Требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами

Министерство внутренних дел внесло доработанный проект по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Тот самый, который отменяет «площадку» как этап экзаменационных упражнений, а если говорить точнее – объединяет практические экзамены по вождению на площадке и в городе в единый практический экзамен.

Тот самый проект закона, который вызвал такую бурю возмущения среди экспертного сообщества и непонимание, что именно ему не понравилось, со стороны продвигающего его министерства.

Отменить площадку МВД задумало достаточно давно с целью оптимизации процесса приема экзаменов для получения водительского удостоверения. Но, как считают специалисты, на практике это обернется для кандидатов в водители лишней головной болью и нервами, а также потерей времени.

Ведь теперь время экзамена в городе увеличится, и, в случае неуспешной попытки сдать экзамен, водителю придется заново пройти весь практический экзамен. А это, по мнению некоторых правозащитников, может стать плодородной почвой для взяток.

Впрочем, другая часть лагеря специалистов уверена в обратном, положительном результате вводимых доработок.

  • Рассуждения на тему вы можете прочитать на следующих страницах нашего информационного интернет-издания:
  • Смягчат ли процедуру сдачи экзаменов на права в ГИБДД?
  • Почему отмена площадки в ГИБДД приведет к сложностям при получении прав
  • Стало известно, к чему готовиться будущим водителям на объединенном экзамене ГИБДД

С опубликованным 10 января МВД официальным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь: Скачать файл: Proekt-postanovleniya-Pravitelstva-Rossiyskoy-Federacii.doc [42,04 Kb] (cкачиваний: 27) Посмотреть онлайн файл: Proekt-postanovleniya-Pravitelstva-Rossiyskoy-Federacii.doc

Итак, давайте изучим вопрос подробнее, с рациональной точки зрения, благо материал для изучения присутствует. В этом нам, конечно же, непосредственно поможет текст законопроекта, который после прохождения всех инстанций, скорее всего, больше не претерпит значительных правок и изменений и в конечном итоге будет подписан Дмитрием Медведевым в вышепредставленном виде.

Что входит в сдачу практического экзамена на права после отмены площадки?

Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий «A» и «M» и подкатегорий «A1» и «B1»

В этом разделе предложенного МВД проекта дается подробный список упражнений во время проведения экзамена в «мотоциклетных» категориях.

А именно: мотоциклов (категория A), мопедов и легких квадрИциклов (категория водительских прав M), а также подкатегорий «А1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт, и «В1» – трициклы и квадрициклы.

Отменят ли площадку при сдаче на права для управления мопедом и мотоциклом?

Стоит отметить, что мотоциклисты и кандидаты в водители вышеперечисленных подкатегорий все же получат доступ на закрытую специально оборудованную площадку. Для них требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для сдачи практического экзамена не отменяются.

  1. Рассмотрим подробнее, как будет построен практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий «A» и «М» и подкатегории «A1». У кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих маневров:
  2. а) передвижение мототранспортного средства задним ходом без включения двигателя и установка на место стоянки;
  3. б) управление на малой скорости в габаритном коридоре;
  4. в) маневрирование на малой скорости;
  5. г) скоростное маневрирование;
  6. д) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;
  7. е) маневрирование в ограниченном пространстве.
  8. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами подкатегории «В1» требования несколько иные. У кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством данной подкатегории путем выполнения следующих действий:
  9. а) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  10. б) прямолинейное движение задним ходом;
  11. в) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90°;
  12. г) разворот в ограниченном пространстве с использованием передачи заднего хода;
  13. д) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
  14. е) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;
  15. ж) маневрирование на различных скоростях;
  16. з) маневрирование в ограниченном пространстве.

Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E»

  • Все кандидаты в водители по вышеназванным категориям и подкатегориям после вступления поправок в силу лишатся «площадки», часть практических упражнений с которой будет перенесена в «город». В список попали следующие типы транспортных средств:
  • Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) (категория B);
  • Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) (категория C);
  • Автобусы (категория D);
  • Легковые автомобили с прицепом (категория BE);
  • Грузовые автомобили с прицепом (категория CE);
  • Автобусы с прицепом (категория DE).
  • Также в городе придется сдавать экзамен на подкатегории:
  • Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) (подкатегория C1);
  • Небольшие автобусы (типа ГАЗелей) (подкатегория D1);
  • Средние грузовики с прицепом (подкатегория C1E);
  • Небольшие автобусы с прицепом (подкатегория D1E)
  • При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются следующие навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории:
  • а) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием передачи заднего хода;
  • б) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90°;
  • в) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
  • г) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) – в случае проведения экзамена на транспортных средствах категорий «C» и «CE» и подкатегорий «C1» и «C1E»;
  • д) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом – в случае проведения экзамена на транспортных средствах категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» (за исключением сочлененных автобусов);
  • е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
  • ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
  • з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  • и) левые и правые повороты;
  • к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» при наличии возможности осуществления разворота);
  • л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);
  • м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
  • н) обгон или опережение;
  • о) движение с максимальной разрешенной скоростью;
  • п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
  • р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;
  • с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
  • т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров – в случае проведения экзамена на транспортных средствах категорий «D» и «DE» и подкатегорий «D1» и «D1E»;
  • у) остановка и начало движения на подъеме и на спуске.

Какие будут новые маршруты во время практического экзамена в ГИБДД после отмены площадки?

Также в тексте есть следующий раздел: «Требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены». Относится он к практическому экзамену на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E».

Как мы отметили ранее, в случае отмены площадки часть упражнений по проверке навыков вождения будет перенесена в практический экзамен в условиях города.

Но это также означает, что после вступления новых правил приема экзаменов в ГИБДД также поменяются и маршруты.

Для них разработаны новые требования (Приложение № 2 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений).

Требования к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены для сдачи на права

Маршрут, используемый для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «С1», «D1», «C1E» и «D1E»

В законопроекте говорится, что маршрут, используемый для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами вышеназванных категорий, должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного движения.

Читайте также:  Ii. документы, предъявляемые при осмотре транспортных средств

На нем должна обеспечиваться возможность выполнения требуемых маневров, изложенных в пункте 14. То есть разнообразные левые и правые повороты, развороты, проезд железнодорожного переезда (если он есть в городе) и различные опережения и обгоны, а также троганья в горку. Все эти требования и не только должны обеспечиваться хоть и не полностью, но сполна.

А для выполнения некоторых маневров (касается в первую очередь грузовых и легковых автомобилей с прицепом) должны будут использоваться закрытые площадки и автодромы, в том числе автоматизированные, территории, имеющие твердое покрытие и ограниченные для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участки дорог с малоинтенсивным движением, тупиковые участки дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.

Маршруты разрабатываются для категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми подразделением Госавтоинспекции осуществляется проведение практических экзаменов, с учетом территории обслуживания данного подразделения, и содержат перечень дорог и улиц (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены.

Информация об утвержденных маршрутах размещается на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (гибдд.рф) и на информационных стендах ее подразделений.

С какого возраста можно будет начинать учиться для вождения транспортного средства?

  1. Обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории «А1» или мопеде должно быть не менее 15 лет;
  2. Для кандидата в водители на легковом или грузовом автомобиле – не менее 16 лет;
  3. На мотоцикле категории «А» – не менее 17 лет;
  4. Для обучения на управление автобусом, троллейбусом или трамваем – не менее 20 лет (не менее 18 лет для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона — ссылка на закон)

Какой срок пересдачи экзамена в случае его провала?

  • Повторный теоретический экзамен назначается не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней, а повторный практический экзамен − не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего соответствующего экзамена.
  • Для кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, повторный соответствующий экзамен назначается не ранее чем через 1 и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего.
  • В случае неявки кандидата в водители для сдачи экзамена в назначенный ему день сроки назначения повторного экзамена исчисляются со дня обращения кандидата в водители в подразделение Госавтоинспекции.

Автодромы остаются? Каким будет экзамен на «права» с 1 апреля

За неделю до реформы МВД наконец подписало приказ, определяющий новый порядок экзамена на права. Что интересно, пресловутый перенос практической части целиком в город не состоялся — новый регламент по-прежнему оставляет возможность проверки навыков на закрытых площадках. Так что же изменилось?

«Исключительно в условиях дорожного движения…»

Накануне реформы мы обзвонили несколько автошкол в разных городах страны, и общее настроение их руководства — смятение. Все знают, что с 1 апреля сдавать экзамен нужно будет как-то по-новому, но как именно — секрет.

18 марта, за две недели до реформы, ГИБДД опубликовала разъяснения, подчеркнув, что основным изменением станет отмена автодромной части экзамена. На официальном сайте инспекции появилось сообщение:

«Напомним, что ключевым изменением здесь станет то, что проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена теперь проводиться не будет. Сотрудники Госавтоинспекции будут давать объективную оценку готовности будущих водителей управлять транспортным средством исключительно в условиях реального дорожного движения».

Как говорится, приехали.

Неоднозначный приказ

Но оказалось, не все так однозначно. В приказе от 22 марта 2021 года (регистрационный номер 62837) для водителей, сдающих на категорию В, С, D, автодромный этап сохранён. Цитируем пункт II приложения № 8:

«…проверка навыков вождения проводится на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки».

Другими словами, новый регламент не запрещает использование автодромов, но допускает сдавать экзамен сразу в городе. Когда это нужно? Например, если по каким-то причинам автодром школы не доступен или курсант обратился для сдачи сразу в ГИБДД, которая не располагает подходящей площадкой — в этом случае правила не запрещают посадить курсанта за руль и сразу же проверить все навыки.

Впрочем, акцент на городской этап всё же есть. Например, выполнять манёвра «Разворот» для категории В новый регламент предписывает на участках дорог с малоинтенсивным движением, имеющих две полосы, без использования обочин и прилегающих территорий. Но при отсутствии таковой возможности документ разрешает использовать всё те же автодромы.

Опрошенные нами директора автошкол считают, что по факту автодромный этап останется — так проще и самим школам, и инспекторам-экзаменаторам. Первые не захотят рисковать, ведь маневры в городе сложнее. Инспекторам же автодромы удобны для ускорения процесса: если для каждого курсанта искать подходящие участки дорог, экзамен растянется.

Последовательно или поочерёдно

Кстати, нет в регламенте и указания на то, что автодромный и городской этапы должны сдаваться курсантом сразу, без пауз. Этого боялись директора автошкол, потому что такой подход нарушал логистику экзамена — после каждой попытки требовалось возвращать машину на автодром. Однако в регламенте есть возможность поочередного выполнения упражнений, как и раньше.

Загнали в коридор

Автодромный этап модернизировали, оставив для экзамена лишь четыре элемента (для категории В): перпендикулярная и параллельная парковка, разворот в тесных пространствах, старт с уклона (горка).

Что интересно, в подписанном регламенте ширина коридора для разворота составляет всего 5 метров — чуть больше длины среднего автомобиля. Раньше этот параметр был равен двум длинам автомобиля, например, для Hyundai Solaris составил почти 9 метров.

Развернуться в дворике шириной 5 метров по экзаменационной схеме (вперёд, назад, вперёд) можно разве что на двухместном Smart.

То же касается перпендикулярной парковки (упражнение «Гараж») — размеры парковочного слота сделали равными 5×2,5 метра. На автомобиле среднего класса в такой слот въедет не каждый опытный водитель.

Ставьте телефон на беззвучку

В регламенте увеличен список нарушений, который влечёт несдачу экзамена после первого же прецедента.

В их числе — непристёгнутый ремень, непропуск другого водителя (с приоритетом) или пешехода на переходе, грубые нарушения требований разметки, пересечение стоп-линии (когда это запрещено), нарушение правил обгона, поворота, разворота, проезда железнодорожных путей и движения задним ходом, превышение разрешённой скорости, использование телефона.

Есть также ряд нарушений, которые можно совершить дважды (например, выезд на перекрёсток при заторе впереди) и трижды (движение со слишком малой скоростью). К мелким нарушениям относится, например, неуверенное пользование органами управления.

Под пристальным вниманием

Инспектор на экзамене должен сидеть рядом с экзаменуемым, а в машине допускается наличие независимых наблюдателей, например, других курсантов или общественников.

Это, по замыслу, исключит возможность завалить экзаменуемого.

Впрочем, сами директора автошкол смотрят на такую позицию с усмешкой: требований к курсантам столько, что подловить их на ошибках несложно, тем более на городской этап отводится до 30 минут.

Сетка улиц вместо экзаменационных маршрутов

По замыслу, экзамен должен стать разнообразнее за счёт отказа от известных курсантам маршрутов.

Автошколам будет дана лишь сетка улиц, где разрешено проводить экзамены, а конкретный путь определит инспектор ГИБДД.

В большинстве городов зоны, где разрешён экзамен, пока не согласованы, но по первой информации революции в этом вопросе не предвидится: судя по всему, согласуют примерно тот же список улиц, что и раньше.

«Это реформа для галочки»

Опрошенные эксперты склоняются к мнению, что в нынешнем виде регламент слишком сырой, чтобы внедрять его жёстко уже с 1 апреля. Многие директора автошкол ждут отсрочки реформы, чтобы и школы, и региональные ГИБДД успели подготовиться к новшествам.

Зачем вообще нужна реформа? Аварийность малоопытных водителей в России по-прежнему остаётся на высоком уровне, и перед МВД уже несколько лет стоит задача улучшить показатели.

В последние годы создать видимость прогресса помогла пандемия и снижение числа учащихся, что уронило абсолютные цифры аварийности новичков.

Однако по удельным показателям всё по-прежнему грустно: автошколы не столько учат водить, сколько натаскивают на сдачу экзамена.

Именно эту проблему и должен решить новый регламент. По замыслу, отказ от «автодромной зубрёжки» в пользу более разнообразного и продолжительного городского этапа сместит акценты и при обучении. Но хотя идея и правильная, к её полноценной реализации, судя по всему, не готовы никто: ни автошколы, ни сама ГИБДД.

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами

Требования к учебным транспортным средствам различных категорий.Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».

Читайте также:  Штраф за движение по левой полосе вне населенного пункта

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;зеркалом заднего вида для обучающего;опознавательными  знаками «Учебное транспортное средство»;аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации. Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением. Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

  • Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств
  • Требования к квалификации педагогических кадров.Требования к квалификации преподавателей по предметам: 
  • Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
  • Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»
  • Требования к квалификации мастера производственного обучения
  • Квалификационные требования к преподавателям
  • Квалификационные требования к мастерам производственного обучения
  • своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства. 

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств  должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах        8 – 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами  организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий .В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль,  оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме. Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.«Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:высшее или среднее профессиональное образование;действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.Мастер производственного обучения  должен иметь:образование не ниже среднего (полного) общего;документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.Преподаватели и  мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств».Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.Преподаватель должен:планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.Мастер  производственного обучения должен:планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению; проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;обеспечивать соблюдение санитарных норм,  правил охраны труда и пожарной безопасности; бережно   относиться  к   учебному   транспортному  средству;

УТВЕРЖДЕНО:

Министерство образования и науки Российской Федерации И.И. Калина

«_12_»____декабря______ 2008 г.

СОГЛАСОВАНО:

Министерство транспорта Российской ФедерацииС.А. Аристов

«_12_»___декабря____2008 г.

СОГЛАСОВАНО:

Главный государственный инспекторбезопасности дорожного движения Российской ФедерацииВ.Н. Кирьянов

«_10_»_____декабря_ 2008 г.

Требования к автошколе

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги — безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию «провентилировать» этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99 ), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.
Читайте также:  Что выгоднее потребительский или автокредит?

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет «Основы управления ТС».

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что «правильные» школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15.

Итак, согласно этому письму автошкола — это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • «правильный» преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта  на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Ряд курсов по определенным категориям может включать основные моменты дисциплины «Охрана труда», «Правила перевозки грузов и езды с прицепом».

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения — тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • «B»-категория 190 ч;
  • «D» — 257 ч.
  • Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.
  • Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу
  • Z=(t* 24,5* 12* (Ra))/T,
  • Z – количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года ,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере — это 7,2 ч, при двух — в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T – время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

При этом требуется рассчитать и число групп, выпускаемых школой за один учебный год:

N= (F*P* 0,75)/R, где

  • N– число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

Показатель F тоже можно рассчитать

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные «напрягающие» факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком («У»);
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме «автоматов»);
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий  для водителей категории «А» возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте «Основные нововведения».

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование «Образование и педагогика» (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС,  должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей — это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector