Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно вернулись в норму, хотя об их снижении речь, как всегда, не идет. В 2020 году, по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится, но рекордов ставить уже не будет.

Повышение цен на топливо, вместе с увеличением пенсионного возраста и ставки НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Причинами тогда стали просчеты при осуществлении так называемого налогового маневра – основная налоговая нагрузка на нефть была перенесена с вывозной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых.

В результате российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные покупатели. Как результат, цены на топливо пошли резко вверх.

К концу года власти, кажется, смогли найти компромиссное решение – правительство заключило с представителями крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний специальное соглашение, по которому замораживались оптовые цены для независимых сетей АЗС (то есть, не относящихся к гигантам вроде Роснефти). И так как через независимые сети реализуется порядка 60% топлива, это должно было удержать цену на месте.

По соглашению нефтяники могли повышать среднеоптовые цены на топливо не более, чем на величину инфляции. Также им разрешили одноразовый рост цены на 1,7% в январе 2019 года – после увеличения ставки НДС до 20%.

По графику тоже видно, что лавинообразного повышения цен не произошло:

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

  • Соглашение изначально было рассчитано на срок до 31 марта 2019 года, однако затем его продлили еще на 3 месяца, хоть особой потребности в этом уже не было – рынок стабилизировался, а цены, например, на дизельное топливо, вообще показывали снижение.
  • АЗС тоже не бедствуют – они зарабатывают около 7 рублей на литре бензина и 6 рублей на литре дизельного топлива. Это, на самом деле, не так много, но позволяет им удержать рентабельность деятельности на
  • В итоге соглашение перестало действовать с 1 июля, но, как видно, серьезных колебаний в ценах на топливо это не принесло.

Это стало доступно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям – так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж.

Однако изначально демпфер работал совсем не так, как планировалось: в его формуле была заложена слишком высокая «условная» цена (та, которая устанавливалась для внутреннего рынка). С 1 июля цены пересмотрели, и теперь условная цена бензина составляет 51 000 рублей за тонну (или 41 рубль за литр), для дизельного топлива установили цену в 46 000 рублей за тонну (41,75 рублей за литр).

Бюджет компенсирует нефтяникам 75% разницы между этими цифрами и ценой на бензин за границей (и 70% для дизельного топлива). Даже в первом полугодии нефтяным компаниям было выплачено 140 миллиардов рублей обратного акциза.

Тем не менее, критиковать новую систему есть за что – деньги на эти компенсации бюджет получил, повысив ставку НДПИ. То есть, налоговая нагрузка все равно высокая.

Официальные прогнозы на 2020 год

Основные прогнозы по стоимости бензина и дизельного топлива на последующие годы опираются на то, как будет работать демпфирующий механизм.

В нем ожидаются изменения – величина обратного акциза составит 68% от разницы между условной ценой и международным рынком для бензина и 65% для дизельного топлива. Ранее планировалось, что это будет 50%. Разница между условной ценой и ценником на АЗС не должна быть больше 10% для бензина и 20% для дизельного топлива.

Сам механизм с обратным акцизом будет работать и дальше – по оценке представителей Минфина, к 2033 году объем льгот для нефтяных компаний нарастят до 2,3 триллионов рублей.

Основная задача демпфирующего механизма – не допустить рост цен на топливо выше, чем официальная инфляция. Ее величина в 2019 году должна составить порядка 4,3%, а в следующем году – 3,8%. Соответственно, официальные прогнозы ориентируются на эти цифры.

В проекте федерального бюджета на 2020-2022 годы уже заложен большой объем льгот – более триллиона рублей, это при суммарных нефтегазовых доходах в 23 триллиона рублей. То есть, государство готово отдать в виде льгот 4,5% от стоимости добытых углеводородов.

О том, что цены на нефть будут колебаться в пределах официальной инфляции, заявляют и в Минэнерго – по словам руководителя ведомства Александра Новака, в правительстве надеются, что демпфирующий механизм станет эффективным инструментом регулирования цен.

Неофициальные прогнозы и мнения экспертов

Аналитики, как и представители официальных ведомств, уверены – новой волны роста цен на топливо ждать пока не стоит. В частности, эксперты Института Гайдара и РАНХиГС уверены, что за 2020 год цена литра бензина марки АИ-95 вырастет примерно на 60 копеек – с 48,36 до 48,97 рублей. Дальше сильного роста тоже не будет – и к 2024 году цена вырастет до 51,41 рублей.

Этот вариант будет актуальным, если правительство продолжит налоговый маневр – обнуление ставки вывозной пошлины на нефтепродукты и замену их на увеличенный НДПИ.

Однако, как считают аналитики, власти могли бы пойти другим путем и даже снизить цены на топливо – для этого нужно субсидировать все НПЗ, причем суммами пропорционально объемам перерабатываемой нефти.

Цены на нефть тогда можно регулировать, уменьшая размер акцизов. Но в схеме есть минус – если снизить ставки акциза, уменьшатся поступления в дорожные фонды. С другой стороны, тогда цена на бензин к 2024 году будет составлять около 48,67 рублей за литр.

Профильные компании тоже строят свои прогнозы, учитывая продолжение налогового маневра в его нынешней конфигурации. Это позволит ценам на внутреннем рынке меньше реагировать на внешние колебания, считают в группе компаний «АвтоСпецЦентр»:

Динамика роста цен на бензин в 2020 году будет равнозначна показателям текущего года – в пределах инфляции, рост примерно на 3,8% в течение года.

Это возможно благодаря налоговому маневру в нефтегазовой отрасли, который предусматривает новую систему выплаты компаниям обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. Это позволяет снизить влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок топлива.

Он предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии.

Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы получают дополнительные вычеты за счет демпфирующей надбавки – разница средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин и дизельное топливо. Это позволит сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главное условие демпфера – не повышать цены на топливо выше 10% стоимости, установленной государством.

Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»

Но есть и другая сторона вопроса – цена топлива является производной от уровня мировых цен на нефть (правда, работает это, как правило, только в сторону увеличения).

В последнее время цены на нефть держатся на сравнительно высоком уровне в пределах 55-65 долларов за баррель. При этом Американский институт нефти (API) прогнозирует, что из-за снижения запасов нефти в США и снижения добычи нефти на 30 тысяч баррелей в сутки цены могут пойти вверх.

Однако на российский рынок в большей степени влияют акцизы, чем мировые цены, считают аналитики. С 2020 года повышаются акцизы как на бензин (на 3,6%), так и на дизельное топливо (на 3,4%).

Хоть это и ниже инфляции, бизнес вряд ли согласится доплачивать налоги из своей прибыли, и уже в 2020 году может перенести новую нагрузку на потребителей. И если в 2019 году ценники на АЗС могут измениться несущественно, то недооценивать влияние акцизов на цены в 2020 году не стоит.

Другие эксперты тоже предлагают учесть цены на нефть – но уже с позиций российского бюджета. Как считает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, власти точно подстраивают курс рубля под текущие цены на нефть:

Специфика российской экономики такова, что бензин всегда дорожает по той простой причине, что правительство имеет тенденцию закладывать в свой бюджет постоянно растущую цену нефти в рублях, а Банк России и Минфин своей политикой затем этот рост, фактически, гарантируют. И неважно при этом, растет или падает цена нефти в долларах на глобальном рынке.

Если она падает, рубль девальвирует ровно настолько, чтобы удовлетворять бюджетным целям, или больше. Если понимать этот принцип, ясна и закономерность роста цен на бензин, наблюдаемая уже десять лет, с 2009-го года.

Цены растут практически линейно и безоткатно, чтобы обеспечить бесперебойное наполнение бюджета налогами с нефтегазовой отрасли, являющейся основным налогоплательщиком в России.

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

Красная линия – график роста цен по месяцам, зеленая – линейная интерполяция.

В мае 2009-го цена АИ-95 в среднем по России была 20 за литр. В августе текущего года – 46 за литр. Подорожание за 10 лет и 3 месяца (т.е. за 10.25 лет) составило 26 рублей, или 2.3 раза, что соответствует темпам роста 8.465% годовых.

Полагаем, эти темпы роста сохранятся, потому что при той экономической политике, которую проводит финансовый блок Российского правительства, эти темпы роста никак не коррелируют с инфляцией, динамикой ВВП, или какими-то еще макроэкономическими показателями, являясь, по сути, фундаментальной константой российской экономики.

Исходя из указанных выше темпов роста, бензин АИ-95 осенью следующего года будет стоить 49-50 рублей за литр.

Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»

Таким образом, разные оценки дают разные прогнозы роста стоимости топлива, но ни один пока не выходит за пределы 50 рублей за литр в прошлом году.

Новый способ заработать?

СМИ неоднократно обращали внимание на то, что независимые сети АЗС в последнее время заметно ухудшили свое финансовое положение – из-за роста оптовых цен с одной стороны и жесткого регулирования с другой, они вынуждены сокращать расходы, чтобы «прожить» на те 6-7 рублей с каждого проданного литра топлива.

Вероятно, такие проблемы стали причиной того, что 2 из 3 АЗС в России недоливают топливо. Об этом стало известно из результатов проверки Минпромторга, проведенной в регионах Центрального федерального округа.

Как оказалось, на каждые 10 литров топлива заправки недоливают по 50-90 мл, что гораздо больше нормы в 25 мл.

Чуть ранее аналогичную проверку проводили в Росстандарте – тогда выяснилось, что 19% АЗС недоливают топливо, причем на весьма серьезные объемы – до 5% от оплаченной суммы. Как результат, по факту для водителей литр топлива на таких заправках стоит на 10 рублей дороже, чем заявляется на табло.

С этим в Минпромторге намерены бороться, но даже не в 2020 году, а только с 2021-го – когда введут оборотные штрафы. АЗС заплатит за недолив 1% от выручки за прошлый год, а за повторное нарушение – до 3% выручки.

Читайте также:  Где можно посмотреть фото с камер ГИБДД о своих нарушениях?

Но и это еще не все. Кроме недолива, в Росстандарте выявили отклонения по качеству топлива. Их обнаружили на 8,8% заправок из числа 920 проверенных АЗС. И если раньше владелец мог отделаться штрафом в 40 тысяч рублей, то сейчас штрафы рассчитываются из годовой выручки и составляют в среднем 580 тысяч рублей.

Эксперты говорят, что это, действительно, один из способов заработать больше для независимых сетей АЗС, которые переживают сейчас не лучшие времена.

Цены на бензин в России с начала 2020 г. выросли на 2,1%

В то же время цены производителей с начала 2020 г. подскочили на 19%.

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

Москва, 25 сен — ИА Neftegaz.RU.Средние потребительские цены на бензин в России в августе 2020 г. выросли на 0,3% по сравнению с июлем. При этом производители бензина за август 2020 г. снизили оптовые цены на 4,9%, после роста на 5,6% в июле. Об этом сообщил Росстат.

В июле 2020 г. цены в рознице выросли на 0,9%.

С начала 2020 г. розничные цены на топливо увеличились на 2,1%, тогда как цены производителей подскочили на 19%. За январь-август 2020 г. розничные цены на топливо выросли на 1,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 г., а цены производителей за 8 месяцев увеличились на 6%. Потребительские цены на бензин в августе 2020 г. в среднем по России превышали цены производителей в 2,1 раза (в августе 2019 г. — в 2,3 раза). В августе 2020 г. повышение цен на 0,4% и более зафиксировано в 26 субъектах РФ. При этом заметнее всего автомобильный бензин подорожал в Сахалинской области — на 3,6%. Снижение цен наблюдалось в 9 российских регионах, наибольшее в Республике Марий Эл и Курской области — на 0,4%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2% и 0,3% соответственно.

  • Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизтопливо на АЗС растут всегда — независимо от роста или падения цены на нефть.
  • С другой, 2 цены непрерывно растут и никогда не снижаются, в отличие от цен на топливо в других странах, где они напрямую привязаны к ценам на нефть.
  • Так во время падения цен на нефть из-за пандемии коронавируса правительству пришлось ввести запрет на импорт топлива, которое в рыночных условиях очень сильно подешевело вслед за нефтью.

Это происходит за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты — демпфера. Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких — наоборот, должны платить государству сверхприбыли. С одной стороны это выгодно для автомобилистов, т.к. цены всегда предсказуемы и их рост не превышает уровня инфляции. Кроме того в условиях волатильности на мировых рынках, внутренний рынок нефтепродуктов РФ несмотря на все регуляторные механизмы по-прежнему нуждается в ручном управлении.

Д. Савосин

Источник : Neftegaz.RU

При Путине бензин в России подорожал почти на 500% — с 8 до 46 рублей

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новостиhttps://www.znak.com/2020-04-09/pri_putine_benzin_v_rossii_podorozhal_pochti_na_500_s_8_do_46_rubley

2020.04.09

За 20 лет автомобильное топливо в России подорожало в среднем с 8 до 46 рублей. Суммарный рост составил 475%. Сравнительный анализ цен сегодня опубликовало издание Autonews.ru. 20 лет — это срок, при котором Владимир Путин находится у власти (за исключением периода 2008–2012 годов, когда президентом был Дмитрий Медведев, а Путин возглавлял правительство РФ). 

В 2000 году, когда Владимир Путин только начал руководить страной, литр АИ-92 в среднем по России стоил 7,5 руб., АИ-95 — 8,5 руб. Через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК и цена бензина резко подскочила на 15%.

Следующей скачок цен произошел в 2004 году — когда закончился первый президентский срок Путина и он переизбрался. К тому моменту стоимость АИ-92 выросла до 13,6, руб., за литр АИ-95 водители отдавали уже 14,46 рублей.

Правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины, а цены на бензин замораживать.

Во время второго срока Владимира Путина (с 2004 по 2008 год) мораторий был снят и топливо подорожало в среднем до 21,5 руб. При Дмитрии Медведеве розничные цены на бензин снизились, но так продолжалось недолго.

В 2010 году в очередном удорожании топлива ФАС обвинила вертикально интегрированные корпорации («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть»), которые контролировали более 30% бензинового рынка России.

К тому времени АИ-95 стоил уже 25,4 руб., АИ-92 — 23,5 руб.

С 1 января 2011 года акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. В результате за три года бензин подорожал почти на 50%, перевалив психологический рубеж в 30 руб. за литр в ноябре 2012 года.

У Владимира Путина начался третий по счету президентский срок, причем срок его полномочий был конституционно увеличен с 4 до 6 лет. После присоединения Крыма потребительские цены на бензин в России выросли почти на 9%. К 2015 году автомобильное топливо подорожало в среднем до 34,5 руб.

, летом 2017 года цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.

В марте 2018 года Путин был снова переизбран президентом, и в мае произошел новый скачок нефтяных цен, что привело к росту средней стоимости топлива с 41 до 44 руб. за литр.

Подорожание бензина, а также пенсионная реформа и повышение НДС, стали самыми острыми темами года. Властям пришлось вводить новые налоговые правила, оптовые цены для независимых сетей АЗС были заморожены. Однако это не остановило  роста цен.

В 2019-м АИ-92 подорожал до 43,13 руб., АИ-95 — до 45,67 руб. В 2020 году средняя цена АИ-95 превысила 46 рублей.  

Напомним, на 9 марта этого года пришелся «черный понедельник». Тогда случился обвал нефтяных котировок в связи со срывом сделки ОПЕК+, ключевую роль в котором сыграла Россия, а также на фоне эпидемии коронавируса.

Цены на нефть обвалились до многолетних минимумов, однако в России, в отличие от других стран, розничные цены на бензин не снизились. Российские власти при этом решили запретить ввоз в РФ дешевого бензина из-за рубежа.

 

Ранее Znak.com рассказывал, что жители приграничных регионов России ездят заправлять свои автомобили в Казахстан, где даже на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза.

Так, АИ-95 на «Газпромнефти» в Казахстане стоит в пределах 170 тенге (в районе 28 рублей) за литр. Для сравнения — на АЗС в Екатеринбурге бензин АИ-95 стоит в среднем 45 рублей.

Согласно последним данным, Россия занимает 16-е место в Европе по количеству литров бензина, которые отдельно взятый гражданин может себе позволить на среднюю заработную плату.  

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Оптом — дороже

На фоне улучшения прибыльности экспортных поставок оптовые цены на бензин в России перешли к росту после долгого снижения в сентябре. Так, АИ-95 и АИ-92 за неделю подорожали на 5% и 3%, до 49,8 тыс. руб. и 47,7 тыс. руб. соответственно.

Несмотря на это, регуляторы и участники рынка пока не ожидают, что рост цен будет существенным. С октября был отменен мораторий на импорт топлива в Россию, что может подтолкнуть цену вниз.

Также на спросе негативно могут сказаться новые ограничения из-за второй волны коронавируса.

Стоимость АИ-95 и АИ-92 1 октября увеличилась на 5% и 3% соответственно относительно прошлой недели, до 49,8 тыс. руб. и 47,7 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные биржи СПбМТСБ.

Это означает локальную смену тренда на снижение стоимости бензина в оптовом звене, который начался еще летом. В сентябре цены почти непрерывно падали, несмотря на уход части НПЗ на традиционные сезонные ремонты.

Сейчас цены на АИ-95 и АИ-92 на 3–4% выше, чем год назад. При этом на АЗС цены не менялись уже месяц, прибавив с начала года 2,2%.

Осеннее снижение отчасти стало следствием бурного роста стоимости топлива весной. В марте—апреле нефтекомпании сокращали производство, поскольку спрос на топливо рухнул из-за карантинных мероприятий, связанных с коронавирусом, а переработка терпела убытки.

Уже в мае рынок пережил шок из-за резкого увеличения спроса на фоне снятия карантинных мер по коронавирусу, при этом многие заводы в тот момент были на профилактических ремонтах. Цены стабилизировались лишь к концу июля.

Замглавы ФАС Андрей Цариковский в конце сентября называл ситуацию на рынке топлива «стабильной».

Повышение цен на бензин в 2020 году в России: последние новости

Вице-президент РТС Ринат Фаттахов связывает рост цен на бирже с наличием отложенного спроса, хотя рынок достаточно стабилен. «Бензин дешевел несколько недель подряд, что является нетипичным явлением,— отмечает он.

— До последнего времени многие АЗС и нефтебазы сохраняли минимальные остатки, а теперь ринулись на биржу скупать подешевевший товар». Кроме того, заметным фактором, повлиявшим на подорожание топлива, стал рост экспортной альтернативы из-за девальвации рубля, отмечает он.

Как итог, среднесуточные продажи топлива на бирже сократились на 15%, а экспорт топлива вырос.

  • С 1 октября в России был отменен временный запрет на импорт топлива, что позволит попасть на рынок прежде всего белорусским объемам.
  • По оценке господина Фаттахова, появление белорусского товара — позитивный сигнал для стоимости топлива, однако остается проблема слишком медленного снижения цен в мелком опте.
  • «Белорусская нефтяная компания» 1 октября продавала на бирже только дизтопливо, отмечает один из собеседников “Ъ”.

При этом ситуация со спросом по-прежнему остается неопределенной из-за угрозы второй волны коронавируса. Некоторые европейские страны снова начали вводить ограничения на перемещение граждан. Мэр Москвы Сергей Собянин также допустил введение жестких мер, «если мы будем наплевательски ко всему этому относиться».

Читайте также:  Документы для ОСАГО в 2020 году

За исключением последней недели, биржевые котировки падали почти весь месяц, отмечает Евгений Тыртов из Vygon Consulting.

Также во второй половине сентября резко увеличилась экспортная альтернатива, и с учетом выплат по демпферу около 4 тыс. руб.

за тонну котировки оказались ниже значений экспортной альтернативы на 1–2 тыс. руб. за тонну. По словам эксперта, текущий рост уменьшил этот диспаритет.

Благодаря увеличению производства бензина в июле—августе ситуация на внутреннем рынке нормализовалась, оптовые цены снизились, а маржа розничного сегмента вернулась к привычным значениям, продолжает он.

Сейчас, несмотря на рост биржевых и мелкооптовых цен на АИ-92 в конце сентября, валовая маржа розничного сегмента в Центральной России составляет около 3 руб.

за литр, что обеспечивает АЗС покрытие издержек и минимальную прибыль.

Дмитрий Козлов

На АЗС зафиксировали скачок цен. Насколько ещё может подорожать бензин

Утром 24 сентября многие автовладельцы Магадана сделали для себя неприятное открытие. На ряде АЗС бензин АИ-92 подорожал на 1,3 рубля. На ценниках появилась неприятная цифра — 51,6.

В местном УФАС РФ такое повышение цен пояснили увеличением оптовой закупочной цены на топливо. Сейчас проводится проверка, которая должна установить, насколько обоснованно на АЗС повысили ценник.

Тем более что топливо там уже немало подорожало всего два месяца назад. В июле цена выросла на 1,2 рубля.

Аналогичные истории сейчас регулярно происходят по всей стране. То в одном, то в другом регионе фиксируют скачок цен на бензин, который происходит на определённых заправках.

При этом в среднем по стране стоимость топлива тоже растёт. Правда, пока незначительно. По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России в августе 2020 года выросли на 0,3% по сравнению с июлем.

При этом производители топлива за это время снизили оптовые цены на 4,9%.

Если брать период январь – август, то здесь стоимость бензина выросла на 1,8% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. При этом цены производителей за восемь месяцев увеличились на 6%.

Тенденция к подорожанию топлива в рознице продолжается и осенью, — рассказал главный аналитик «Телетрейда» Марк Гойхман. — С 15 по 24 сентября средние цены на АИ-95 поднялись с 47,33 до 47,53 рубля за литр.

Плавное повышение, вероятно, сохранится и в ближайшие месяцы, хотя резкие скачки маловероятны. Изменение цены будет примерно соответствовать инфляции.

Вероятное ускорение инфляции в четвёртом квартале ближе к 4% может означать с учётом иных факторов, что к концу года средняя цена АИ-95 поднимется примерно к 48 рублям за литр.

По словам Марка Гойхмана, нынешнее изменение цен на бензин зависит от многих факторов. Сказывается курс рубля, общий уровень спроса и предложения топлива, экспортные цены на нефть, уровень инфляции.

Удивляться повышению цен сейчас явно не стоит. Удивительно было бы, наоборот, если бы они не росли. Общая инфляция в стране в августе ускорилась до 3,6%, хотя ещё в июле, по данным Росстата, составляла 3,4%. Поднялся и курс доллара к рублю.

Спрос на топливо повышается по мере возвращения деловой и потребительской активности после самоизоляции. Многие люди теперь предпочитают по возможности передвигаться на автомобилях, а не в общественном транспорте.

Это происходит из-за угрозы заражения коронавирусом, — отметил Марк Гойхман.

Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский считает, что у нефтяников до конца года есть ещё задел, чтобы повысить цены на топливо более чем на процент. То есть до уровня инфляции, который сейчас равен 3,6%.

Более того, она продолжит расти и уже до конца года может достичь почти 4%. При этом, по оценкам Банка России, пик по инфляции будет пройден только в середине 2021 года.

Соответственно, отмечает Иван Капустянский, на конец года мы можем увидеть АИ-95 в районе 47,5 рубля.

При этом сохраняется риск повторного ввода режима изоляции в мире из-за роста заболеваемости CoViD-19, а значит, может повториться ситуация, которую мы наблюдали в начале года. То есть начнётся падение поставок топлива в ЕС.

По этой причине производители попытаются компенсировать выпадающие доходы на внутреннем рынке. В этом случае стоимость бензина может взлететь.

Однако правительство вряд ли проигнорирует это и вмешается, чтобы остановить рост цен, — отметил Иван Капустянский.

Подорожает ли бензин в 2020 году: прогнозы экспертов

Автомобилисты России продолжают свои пристальные наблюдения за тем, как осуществляется рост цен на бензин на автомобильных заправках. Как известно, все условия и контракты представителей власти с крупными топливными компаниями о заморозке цен подошли к концу еще летом, что повлекло за собой бешеный рост на топливо.

Поэтому на данный момент в полную силу осуществляет деятельность демпфирующая система, которая имеет назначение компенсировать некоторую часть стоимости получаемой НПЗ нефти для сдерживания роста цен на производимые ими продукты отрасли.

Однако, если случится так, что цены топливных компаний будут ниже, чем мировые показатели, государство обязуется выплатить владельцам организаций разницу в виде 60%. Но, если случится наоборот, то здесь уже нефтяники обязаны будут отдать деньги правительству.

Исходя из перечисленной информации, эксперты создали свой прогноз о том, на каком уровне окажется стоимость бензина уже в 2020 году. Что касается официальных источников, то известно только то, что Министерство энергетики обязуется держать на стабильном уровне ценообразование этой сферы.

Почему вообще растут цены на бензин

Как утверждают специалисты, цены на топливо в рамках Российской Федерации формируются за счет трех составляющих. Во – первых, это конечная стоимость нефтяного продукта в ходе всего цикла переработки, во – вторых, на цену оказывают влияние налоги и акцизы, а в – третьих, различные прибавки к стоимости, с целью конкурирования на рынке.

Соответственно, на цену бензина будет оказывать большое влияние цена на саму нефть. Как бы смешно это ни звучало, этим принципом руководствуются все страны, кроме нашей. Например, в Европе и Америке произошел скачок цены вниз за счет снижения стоимости нефтяных продуктов.

В России должна наблюдаться аналогичная ситуация, но сейчас можно отметить, что все происходит с точностью наоборот. Исходя из полученных данных, специалисты сделали вывод о том, что цена на топливо складывается из 30% от сырья, 20% занимают увеличения компаний, а остальное все зависит от налогообложения.

Официальный прогноз цен

Все официальные предположения экспертов по поводу ценообразующего фактора в топливной сфере опираются только лишь на работу демпфирующей системы. И как стало известно, в работе этого механизма наступят изменения.

Уже сейчас можно сказать, что обратный акциз будет занимать 68% от разницы между условной ценой и международным рынком. Такие цифры были озвучены для бензина. А вот для дизельного топлива показатель на 3% меньше. Разница между условной ценой и ценой на заправке не должна превышать 20% для дизеля и 10% для бензина.

Как известно, демпфирующая система нацелена на то, чтобы снизить рост цен до официального уровня инфляции в стране. Соответственно, в этом году цифра равна 4,3%, а в 2020 году она уменьшится.

  • В тот момент, когда закладывались определенные суммы в государственный бюджет, уже было известно, что власти планируют отдать 4,5% льгот от стоимости добытого сырья.
  • Многие ведомства обещают, что рост цен на бензин будет варьироваться в пределах уровня инфляции, который в следующем году составит 3,8%, так как предложенный механизм будет полностью справляться со своей задачей.
  • Источник.

Фас ответила на критику путина из-за роста цен на бензин :: бизнес :: рбк

Путин говорил не о розничных, а об оптовых ценах на бензин АИ-92, следует из ФАС, поступившего в РБК. Розничные цены на этот сорт бензина с начала 2019 года по март 2020-го выросли всего на 2,2%, до 42,83 руб. за литр, следует из данных ценового агентства Reuters. Представитель Минэнерго не ответил на запрос РБК.

Скачок оптовых цен на бензин — следствие регулирования цен государством, сказали эксперты, опрошенные РБК.

Почему подорожало топливо

Цены на АИ-92 на оптовом рынке выросли на 10,4% с января 2019 года по январь 2020 года из-за эффекта низкой базы, объясняет аналитик Reuters Максим Назаров. Это подтверждает и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Весной 2018 года цены на бензин резко выросли, и правительство срочно приняло ряд мер для стабилизации ситуации.

Одна из них — соглашения с нефтяными компаниями, в рамках которых компании с 1 ноября 2018 года увеличили поставки на внутренний рынок на 3% к предыдущему году, а также заморозили цены в мелком опте.

Соглашения действовали до 1 июля 2019 года, а обязательство по увеличению поставок отменили в конце марта 2019 года.

В результате с ноября 2018 года по апрель 2019-го рынок был перенасыщен бензином, говорит Назаров. Оптовые цены тогда упали на 20%, до 29,8 руб. за литр, следует из данных Reuters. Нефтепереработка получила убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным, сетовал весной 2019 года глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

После провала зимой 2019 года оптовые цены к январю 2020 года действительно выросли на 10,4%, до 34,25 руб. за литр. Если сравнивать цены марта 2019 года к марту 2020-го, рост еще больше — 17%, следует из данных Reuters.

Как ведут себя розничные цены на бензин

С 1 января 2020 года по 18 марта 2020 года розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 выросли лишь на 0,2%, зимнее дизельное топливо — на 0,19% при инфляции 0,9%, говорит представитель ФАС.

Обычно рост оптовых цен при практически замороженных розничных (российское правительство настроило налоговую систему так, что розничные цены растут не выше инфляции) означает снижение маржи АЗС.

Но, по словам Аркуши, текущая маржинальность заправочного бизнеса в целом приемлемая.

Точные цифры, по его словам, зависят от региона, например на Дальнем Востоке и в Приморье маржа АЗС, как и раньше, отрицательная.

Для того чтобы бизнес по продаже бензина не был убыточным, владельцам АЗС необходимо, чтобы разница между оптовыми и розничными ценами на топливо в пересчете на литр составляла 6–8 руб.

Читайте также:  Госпошлина за замену водительского удостоверения: стоимость в 2020 году

и более в зависимости от региона, логистики у конкретного оператора, объема реализации, говорит Назаров. Это позволяет покрывать все издержки и работать по крайней мере в ноль, добавляет он.

По данным Reuters, за первые три месяца 2020 года эта разница составила в среднем по России 8,6 руб. на литр.

Пока ситуация стабильна, но главные опасения связаны с тем, что нефтяники могут сократить производство в случае падения прибыльности нефтепереработки, говорит Аркуша.

Российская налоговая система выстроена так, что маржа НПЗ падает из-за снижения цен на нефть: при ценах на уровне 35 долл. за баррель заводы в 2020 году недосчитаются 0,5 трлн руб., оценивал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

18 марта нефть марки Brent подешевела до $25 впервые с 2003 года.

Другой риск для топливного бизнеса — снижение спроса на топливо из-за введения ограничительных мер на фоне распространения коронавируса, говорит Аркуша. Правда, пока такие меры, из-за которых люди стали меньше пользоваться автотранспортом, затронули только Москву, добавляет он.

Рос, растет и будет расти: бензин выходит из карантина с новыми ценами

23 июня 202015:56

Очередное подорожание бензина в России вряд ли связано со стремлением топливных операторов компенсировать убытки, понесенные ими во время коронавирусного карантина.

Представители топливной розницы и ряд экспертов рынка заявляют, что для снижения цен на горючее необходимо прежде всего упразднить демпфирующий механизм сдерживания его стоимости, который вводился в иных реалиях, когда цены на нефть были достаточно высоки, а теперь подталкивает стоимость горючего вверх.

Также, уверены игроки рынка, необходимо отменить другие регуляторные меры, способствующие росту стоимости топлива. Напротив, Минэнерго РФ настаивает, что рост цен на топливо в оптовом звене является «нормальной рыночной реакцией» и объясняется в том числе восстановлением спроса на него после снятия ограничений.

18 июня в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) был установлен абсолютный рекорд цены бензина «Премиум-95» — 57 314 рублей за тонну, до этого он подорожал за неделю на 2,3%.

Биржевая цена бензина «Регуляр-92» выросла на 2,4%, до 50 881 рубля за тонну, добравшись до уровня января 2019 года, хотя до рекордной отметки мая 2018 года — 55 434 рубля за тонну — ей еще далеко.

По состоянию на 22 июня, по данным портала независимого агентства «Аналитика товарных рынков», индекс бензина «Премиум-95» в Московском регионе достиг отметки 59 154 пункта, индекс «Регуляра-92» добрался до 54 755 пунктов, тогда как в начале месяца значение этих индексов находилось на уровне соответственно 54 935 и 52 487 пунктов.

Этим событиям предшествовала серия заявлений антимонопольных органов, которые в очередной раз заверили общественность, что готовы пресекать любые попытки топливных операторов сыграть на повышение.

В частности, несколько дней назад ФАС вынесла предостережение в отношении руководителя одной из крупнейших топливных сетей Крыма «ТЭС» Сергея Бейма после того, как тот сообщил для СМИ, что его компания намерена поднять цены на все виды нефтепродуктов, добавив, что похожая ситуация наблюдается не только в Крыму, но и в Краснодарском крае.

По утверждению представителя топливной розницы, это связано с тем, что на петербургской бирже за месяц цены в среднем поднялись до 20%. «Ждали, что биржа одумается и опустит для своего народа цены, но этого не произошло. Поэтому будем вынуждены поднимать цены на нефтепродукты на своих заправках в пределах 10−12%, а может, даже и до 15%», — сообщил Бейм.

«Нельзя подстрекать рынок публичными заявлениями непроверенной информации, обнародованием каких-то своих внутренних ощущений. Подобные неправильные импульсы в конечном итоге приводят к хаосу.

Такие заявления всегда пресекались ФАС России раньше и будут пресекаться впредь.

Рынок нефтепродуктов сейчас стабилен, и поводов для беспокойства нет», — отреагировал на это высказывание глава управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС РФ Армен Ханян.

Аналогичные меры были приняты в отношении вице-президента Российского топливного союза, председателя Топливного союза Республики Башкортостан и генерального директора АО «Компания Уфаойл» после появления в прессе их комментариев о возможном взлете цен на АЗС. Антимонопольщики сочли, что подобные заявления по своей сути являются координацией экономической деятельности и противоречат антимонопольному законодательству.

По тому же принципу антимонопольщики действовали и после того, как федеральные СМИ опубликовали высказывания руководства Независимого топливного союза (НТС), объединяющего мелкие сети АЗС.

В конце мая эта организация выступила с обращением о ситуации на топливном рынке к министру энергетики России Александру Новаку и руководителю ФАС Игорю Артемьеву.

В этом документе говорилось о том, что в ряде регионов происходит существенный рост цен на топливо в мелкооптовом звене, а также наблюдаются проблемы с приобретением нефтепродуктов.

Основная причина этой ситуации, утверждают в НТС, имеет регуляторный характер и связана с активным вмешательством правительства в работу рынка.

По утверждению ассоциации, введение в прошлом году демпфирующего механизма, призванного сглаживать влияние внешних условий на внутренние цены на горючее, обернулось убытками для нефтепереработки.

Для преодоления этой проблемы в условиях временного падения спроса на топливо были снижены обязательные объемы реализации нефтепродуктов через биржу, а также был введен запрет на импорт горючего, что привело к росту крупнооптовых цен. По мере восстановления спроса этот процесс ускорился и транслировался в мелкооптовый сегмент.

В связи с этим НТС предложил правительству четыре меры: приостановить действие демпфирующего механизма, вернуть прежние нормативы биржевой реализации топлива, отменить введенный до 1 октября импорт горючего (прежде всего из Белоруссии) и отказаться от правила «инфляция минус», которое предполагает, что динамика цен на горючее не должна превышать темпы роста инфляции.

Еще в прошлом году глава НТС Григорий Баженов в одной из своих публикаций пояснял, что именно это правило не позволяет стоимости топлива в России колебаться вместе с ценой нефти — после его введения в 2009 году цена горючего только росла.

Логика в данном случае выглядит так: если регулятор предписал цене рост, пусть и в границах инфляции, то этот рост и будет происходить.

Тем не менее антимонопольщики расценили комментарии публичных представителей НТС как очередную попытку воздействовать на рынок.

«Такого рода высказывания могут привести к панике и, впоследствии, к спекуляциям на рынке, спровоцировать необоснованный рост цен.

Сообщение было сделано должностным лицом союза, членами которого является большое количество хозсубъектов, что абсолютно некорректно, тем более в такой сложный период», — заявил Армен Ханян.

После публикации обращения НТС к руководству Минэнерго и ФАС на российском топливном рынке произошло еще несколько событий.

В начале июня по итогам совещания под председательством заместителя министра энергетики Павла Сорокина с участием представителей рынка стало известно, что нефтяные компании уже в июне должны переориентировать экспорт нефтепродуктов на внутренний рынок «в существенной мере». Представители нефтяных компаний подтвердили готовность выполнить рекомендации Минэнерго России в полном объеме, сообщила пресс-служба министерства.

Однако нефтяные компании, несмотря на увеличение объемов производства бензина, поставок на внутренний рынок при параллельном обнулении экспорта, не нашли повода добавить ресурса нефтепродуктов для биржевой площадки, удерживая рынок на «сухом пайке», утверждает независимый топливный эксперт Виктор Костюков, комментируя ход торгов на СПбМТСБ 15—19 июня. Что и привело к дальнейшему росту биржевых цен на горючее, отмеченному на прошлой неделе.

«Владельцы независимых сетей подсчитывают убытки. Маржа от реализации бензина опустилась до 2,5−2,7 рубля за литр, что уже не восполняет операционные затраты бизнеса.

Естественно, что громы и молнии от пострадавшей стороны летят в адрес нефтяных компаний, искусственно поддерживающих дефицит на торговой площадке, включая регуляторов рынка (Минэнерго, ФАС) с их запоздалыми мерами по двукратному снижению норм биржевых продаж и закрытию импорта из Белоруссии», — продолжает Костюков.

Но главной причиной роста цен на горючее, по его мнению, является именно демпфер. Производители, напоминает эксперт, склонны устанавливать внутреннюю цену товара (нефтепродуктов) по критерию равной доходности с экспортом — так называемому экспортному нетбэку.

Прежде формула нетбэка включала такие параметры, как ставки акцизов, налогов (НДС), пошлин и курсовую стоимость рубля, однако с начала прошлого года к ним добавилась еще и демпфирующая составляющая.

Последняя в зависимости от ценовой ситуации на рынке нефти может приобретать положительные и отрицательные значения.

Если демпфер положительный, то производители топлива получают субсидию из бюджета в виде вычета по акцизу и потенциально могут снижать цены, а если демпфер отрицательный, то им, наоборот, придется выплачивать в бюджет дополнительные средства и повышать внутренние цены на топливо.

По замыслу правительства, демпфер должен был защищать внутренний российский рынок от колебаний цен на нефть, и после того, как мировые цены на нефть в марте попали в «идеальный шторм», это незамедлительно отразилось и на стоимости бензина в России, поскольку значения демпфера стали отрицательными.

«Если демпфер принимает отрицательное значение, то производители ужимают продажи и мотивируют рынок к росту цены, из которой впоследствии выплатят в бюджет обязательства по демпферу», — поясняет Виктор Костюков поведение российских цен на бензин в последние два месяца.

В апреле отрицательная ставка по демпферу поднималась до 19 тысяч рублей за тонну бензина, теперь же она снизилась до 6−8 тысяч рублей.

Как показывает график, приведенный в последнем биржевом анализе Костюкова, до середины марта значение экспортного нетбэка без демпферной составляющей и с ней почти совпадали, однако после резкого падения нефтяных цен два графика резко разошлись, достигнув максимального разрыва в апреле.

В мае он несколько сократился, но вместе с восстановлением цен на нефть пошли вверх и «классический» нетбэк и нетбэк вместе с демпфером, а вместе с ними и базовый биржевой индекс бензина «Регуляр-92».

Еще в середине апреля он составлял около 36 тысяч рублей за тонну, но к середине июня преодолел отметку 50 тысяч рублей — максимальное с начала года.

При таких ценах в опте независимая розница через два-три месяца «проест» собственные оборотные средства — тенденция очень опасная, комментирует основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов.

По его словам, спрос на топливо на российских АЗС уже восстановился на докризисном уровне и рост цен обусловлен в том числе ограниченным предложением горючего. Иными словами, самое сложное ждет топливных операторов на выходе из карантина.

В период действия ограничений, отмечает Скворцов, они столкнулись со снижением реализации примерно до 50%, но это все равно не была полная остановка, как в туризме или общепите, то есть влияние карантина было не настолько губительным, чтобы вызвать массовое банкротство сетей АЗС.

«Регуляторы довольно успешно предпринимают меры по сдерживанию роста цен на горючее, но ситуация с коронавирусом нетипичная и требует особого подхода на топливном рынке», — добавляет Скворцов.

Приведенные выше аргументы существенно отличаются от позиции Минэнерго РФ, которое на днях заверило, что дефицита топлива на рынке нет.

«Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учетом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики (акцизы, НДС)», — пояснили в министерстве.

Как видно, демпферная составляющая в этой формулировке отсутствует, хотя в сообщении Минэнерго указано, что ожидаемое восстановление маржи НПЗ в Европе — на ключевом экспортном рынке российской нефти — приведет к снижению «отрицательного демпфера», который в настоящее время включен в оптовую цену и оплачивается НПЗ по аналогии с акцизом.

Наблюдаемый в настоящее время рост цен на бензин в оптовом сегменте, по утверждению Минэнерго, не представляет собой значительных рисков для потребителя и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление экономики после снятия ограничительных мер на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках. Также важно учитывать то, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты, добавили в министерстве.

«В настоящее время можно сказать о достаточности уровня запланированного производства и отгрузок для создания профицитного предложения на внутреннем рынке автомобильного бензина, что позволит в том числе стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте», — заявил 18 июня Павел Сорокин.

За первую половину июня среднесуточный объем производства бензина, по данным Минэнерго, вырос по сравнению с маем уже на 28,7%, отгрузка на внутренний рынок увеличилась на 40,9%, при этом экспорт снизился в два раза.

Ежесуточное производство бензина превысило 100 тысяч тонн в сутки, а суммарный уровень производства бензина в июне планируется на уровне не ниже июня прошлого года, когда спрос был выше.

Олег Поляков

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector