Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Вокруг техосмотра и ОСАГО сейчас обсуждаются две инициативы: стимулирование водителей с помощью системы скидок на ОСАГО и введение штрафов за отсутствие диагностической карты.

1 марта 2021 года были введены новые правила прохождения процедуры техосмотра, связанные с приобретением полиса ОСАГО, однако и их научились обходить умелые мошенники. С помощью фотошопа создаются фотографии, где машина якобы находится на станции, однако в реальности такого не происходит. Геоданные, также требуемые на фотоматериале, вписывают вручную.

В ходе длительных обсуждений с 22 августа 2021 вступают в силу новые поправки по ОСАГО, и россиянам можно будет оформлять автогражданку без наличия ТО и диагностической карты.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

И прежде чем более подробно обсудить данную тему давайте вспомним, что же произошло с обязательным страхованием автогражданской ответсвенности в первом квартале.

Цена полиса ОСАГО по итогам 1 квартала 2021 года выросла на 3%

Чтобы быстро разобраться в цифрах, обратимся к таблицам – Динамике страхового рынка РФ by эксперт страхового рынка Максим Чернов, которые доступны на нашем сайте в разделе Сервисы в главном меню.

Цена ОСАГО подросла в 1 квартале текущего года на 2,9% и составила 5 751 рубль, при этом общие страховые премии выросли на 7,6% до 50 млрд рублей, а количество договоров выросло на 4,6% до 8,69 млн штук.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

За последнее время явно наметилась тенденция на повышение среднего взноса, особенно по регионам и отдельным категориям лиц (в том числе, и с иностранными водительскими удостоверениями), причем она закрепилась еще с 2020 года.

Средняя страховая премия – цена ОСАГО в 2020 году выросла на 2% до 5,5 тыс рублей, а общие страховые премии составили 225 млрд рублей.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Скидок по страховкам не ожидается

Между тем в страховых компаниях отметили, что не готовы идти на условия ведомства, которое предлагает делать скидки тем, кто прошел ТО, так как в действующем законе об ОСАГО не предусмотрено никаких преференций тем, кто регулярно проходит ТО. Так, предложения МВД по скидке на ОСАГО за прохождение ТО страховщиками не поддерживается.

Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов говорит, что ключевые факторы, от которых зависит стоимость полиса ОСАГО, а также индивидуальный размер базовой ставки — это возраст и стаж клиента, модель и марка его автомобиля, страховая история, грубые нарушения ПДД и территория эксплуатации транспортного средства. На первое место все-таки стоит поставить качество вождения, так как оно влияет на убыточность. Факт прохождения процедуры техосмотра не является фактором, сильно влияющим на убыточность.

Компания «Согласие» в целом может предложить индивидуальные условия клиентам, которые с целью подтверждения своей добросовестности будут предъявлять диагностическую карту при оформлении ОСАГО, но для пересмотра расчета цены на полис требуются изменения в закон об ОСАГО.

РСА подчеркивает, что процент аварийности по причине эксплуатации технически неисправного автомобиля минимальный. По подсчетам РСА и данным ГИБДД процент таких аварий меньше 0,1%.

Для вычисления страхового тарифа по такому фактору нужно математически выявить высокую корреляцию этого фактора и страхового случая.

Для формирования статистики влияния неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, которая будет показывать причинно-следственную связь между неисправностью ТС любого из участников и наступившим столкновением. В данный момент это технически и экономически не представляется возможным.

Руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев согласен, что прохождение техосмотра со стороны водителя говорит о его добросовестности, но компания не располагает статистическими данными, свидетельствующими о повышении степени риска в зависимости от отсутствия диагностической карты у клиента.

Другая статистика операторов ТО

А вот у операторов техосмотра иные данные. Они указали, что число аварий с участием неисправный автомобилей растет, хоть и незначительно. В 2012 году подобных ДТП зафиксировали чуть больше тысячи, а в 2020 году их насчитали 7656. Количество смертей в таких ДТП также выросло, примерно в 4,3 раза.

Печально, что 39% автолюбителей, опрошенных в марте 2021 года, планируют до последнего откладывать визит в автосервис. Также вызывает опасение, что из-за страха заразиться в общественном транспорте на дороги вышли машины, которые долгое время не эксплуатировались, что само по себе тревожно.

Пункты ТО свободны

В связи с тем, что людям сначала разрешили на шесть месяцев отсрочить поездку на станцию, а потом ввести добровольный техосмотр, водители решили совсем не посещать пункты ТО. По факту его никто не отменял.

После отвязки прохождения техосмотра от покупки ОСАГО, уверенность водителей об отсутствии необходимости проходить осмотр укоренилась. В связи с чем посещаемость пунктов ТО уменьшилась, а их выручка упала на 80%.

И сложнее приходится тем, кто сразу начал переоснащать помещение, получив информацию о введении новых правил, касаемых операторов.

Невыгодный ОСАГО

ОСАГО как вид страхования становится все убыточнее. Это связано с ростом цен на запчасти из-за кризиса.

На деле убыток для страховщиков не такой критичный как кажется на первый взгляд. Больший расход страховщиков уходит на судебные издержки, связанные с судебными тяжбами.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, рассказал том, что практика страховых компаний состоит в занижении сумм выплат.

Все запчасти и стоимость работ согласно специальному справочнику тотально занижены, соответственно, занижается и сумма выплаты.

Потерпевшие идут в другие оценочные компании, там проходит оценка другими калькуляциями. Затем следует обращение в суд от потерпевшей стороны. Судебные издержки и формируют сумму расходов страховых компаний, поэтому они платят сумму ущерба, штрафы государству, неустойку и моральный ущерб.

Однако РСА не торопится делать такие выводы и заявляет, что средняя стоимость ОСАГО для физлица за первое полугодие 2021 года составила 5 448 рублей, что практически соответствует значению средней премии для легковых автомобилей физлиц годом ранее, а в некоторых регионах даже наметилась тенденция по снижению стоимости полиса ОСАГО.

В тройку лидеров по уровню снижения средней стоимости автогражданки для легковых автомобилей физлиц вошла Москва. Средняя премия составила 7 823 рубля по итогам первого полугодия 2021 года, снизившись по сравнению с таким же периодом 2020 года на 5,6% или 460 рублей.

На втором месте по снижению идет Пермский край, где средняя премия составила 4 781 рубль, это ниже на 2,7% или 130 рублей. Третьем место у Санкт-Петербурга. Здесь средняя стоимость автогражданки составила 7 334 рубля – снизилась на 1,2%, или 92 рубля.

Свою лепту внесла и система тарифообразования, начатая ЦБ в 2019 году, вследствие которой страховщики стали бороться за безубыточных клиентов.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Динамика цен на запчасти

Маркетплейс Autodoc.ru сообщил, что с начала года запчасти подорожали в среднем на 15–20%. На росте цен сказывается увеличивающийся рост чипов на мировом рынке, также растут в цене детали с высоким содержанием металла, это тормозные диски и колодки, элементы подвески, кузовные детали. А вот стоимость кузовных работ пока остается на прежнем уровне.

Смотрите, какая тема — Прохождение техосмотра для получения ОСАГО отменили – когда вступает в силу и правда ли?

Показать содержание

  1. В Госдуме принят новый объёмный закон об изменениях в страховании в России.
  2. Поправки вступают в законную силу с 22 августа 2021 года.
  3. Главное изменений – полис ОСАГО теперь можно сделать без техосмотра. Диагностическую карту отменили как обязательный документ при покупке страховки.
  4. Кроме того, поправки внесли и в ФЗ О безопасности дорожного движения, где речь шла об обусловленности ОСАГО с техосмотром.
  5. Но это не значит, что технический осмотр отменили полностью как таковой. Он всё ещё обязателен по закону.
  6. Если вы его не пройдёте, вам может грозить регресс от страховой, если вы попадёте в ДТП из-за неисправности вашей машины, в котором будете виновником. Кроме того, в 2022 году вводится штраф за отсутствие диагностической карты.

В России принят официальный новый закон, несколько меняющий регулирование обязанностей водителей при приобретении полиса ОСАГО. В частности, отменена обязанность проходить техосмотр для получения страховки.

Однако, в сети начали порождаться некие слухи и противоречивая информация, не являющаяся правдой. В частности, некоторые источники сообщают о полной отмене обязанности получать диагностическую карту, о подорожании страхования и о некоторых других данных.

В этой статье мы со ссылками на официальную информацию выясним, что является правдой в отношении изменений.

Где прочитать этот новый закон об ОСАГО и что за изменения?

Итак, что же за поправки вносятся в законодательство РФ по обсуждаемой нами теме?

Читайте также:  Можно ли оформить автомобиль на несовершеннолетнего ребенка в 2021 году?

Речь идёт о довольно большом и объёмном (на 139 страниц) документе, который практически реформирует страхование в России. Это одноимённый Федеральный закон о внесении поправок в целый ряд других ФЗ. Вот его официальная страница в Системе обеспечения законодательной деятельности со всей хронологией событий.

И нас в данном случае интересуют изменения в 2 из них:

  1. в закон О безопасности дорожного движения,
  2. непосредственно в закон Об ОСАГО.

Теперь давайте выясним, о каких новшествах идёт речь, можно ли приобрести полис без диагностической карты уже сейчас, когда вступает в силу документ и как всё это будет работать!

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Страховку ОСАГО теперь можно получить без техосмотра?

Пока ещё и нет, и да. Такой парадокс возникает из двух важных тонкостей в законодательстве.

  • Официально новый закон об отмене техосмотра для ОСАГО в 2021 году в законную силу ещё не вступил и не действует. Выше мы привели ссылку, и вы можете увидеть, что это пока только ещё проект и в текущей стадии он принят в третьем чтении Госдумы, а вот одобрения Совета Федерации, подписания Президентом России и официального опубликования ещё не было.
  • Однако, в марте текущего года было принято другое изменение – до октября отменена обязанность прохождения техосмотра и получения диагностической карты для покупки страховки ОСАГО из-за коронавирусной инфекции.

Поэтому формально у вас и сегодня нет обязанности пройти техосмотр для получения полиса ОСАГО в страховой компании. Даже несмотря на то, что новый закон ещё не начал действовать.

Нужен ли будет техосмотр для покупки полиса в 2021 году?

Нет. После вступления в силу поправок в соответствующие законы, диагностическая карта будет отменена для обязательного предоставления перед оформлением страховки ОСАГО. То есть мартовские изменения касательно необязательности предъявления техосмотра будут неактуальны, так как последнее будет отменено навсегда.

Как это работает сегодня?

  1. Вы приезжаете в офис страховой компании, к брокеру или оформляете полис ОСАГО онлайн.
  2. Предоставляете необходимый набор документов, в числе которых диагностическая карта. Однако, чего греха таить, по факту многие страховщики и, особенно, брокеры и агенты делали фиктивный техосмотр сразу же при оформлении вам страховки ОСАГО.
  3. Как итог, у вас на руках действующий договор страхования плюс диагностическая карта (она, как и страховка, может быть электронной).

Как это будет работать после поправок?

  1. Вы также обращаетесь к страховщику в целях заключения договора оффлайн или онлайн.
  2. Теперь в числе документов, помимо паспорта, документа о собственности автомобиля, свидетельства о регистрации, не должно быть подтверждения о том, что вы прошли техосмотр.
  3. Вам оформляют полис ОСАГО без диагностической карты.

Таким образом, от страховщиков отвязали по сути ответственность за прохождение техосмотра водителями. То есть теперь пройденный ТО не является обязательным условием для заключения договора «автогражданки», и страховку ОСАГО можно оформить без техосмотра.

Таблица сравнения поправок

Теперь давайте рассмотрим, что конкретно хотят изменить в законах.

Как мы уже говорили поправки вносятся в 2 Федеральных закона:

  • О безопасности дорожного движения,
  • Об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Так вот, официально поправки в ФЗ О безопасности вносятся в пункт 3 статьи 16. Давайте рассмотрим сравнительную таблицу изменений!

Таблица изменений в закон О безопасности дорожного движения

Как это было? Как это стало?
Все автовладельцы обязаны приобретать страховку ОСАГО. И оформление полиса происходит только при условии прохождения техосмотра. Всё также остаётся обязанность по покупке ОСАГО. Однако, предложение об обусловленности его оформления только при наличии действующей диагностической карты исключено.

Вот так будет выглядеть официальная трактовка пункта 3 статьи 16 закона:

Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, постановка на государственный учет не проводится.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

А вот так выглядит трактовка закона о внесении этого изменения (статья 4, страница 104 текста):

В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» третье предложение исключить.

Но самое главное, поправка вносится в пункт 3 статьи 15 Федерального закона Об ОСАГО. В нём исключается подпункт «е»:

4) в статье 15: а) подпункт «е» пункта 3 признать утратившим силу;

Таким образом, набор документов для оформления ОСАГО отличается следующим образом до и после внесения поправок:

  • заявление об оформлении полиса ОСАГО,
  • паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность),
  • свидетельство о регистрации на автомобиль или ПТС,
  • водительские удостоверения всех, кто будет вписан в страховку, либо в/у собственника, если оформляется неограниченный полис,
  • диагностическая карта о прохождении техосмотра,
  • документ о праве владения машиной (как правило, договор купли-продажи, аренды или лизинга, но его обычно не требуют).

Скачать закон о внесении изменений в обязательность техосмотра для ОСАГО.

Когда вступает в силу новый закон об ОСАГО без техосмотра?

Обычно новые законы начинают своё формальное действие по истечении 10 дней с даты официального опубликования. А такое опубликование возможно только после подписания Президентом РФ. По состоянию на дату написания данной статьи поправки прошли третье чтение и ожидают подписания.

Однако, в том случае, если в самом ФЗ прописан иной срок вступления в законную силу, то именно он имеет приоритетную юридическую силу. И в нашем случае такое прописано – статья 35, страница 136.

Официальное начало действия изменений – 22 августа 2021 года. То есть с этой даты автолюбителям не требуется проходить техосмотр для оформления страховки ОСАГО.

То есть прохождение техосмотра совсем отменили?

Нет. Тот факт, что техосмотр для ОСАГО не нужен, никак не умаляет необходимость его проходить в любом случае. Это так, потому что сама обязанность проводить проверку технического состояния своего автомобиля лежит на автолюбителях и никуда с внесением последних поправок не девается.

В частности, есть 2 закона, устанавливающих обязательность ТО:

Таким образом, отмена обязательности технического осмотра для получения полиса ОСАГО не означает отмену самой процедуры техосмотра.

А чем тогда грозит, если я не пройду техосмотр?

На самом деле, риска целых два, но один из них грозит только в перспективе.

  1. Если произойдёт ДТП по причине неисправности вашего автомобиля, и у вас не будет действующего техосмотра или срок диагностической карты на дату ДТП истечёт, то по закону положен регресс от страховой компании (подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ). Это ситуация, когда сначала страховщик по вашему полису выплачивает всё потерпевшей стороне, но затем взыскивает всю эту сумму выплаты с вас.
  2. А с 1 марта 2022 года вступает в силу новый закон о штрафе за отсутствие техосмотра в размере 2 000 рублей.

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования.

Какие ещё последние изменения в законе о техосмотре в 2021 году?

Между тем, последствия и ответственность за непрохождение ТО – не единственные изменения. Закон о техосмотре, как и об ОСАГО, подвергся целому реформированию в последние годы.

Основные поправки в правила проведения и тонкости процедур были внесены и начнут действовать, если ничего не изменится, с 1 октября 2021 года специальным Федеральным законом №122. Среди наиболее значимых нововведений нижеследующие.

  • Диагностическая карта, как и полис ОСАГО, теперь могут быть электронными.
  • ГИБДД могут аннулировать карту, если выяснится, что она у вас есть, но фактически на пункт техосмотра вы не заезжали. Например, сотруднику ГАИ станет известно о том, что вы купили диагностическую карту у страхового агента при оформлении страховки.
  • Вводится обязательная фотофиксация процедуры прохождения ТО Приказом Минтранса.
  • Кроме того, как мы уже писали выше, возможность не предоставлять техосмотр при оформлении ОСАГО сделали до того же 1 октября 2021 года.

Покупка ОСАГО с августа больше не будет привязана к прохождению техосмотра

Участники рынка в целом приветствуют новую норму, но подчеркивают, что отсутствие техосмотра и диагностической карты в случае ДТП может привести к серьезным тратам для автовладельца

Закон об ОСАГО 2012 года. ОСАГО и техосмотр. Связь технического осмотра 2021 года и страхования. Александр Рюмин/ТАСС

ОСАГО без техосмотра — с 22 августа приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности можно будет без диагностической карты.

Читайте также:  Изменения административного регламента ГИБДД

Идея отвязать ОСАГО от техосмотра появилась после того, как ужесточились требования к самому техосмотру с 1 марта этого года. Самое важное: теперь в диагностической карте должны быть фотографии автомобиля с указанием времени и координат места съемки. Техцентры, конечно, готовились к этому. Но все равно возле них стали выстраиваться очереди.

Пройти техосмотр удавалось не всем, а без диагностической карты нельзя купить полис ОСАГО. Власти тогда решили не дожидаться наступления транспортного коллапса, а просто продлили срок действия ранее выданных карт на полгода, но минимум до 1 октября. Потом решили, что для покупки ОСАГО техосмотр и вовсе не нужен.

Госдума оперативно приняла соответствующие поправки, а президент их подписал. Изменения вступят в силу 22 августа. И с этой даты страховщики не будут проверять при заключении договора ОСАГО наличие действующей диагностической карты.

Это увеличит их продажи, уверен эксперт Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», адвокат Сергей Радько:

Сергей Радько эксперт Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», адвокат

Но ни для кого не секрет, что диагностическую карту можно просто купить в интернете без заезда на сам пункт техосмотра. Видимо, в том числе из-за этого процедуру решили ужесточить. По идее, фотографии автомобиля должны подтверждать, что он действительно прошел диагностику. Но будет ли это работать — еще вопрос.

По факту, техосмотр сегодня — это просто формальность. Или, если угодно, дополнительный сбор с автовладельцев. И хорошо, что его отвязали от ОСАГО, отмечает член Совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член Совета директоров группы содействия «Дельта»

Но сам техосмотр никто не отменял. И хотя кажется, что теперь он вообще не нужен, на самом деле, отсутствие диагностической карты может сильно ударить по кошельку автовладельца в случае ДТП. Если виновник аварии не прошел техосмотр, страховая компания через суд может взыскать с него ущерб.

А с 1 марта следующего года вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. И за выезд на дорогу без диагностической карты будут штрафовать на 2 тысячи рублей. Автоматически, при помощи видеокамер. Продолжает автоэксперт Вячеслав Субботин:

Вячеслав Субботин автоэксперт

Чтобы сделать техосмотр добровольным, достаточно отменить соответствующую поправку в КоАП, которая вступит в силу с 1 марта. Но, видимо, не для того ее принимали, чтобы вот так просто взять и отменить. Кроме того, сенаторы недавно предложили не просто сохранить обязательный техосмотр, но еще больше ужесточить его правила.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

С 22 августа 2021 года упрощается порядок оформления осаго

Законодатели готовят изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Уже в августе текущего года начнут действовать изменения в части страхования ответственности собственников авто. В настоящий момент установлено правило: оформление ОСАГО возможно только при условии проведения техосмотра. Такая норма регламентирована федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

22 августа порядок страхования будет упрощен. С этой даты требование по обязательному предоставлению диагностической карты при оформлении страховки прекращает свое действие.

То есть если даже диагностической карты у владельца автомобиля нет, страховая компания не вправе отказать в услуге страхования автомобильной гражданской ответственности.
Это не означает, что технический осмотр проводить не нужно. Обязательство по его проведению по-прежнему остается в зоне ответственности автовладельца.

Справка! Если на автомобиль не составлена диагностическая карта, то за управление таким автомобилем законодательство устанавливает штраф в размере 2 000 рублей. Штраф начнет действовать с 1 марта 2022 г.

Договор ОСАГО по своему существу является публичным. Это означает, что стороны должны заключать его (а страховщик, соответственно, оказывать услугу страхования) независимо ни от от каких обстоятельств. Т.е. подписание договора должно быть осуществлено по умолчанию в случае обращения автолюбителя в страховую компанию за данной услугой, отказа быть не может.

Связка «ОСАГО-техосмотр» принесла немало проблем:

  • продажа диагностических карт без проведения осмотра;
  • заключение договора страхования в последний день действия предыдущего техсмотра (после заключения договора осмотр не проводится, как правило) и др.

Для заключения договора страхования по новым правилам владельцу автомобиля нужно предоставить следующий комплект документов:

  1. свидетельство о прохождении регистрации (СТС) или паспорт транспортного средства;
  2. паспорт собственника;
  3. водительские права.

В связи с отменой предоставления техкарты при заключении договора страхования, возможно изменение стоимости полиса. Каждая страховая определяет зоны риска самостоятельно, однако, скорее всего, придется ожидать тенденцию на увеличение стоимости страховки и повышения базового тарифа ввиду повышения уровня риска эксплуатации авто.

Скопировать урл

Распечатать

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года.

В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас.

В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые.

Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более.

Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента.

В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения.

Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно.

«Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые.

«При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами.

То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше.

Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности.

Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность.

Читайте также:  Повороты на 90 градусов на экзамене в ГИБДД в 2021 году

Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.

) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов.

— Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее.

И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют.

Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении.

Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг.

Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать. 

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью.

«Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии.

Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта.

Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту.

Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД. 

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах.

Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт.

Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин.

Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме.

Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение.

Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными.

Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов.

Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает.

Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе, 

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей.

«Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов.

Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле.

Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты.

А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector