрёстка и смежной зоны заключается в объектах инфраструктуры, куда ведёт пересекаемая проезжая часть.

Как осуществляется въезд и выезд

Основные правила проезда по анализируемой местности в большей мере сводятся к запретам: только придерживаясь их, можно совершать передвижение по прилегающей территории без проблем. Закон запрещает на рассматриваемом участке:

  1. Совершать манёвры на транспорте со скоростью выше 20 км/ч.
  2. Проводить обучение вождению на конкретной территории.
  3. Оставлять автомобиль с заведённым двигателем дольше 5 минут.
  4. Парковать грузовики, чья масса превышает пометку в 3,5т.

Заводя речь о стоянке, стоит также подчеркнуть, что парковочный карман, который находится в 10 м от жилого здания, тоже попадает под термин «прилегающая зона». Получается, что всякий водитель, следуя по данному участку, обязан безоговорочно уступать дорогу всем пешеходам, велосипедистам и авто, которые едут справа налево.

Рассматриваемая территория считается второстепенной дорогой, поэтому вести себя на ней нужно соответствующим образом.

Выезжая с неё на главный участок трассы, владелец транспортного средства обязан уступать дорогу всем участникам движения, которые движутся по главному пути – у них всегда будет приоритет движения.

Отдельный акцент при выезде стоит обращать на левую часть дороги: именно в эту сторону выезжающий автомобиль обычно собирается свернуть.

Штрафы за нарушение правил

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Сотрудники ГИБДД руководствуются общепринятыми правилами и выписывают санкции в зависимости от тяжести и конкретного случая:

  • после манёвра с прилегающей территории авто оказалось на встречной полосе – 5 тыс. руб. или лишение прав на полгода;
  • пропустили границу запрещающего знака – 500 руб.
  • намеренно сократили путь и попытались проехать по прилегающей территории насквозь – 1,5 тыс. руб.

По факту прилегающая территория не имеет каких-то ощутимых преимуществ перед проезжей частью. Нужно всегда пропускать всех участников движения, а только потом совершать выезды с прилегающей территории. Вдобавок стоит научиться различать упомянутую зону и перекрёстки, чтобы не создавать аварийные ситуации не платить зря штраф.

Выезд с прилегающей территории по ПДД

В правилах дорожного движения не всегда бывает легко разобраться, часто у автовладельцев возникает много вопросов. Одной из непростых тем является выезд с прилегающей территории, каждый водитель может совершить ошибки, выполняя этот маневр – как новичок, так и опытный.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

На первый взгляд может показаться, что эта тема является достаточно спорной и именно поэтому у автовладельцев возникает столько вопросов. Но стоит углубиться в изучение этой темы, как многое становится более понятным.

Что является прилегающей территорией?

Это территория, которая выходит на дорогу, но при этом для сквозного движения автомобиля она не предназначена. Это различные дворы, парковки и даже автозаправки, которые посещает каждый водитель.

Не всегда бывает понятно, является ли выезд с такой территории перекрестком или нет и как вести себя в такой ситуации. Для начала стоит разграничить эти два понятия.

Как определить?

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекрестокПо правилам выезд с прилегающей территории не является перекрестком, но не всегда бывает просто их отличить.

Признаки прилегающей территории следующие:

  • Отсутствие дорожных знаков, свойственных перекресткам.
  • Прилегающая территория всегда является второстепенной дорогой.
  • При выезде с такой территории не будет светофоров.

Считается ли прилегающая территория проезжей частью?

Нет, согласно ПДД 1.2 она таковой не является, так как не ориентирована на сквозное передвижение.

Движение на прилегающей территории

Поскольку эта территория не является ни дорогой, ни перекрестком, на ней действуют особые правила, которые не так сложно запомнить.

Выезд

Эта территория считается второстепенной дорогой, поэтому вести себя на ней нужно соответствующим образом. То есть, выезжая с неё на главный участок дороги, водитель обязан уступать дорогу всем участникам движения, которые движутся по главной. Неважно, автомобили это, велосипедисты или люди, у них всё равно будет приоритет движения.

Особое внимание при выезде стоит обращать на левую часть дороги, ведь именно в эту сторону выезжающий автомобиль обычно поворачивает.

Если выезд нужно осуществить налево, то придется уделять одинаковое внимание обеим сторонам.

Важные особенности

На прилегающих территориях действуют свои особенные правила, которые необходимо соблюдать.

  • Допустимая скорость не выше 20 км/ч.
  • Пешеходы здесь имеют приоритет перед машинами, они могут спокойно ходить по проезжей части, если это не создает помех автомобилям.
  • Если при выезде необходимо повернуть, нужно предварительно занять место в той полосе, в какую сторону будет осуществляться поворот.
  • Нельзя заезжать на эту зону только для сквозного проезда.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Разворот и другие маневры с прилегающей территории

В некоторых случаях удобно использовать такую зону для разворота. Сначала придется оценить обстановку на дороге, например, если на дороге много машин, лучше использовать зону слева, в остальных случаях территория, которая находится справа, будет более удобной для этого.

На зону с правой стороны можно заехать передом, на ней развернуться и выехать после этого также.

Если осуществлять разворот на проезжей части, расположенной с левой стороны, то нужно просто заехать на нее передом, а выезжать уже задним ходом, разворачивая при этом автомобиль в нужную сторону.

Парковка

Парковка на прилегающих территориях разрешена, но необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы не мешать другим автомобилям и людям, передвигающимся по этой территории.

  • Нельзя стоять с заведенным мотором больше пяти минут.
  • Оставлять во дворах грузовики с массой более 3,5 тонн запрещено.
  • Разместить автомобиль можно только в специально отведенных для этого местах, чтобы не мешать движению другого транспорта.
  • Оставлять машину на газоне нельзя, за это нарушитель должен будет заплатить штраф.
  • Если до другого конца дороги во дворе меньше пяти метров, останавливаться на ней нельзя.

Примеры из практики

Чтобы лучше понять, как работает это правило, лучше рассмотреть конкретные примеры, они помогут понять, как вести себя в спорных ситуациях.

  • Простой пример: автомобиль выезжает из арки жилого дома, как понять, считается ли это прилегающей зоной? Здесь разобраться довольно просто, так как в правилах ясно сказано, что двор жилого дома принадлежит к категории прилегающих территорий.
  • Еще одна распространенная ситуация – во двор одновременно хотят заехать две машины, одна уже начала маневр и заехала на дворовую зону. И тут из неё выезжает другой автомобиль, пытаясь выехать – что делать в такой ситуации, кто и кому должен уступать? Это ситуация «встречного разъезда», и в правилах нет конкретной информации на этот счет, водителям придется разбираться самостоятельно. Поэтому очень важно перед заездом во двор выпустить все автомобили и только потом заезжать самому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации. Но если это всё же произошло, должен уступить тот водитель, у которого больше места для маневра и которому не будут мешать другие автомобили.

Наказания за нарушение

На таких территориях можно совершить множество нарушений, наказание будет разным в зависимости от проступка.

  • Водитель, который едет в противоположном направлении, будет оштрафован на пять тысяч рублей, так как это приравнивается к движению по встречной полосе. Помимо этого, его могут лишить прав на полгода.
  • На границе дороги и прилегающей зоны иногда стоят запрещающие знаки. За нарушение по ним водителя оштрафуют на пятьсот рублей.
  • Самое частое нарушение в таких зонах – сквозной проезд через дворы, штраф за это – полторы тысячи рублей. А если речь идет о Москве, то там этот штраф будет выше, около трех тысяч рублей.
Читайте также:  Дорожные знаки приоритета: картинки и пояснения

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Выезд с прилегающей территории и столкновение с автомобилем, движущимся по встречной полосе

Вопрос от интернет-пользователя.

Хотелось бы рассмотреть ситуацию, которая периодически возникает на улице Лермонтова в районе Олимпийской аллеи и выезда от ВГТРК. Поясню. В сторону Западной Поляны часто образуется затор.

Оранжевый автомобиль пропускает красный автомобиль, выезжающий из леса со стороны ВГТРК.

Водитель красного автомобиля убеждается, что его пропускает оранжевый, смотрит вправо и видит, что со стороны Западной по встречной полосе никого нет.

Он выезжает на свою полосу и в этот момент дорогу ему блокирует синий автомобиль, который двигался по полосе, предназначенной для встречного движения, объезжая затор.

Разметка на данном участке именно такая, как показано на рисунке. Кто будет виноват в случае ДТП? Имеет ли право синий автомобиль так двигаться? Считается ли это место перекрестком, если никакие знаки со стороны выезда от ВГТРК не установлены?

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

Ответ УГИБДД УМВД России по Пензенской области.

На представленной схеме движения транспортных средств на ул. Лермонтова в районе Олимпийской аллеи и выезда от ВГТРК в случае ДТП будет виноват водитель синего автомобиля, который движется по полосе, предназначенной для встречного движения, объезжая затор.

Водитель синего автомобиля двигаться в указанном направлении не имеет права в соответствии с п. 9.1(1) ПДД РФ, согласно которому на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11 (прерывистая линия, которая расположена слева).

Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 25.06.

2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», даны разъяснения о том, что действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

В соответствии с п. 1.2. «прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Таким образом, данный участок перекрестком не является, выезд от ВГТРК является выездом с прилегающей территории.

Выезд со двора — перекресток или нет?

Каждый день миллионы автолюбителей из больших и малых городов России выезжают из дворов на дорогу, с тем, чтобы отправиться на работу или по иным делам. 

А многие ли из них задумываются о том, что представляет собой выезд со двора с точки зрения Правил дорожного движения и кто кого должен пропускать? Как правило, этим вопросом водители задаются лишь тогда, когда попадают в ДТП и начинают выяснять, кто прав, а кто виноват. 

Сегодня на «Автоправоведе» мы порассуждаем на тему, является ли выезд со двора перекрестком или нет, а также затронем некоторые другие вопросы. 

Какой статус имеет выезд со двора в соответствии с ПДД? 

В соответствии с Правилами, все пространство, по которому осуществляется дорожное движение, подразделяется на несколько категорий, в зависимости от предназначения. Нашлось в Правилах место и для обозначения дворов. 

  • В частности, ПДД гласят следующее: 
  • «Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами» 

А теперь давайте посмотрим на обозначение перекрестков. В ПДД указано, что под ними понимается место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. При этом, в Правилах также прямо указано, что не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. 

Таким образом, в соответствии с ПДД выезд со двора не является перекрестком, а считается выездом на дорогу с прилегающей территории, при условии, что эта территория не имеет сквозного проезда и что немаловажно — не предназначена для него. Иногда жильцы домов самовольно перекрывают сквозной проезд через двор бетонными блоками и прочими препятствиями. Такие действия являются незаконными и не меняют действующего статуса указанной территории с точки зрения ПДД. 

Подводя итого, можно констатировать, что при наличии вышеуказанных условий выезд со двора не является перекрестком и выезжающий всегда должен уступать преимущество тем, кто едет по дороге, невзирая на наличие или отсутствие знака «Уступи дорогу». 

Как отличить выезд со двора от перекрестка? 

Увы, но в реальной жизни разобраться, где выезд с прилегающей территории, а где перекресток, бывает весьма непросто не только обычным водителям, но даже опытным автоюристам, которые находятся за рулем. Особенно сложно определить статус выезда в незнакомой местности, при отсутствии каких-либо знаков. 

В идеале, если вы не совсем уверены в статусе выезда из двора, то лучше уступить всем или подождать, пока кто-нибудь из вежливых водителей вас не пропустит. Кроме того, следует иметь в виду, что в абсолютном большинстве случаев выезды со двора не являются перекрестками и с высокой долей вероятности ваш выезд тоже относится к этому числу. 

Если же речь идет уже о «разборе полетов» по факту случившегося ДТП, то в особо сложных случаях, для того, чтобы установить, считается ли выезд со двора или с другой прилегающей территории перекрестком и у кого есть преимущество в движении, нужно внимательно изучать ситуацию, в том числе и с выходом на место (либо с предоставлением подробной схемы или фотографий). 

Если вы затрудняетесь самостоятельно разобраться в этом вопросе – спросите у дежурного автоюриста нашего сайта и вам обязательно помогут! 

Отменяет ли выезд со двора действие знаков?  

Согласно ПДД РФ, действие многих запрещающих знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним. То есть, после проезда перекрестка знак уже не действует. 

Но распространяется ли это правило на выезды со двора, примыкающие к главной дороге? Попробуем разобраться. 

Несколько лет назад в Верховном Суде России рассматривалось весьма интересное дело, в рамках которого жительница Воронежа оспаривала выписанный ей штраф за стоянку под знаком «3.27. Остановка запрещена». 

  1. Доводы автолюбительницы были весьма простыми: по ее мнению, свой автомобиль она припарковала после примыкания выезда со двора к главной дороге, а следовательно, действие этого знака на данный участок уже не распространялось. 
  2. Дойдя до высшей судебной инстанции, автоледи оспорила уже не только свой штраф, но и в целом, существующую в ПДД трактовку термина «перекрёсток», полагая, что наши Правила противоречат Венской конвенции о безопасности дорожного движения, которая гласит, что любое пересечение дорог является перекрестком. 
  3. Рассмотрев дело, ВС РФ посчитал, что ПДД России не противоречат Венской конвенции, а выезд со двора не является перекрестком и в жалобе отказал. 
  4. Таким образом, попытка поломать существующее положение вещей, согласно которому выезд со двора не отменяет действие знака «Остановка запрещена», не удалась. 

Уважаемые читатели сайта «Автоправовед»! Если у вас есть вопросы по конкретной ситуации, связанной с трактовкой понятия «перекресток», задавайте свои вопросы онлайн-консультанту нашего сайта. Это бесплатно!

Неосторожный выезд с прилегающей территории

Как известно из определения, прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств. Под сквозным движением следует понимать непрерывный трафик «туда» и «обратно», как это есть на любой дороге, а не просто возможность въехать с одной стороны и выехать с другой.

К таким местам относятся придорожные территории у магазинов, зданий, предприятий, соответственно, подъезды к ним. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, в т.ч. обозначенные знаком «Жилая зона», территория автостоянки, АЗС, и прочие территории, подходящие под данное определение.

Выезжая с прилегающей территории на дорогу, пункт 8.3 Правил требует уступить всем участникам, которые по этой дороге уже движутся (транспортным средствам, пешеходам и велосипедистам). Это правило, в общих чертах всем понятно, оно водителями соблюдается, и сие действие особых трудностей не представляет.

Гораздо сложнее осуществить выезд с прилегающей территории или из двора на дорогу в ситуации ограниченного обзора. Что это такое? Ограниченный обзор – это когда водитель не видит часть дороги или участок дороги, примыкающий к месту выезда. Соответственно, он не может оценить дорожную ситуацию на плохо просматриваемом участке и проанализировать обстановку.

Обзор могут ограничить проезжающие машины, в том числе крупногабаритный транспорт, остановившийся автомобиль, деревья в месте выезда, здания, изгиб дороги и прочие причины, за которыми участок дороги попросту не видно. В ситуации ограниченного обзора выезжать нужно очень осторожно.

Самым неудобным случаем при выезде с прилегающей территории (либо из двора) является выезд с поворотом налево, особенно, если дорога, на которую делается поворот, широкая.

Читайте также:  Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

На правом повороте все пространство поворота у водителя перед глазами, к тому же уступить нужно только машинам, приближающимся слева.

На повороте налево с прилегающей территории нужно уступить как едущим слева, так и едущим справа машинам.

На широкой дороге еще необходимо учитывать такое обстоятельство, что машины в каждом из направлений могут двигаться в два ряда, поэтому важно видеть дорожную обстановку по всей ширине проезжей части.

Чтобы все изложенное выше в тексте стало понятным, посмотрите короткое видео. Автор видеоролика:

В объектив видеорегистратора попал поучительный момент, тот самый, о котором шла речь выше по тексту – выезд автомобиля с прилегающей территории в то время, когда обзор для выезжающего водителя частично закрыт габаритами машин, находящихся слева от него. Водитель серого минивэна видел только часть дороги — крайнюю правую полосу, но не видел, что по левой полосе к месту события едет еще одна машина.

Тем не менее, предположив, что путь свободен, водитель минивэна уверенно выехал на дорогу, как раз в тот момент, когда к месту пересечения подъехал его оппонент.

В свою очередь, водителю, который двигался по дороге «прямо», место выезда с прилегающей территории справа также было плохо видно – обзор ему ограничивали два автомобиля на правой полосе – легковой «Солярис», поворачивающий вправо на территорию, и автомобиль с видеорегистратором, с которого велась съемка.

Скорость едущего «прямо» автомобиля была не очень высокая (плюс уверенность водителя в своем преимуществе), но времени на принятие решения уже не оставалось – произошло столкновение. Не сильное, но и неприятное.

Юридический виновник в этом ДТП – безусловно, водитель серого минивэна, поскольку, выполняя выезд с прилегающей территории, он был обязан уступить дорогу. Ну а его оппонент в этой ситуации, как бы, не виноват, но автомобиль ремонтировать ему все равно придется, правда, расходы не ремонт покроет страховка.

Как избегать подобных ситуаций? Понятное дело, что от неприятностей на дороге никто не застрахован, но как говорится, наше благополучие находится в наших собственных руках. Водитель принимает решение исходя из того, что он видит! на дороге. Если он чего-то не видит, или замечает очень поздно, то ситуация выходит из-под контроля.

Тот, кто выезжает на дорогу (либо с прилегающей территории, либо это выезд на главную дорогу с второстепенной), всегда находится в уязвимом положении хотя бы потому, что его скорость мала и часто нет запаса мощности для быстрого маневра. Плюс, имеется юридическая необходимость уступить дорогу.

Поэтому, выезжать в таких ситуациях следует очень осторожно. Осторожно – это значит сначала убедиться, что путь действительно свободен на достаточном для маневра (поворота) расстоянии.

Тем же участникам движения, что едут «прямо» (это относится ко всем, имеющим преимущество), следует всегда учитывать вероятность нарушения другими автомобилистами (изначально это еще даже не нарушение, нарушением поступок станет называться позже).

Вполне может быть так, что конструктивно выезд с прилегающей территории или двора может издалека быть не виден, например, спрятаться за дорожным объектом или насаждениями. Нужно всегда анализировать ситуацию впереди на дороге.

Если вы чувствуете и понимаете, что какие-то обстоятельства уходят от внимания, возможно, ваш автомобиль едет слишком быстро, и вы не успеваете следить за дорогой – в таком случае целесообразно снизить скорость, ну или перестать отвлекаться. Если дорожная ситуация впереди по движению оказывается непонятной, также целесообразно снизить скорость до прояснения обстоятельств, и быть готовым в случае чего быстро остановиться.

И основное: преимущество в движении лишь подтверждает право на первоочередной проезд. Оно дает некую юридическую защищенность при разборе ДТП (причем, не во всех случаях), но от столкновения оно не спасает.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Комментарии к "ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток"

Максим-116 » 31 май 2017, 12:48

Поясните, пожалуйста, откуда взялось встречное направление из 13.4, если мы имеем на рисунке Т-образный перекресток, за которым находится прилегающая территория, которая по правилам не является дорогой?

То есть для белого автомобиля, поворачивающего налево нет встречного направления, если речь идет о том, что прилегающая территория примыкает к перекрестку и выезд с прилегающей территории происходит именно на перекресток, а не на дорогу, которая в свою очередь выходит на перекресток.

Максим-116 Сообщений: 1Зарегистрирован: 31 май 2017, 12:48Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.

meteorhost » 31 май 2017, 13:23

Заколдованный круг получается: и этот должен пропустить и другойmeteorhost Сообщений: 15Зарегистрирован: 14 дек 2014, 09:56Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 1 раз.

vektorv » 31 май 2017, 14:17

ПДД. «Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами ПДД 2017.»Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Исходя из этих определений, выходящая к перекрестку часть прилегающей территории (не важно, узкая или широкая), предназначенная для движения ТС — также является дорогой. Следовательно данный перекресток Х-образный. Не зря автор и говорит: «большинство водителей воспринимают перекресток как Т-образный».

И если поразмыслить, то автор действительно прав. Зеленый сигнал светофора разрешает движение с прилегающей территории, но п.8.3 обязывает при выезде уступить другим ТС. (Примерно как в п.13.1 или движению по стрелке светофора — тоже двигаемся через перекресток, но при этом уступаем).

vektorv Сообщений: 851Зарегистрирован: 18 ноя 2016, 10:54Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 80 раз.

sclar » 06 июн 2017, 12:29

Я не увидел в стандарте ГОСТ Р 52289-2004 возможность устанавливать светофор на выезде из прилегающих территорий. Везде речь идёт о перекрёстках.

Кроме того в наших ПДД очень не однозначно дано определение понятию «Прилегающая территория». Нет чётких критериев, отличающих выезд с прилегающей территории от перекрёстка.

Поэтому, не понятно почему автор статьи назвал выезд со шлагбаумом — выездом с прилегающей территории.

Кроме этого

Регулируемые перекрестки13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Или

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.

1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Если принять, что выезд со шлагбаумом всё же прилегающая территория, то выезд нужно рассматривать, как выезд на лавную дорогу с второстепенной, (но это при отсутствии светофоров). Наличие же светофора ликвидирует понятия главная — второстепенная дороги. Моё мнение.

Разъезд на данном перекрёстке должен происходить согласно п. 13.4 ПДД.sclar Сообщений: 1228Зарегистрирован: 12 мар 2011, 22:26Благодарил (а): 1 раз.Поблагодарили: 53 раз.

Андрей-16 » 21 окт 2017, 06:53

При наличии светофора выезд с прилегающей территории осуществляется ни как с прилегающей, а как с перекрестка.Андрей-16 Сообщений: 3Зарегистрирован: 04 май 2014, 15:32Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.

Алекс-29 » 20 мар 2018, 22:34

А как быть если у выезжающего с прилегающей территории на регулируемый перекрёсток нет светофора, который смотрит на него? Это раз. И два — как быть в ситуации как на картинке если красный автомобиль хочет сразу повернуть направо? Имеет ли он на это право?Алекс-29 Сообщений: 1Зарегистрирован: 20 мар 2018, 22:34Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.

Максим » 21 мар 2018, 19:47

Алекс:1. Если светофора нет, то Вы можете выехать на дорогу, но должны при этом уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех остальных направлений.2. Красный автомобиль на картинке моет повернуть направо. Знаки и разметка этого не запрещают.

Удачи на дорогах!

Максим Сообщений: 19005Зарегистрирован: 14 фев 2011, 21:58Откуда: РязаньБлагодарил (а): 98 раз.Поблагодарили: 749 раз.

NOVIKOV71 » 05 дек 2018, 13:33

Добрый день! У меня скорее не коментарий а похожий вопрос. Т-образный перекресток, примыкающая дорога второстепенная. Прямо напротив примыкающей дороги рядом с перекрестком располагается АЗС, так что выезжая с АЗС попадаешь на пересечение проезжих частей.

Один авто двигается по второстепенной дороге(зеленый) и хочет повернуть налево на перекрестке(у него стоит знак 2.4). С АЗС авто хочет проехать прямо(через главную) т.е. попасть на второстепенную. На перекрестке их пути пересекаются.

Нужно ли водителю, который поворачивает налево(зеленый), уступить тому который выезжает с АЗС , то есть красному или синему?Наши мнения разделились. То что АЗС прилегающая территория, это ДА. Но некоторые уравняли второстепенную дорогу и ПТ.

КТО виновник ДТП (если оно случиться на перекрестке) и какой пункт ПДД должен быть указан в протоколе?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector