Отмена индексации стоимости системы Платон в 2018 году

«Платон» отмечает своё пятилетие. Чиновники отчитываются о собранных миллиардах и отремонтированных дорогах, но многие перевозчики не разделяют их оптимизма. Они называют плату за проезд по федеральным трассам оброком, а некоторые и вовсе считают систему антиконституционной.

На этой неделе исполнилось пять лет с момента запуска в РФ системы «Платон». С 15 ноября 2015 года грузовики массой свыше 12 тонн должны платить за каждый километр, пройденный по федеральным трассам.

Введение «Платона» с самого начала вызвало недовольство водителей и компаний-перевозчиков. Дальнобойщики устраивали забастовки, выражали недоверие Владимиру Путину, требовали отставки правительства.

Массовые акции протеста притормозили повышение тарифов за проезд фур по дорогам, но саму систему «Платон» не остановили.

Внедряя «Платон», российские власти уверяли, что рынок автоперевозок станет прозрачнее и цивилизованнее, а отремонтированных дорог будет в разы больше. На деле «дорожный налог» негативно сказался на доходах водителей большегрузов, многие из которых оказались в бедственном положении.

«Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных компаний, а также к повышению стоимости перевозок и как следствие — товаров. При этом система по-прежнему непрозрачна, желаемого контроля за ней нет, в результате многие перевозчики уходят в «серую» зону.

Подробнее об этом — в материале Znak.com.

Доходы «Платона» и друзей Путина

В системе «Платон» сейчас зарегистрировано почти 1,4 млн транспортных средств, свыше 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков.

Больше всего грузовиков и логистических компаний из Москвы, Московской области, Краснодарского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Татарстана.

Среди владельцев большегрузов 69% — физлица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели, сообщили Znak.com в пресс-службе системы «Платон».

Если учесть, что всего в России около 1,5 млн грузовых машин массой свыше 12 тонн (это данные Росавтодора), а система «Платон» насчитывает в общей массе более 330 тыс. большегрузов иностранных перевозчиков, то получается, что около полумиллиона грузовиков по-прежнему находятся на «нелегальном» положении.

За пять лет с дальнобойщиков через «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов.

На эти средства, если верить отчетам системы, было отремонтировано и построено 3,3 тыс. километров дорог и 133 моста.

До 2022 года Росавтодор планирует направить поступления от «Платона» на ремонт и реконструкцию еще 100 мостовых сооружений и 600 км федеральных трасс. Больше всего средств получают Центральный и Приволжский федеральные округа — на них приходится 60% всех поступлений, а, например, Дальневосточный ФО получает только 2%.

В пресс-службе объяснили перекос тем, что в определенных регионах дороги больше нуждаются в ремонте.

Средства из «Платона» сначала направляются в федеральный дорожный фонд и далее распределяются на дорожную инфраструктуру в регионах в счет возмещения вреда, который фуры наносят дорогам (порядок вреда определяет Росавтодор).

Часть доходов забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы».

Этой структурой владеют бизнесмен Игорь Ротенберг, сын близкого Владимиру Путину предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех» (ей руководит Сергей Чемезов).

По концессионному соглашению за свои услуги оператор системы ежегодно получает 10,6 млрд рублей. 

Таким образом, за пять лет от системы «Платон» люди из окружения Путина получили более 50 млрд рублей — это более трети всей выручки.

Бывший зампред правления Центробанка РФ Сергей Алексашенко ранее назвал систему «Платон» символом расцвета дружественной коррупции, когда часть государственных налогов отдается частным компаниям.

«Работаем в минус, не обновляем автопарк»

Координатор Объединения перевозчиков России по Екатеринбургу и Свердловской области Максим Фокин говорит, что дальнобойщики по-прежнему считают систему «Платон» антиконституционной.

Основной закон позволяет им без каких-либо сборов переправлять грузы внутри страны, но Конституционный суд РФ в итоге посчитал иначе.

В результате многим водителям приходится приспосабливаться под новые реалии, которые в условиях перманентного сокращения реальных доходов населения выглядят драконовскими.

https://www.youtube.com/watch?v=V1EXzAh4aqo

Простой пример. Водители грузовых автомобилей сегодня должны платить 2,2 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным трассам.

В среднем фура грузоподъемностью больше 12 тонн потребляет около 35 литров топлива на 100 километров. При стоимости бензина в районе 50 рублей за литр, на 1 тыс. километров топлива набегает на 17,5 тыс.

рублей, а плюсом к этому по системе «Платон» нужно заплатить еще 2,2 тыс. рублей.

«Это существенная нагрузка. Нужно ведь еще учитывать амортизационные расходы, куда входит не только обслуживание машины, но и стоянки, питание, сотовая связь, налоги и так далее. Как результат — мы работаем в минус.

Существуем за счет того, что не обновляем автомобили, амортизационная составляющая в принципе исключена. Речи даже не идет о том, чтобы приобрести новые машины. А состояние тех, на которых ездим, с каждым днем только ухудшается.

Только единицы могут позволить себе обновление автопарка», — отмечает Фокин.

Отмена индексации стоимости системы Платон в 2018 году
znak.com

По его словам, «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных фирм. Чувствуют себя сейчас хорошо лишь те компании и предприниматели, которые выигрывают тендеры или имеют отношение к структурам, близким к бизнесменам из окружения руководства страны.

Остальные — или перешли на более мелкий транспорт, на который не распространяется система «Платон», или в принципе покинули сферу частных перевозок. По примерным подсчетам Фокина, только в Свердловской области количество дальнобойщиков за последнее время сократилось на 20–30%.

«Есть и те, кто избегает в нынешних реалиях платежей по системе „Платон“ различными ухищрениями и приспособлениями. Я не могу об этом говорить подробно, но это факт. Просто люди хотят жить и зарабатывать», — добавил собеседник Znak.com.

«70% перевозчиков ничего не платят»

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказывает, что у перевозчиков накопилось огромное количество претензий к «Платону».

Многие указывают на некорректность работы системы при выставлении счетов по маршрутным картам, грузоперевозчики не понимают, на каких основаниях порой им выписываются штрафы.

Ответы на эти вопросы они не могут получить месяцами от оператора «Платона» и Ространснадзора.

«Нам обещали прозрачную и понятную систему „Платон“, но мы этого не видим, она до сих пор неэффективна. Недоработок — огромное количество. В том числе — отсутствие строгого контроля над установкой приборов (бортовых устройств, которые должны устанавливаться в грузовиках. Официально их выдано сейчас 2,2 млн единиц. — Прим. ред.) и над штрафами.

По нашим данным, сейчас только 30% перевозчиков платят по тарифам, а 70% уходят от них разными способами.

Не берут с собой бортовые устройства, пользуются другими хитростями на дороге — ставят глушилки, завешивают тряпками госномера, чтобы их не считали автомобили контроля, заранее узнают, где и когда стоят эти автомобили, чтобы объехать их.

Отсутствие контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату, приводит к формированию недобросовестной конкуренции», — отмечает собеседник Znak.com.

В пресс-службе «Платона» в ответ заявляют, что на федеральных трассах в круглосуточном режиме работают свыше 600 рамных конструкций и специальных автомобилей контроля. При этом ведется работа над внедрением новых сканеров и камер фотофиксации и над увеличением количества контрольных точек.

Но Владимир Матягин не сомневается, что система сбора средств абсолютно неэффективна, и предлагает произвести небольшие расчеты.

Официальные данные говорят о том, что «Платон» за пять лет заработал 130 млрд, получается, ежегодно система зарабатывает около 25 млрд рублей. 12-тонная фура может проезжать в месяц в среднем 20 тыс.

километров, это 44 тыс. рублей по тарифу «Платона» ежемесячно и свыше 500–600 тыс. в год.

«Таким образом, чтобы достичь показателя в 25 млрд рублей, нужно всего около 45 тыс. грузовых автомобилей. А их в системе 1,4 млн! Как говорится, „где деньги, Зин?“. Если бы все платили законопослушно, речь шла бы о триллионах рублей. И тут напрашивается вывод — либо собираемость крайне никакая, либо нас обманывают, не называя реальных сумм, которые собирают», — комментирует Матягин.

Перевозчики просят снизить налоговую нагрузку

Изначально планировалось установить тариф системы «Платон» на уровне 3,73 рубля за километр пути, но из-за массовых акций протеста дальнобойщиков его снизили до 1,53 рубля.

Льготный период прошел быстро. В 2019 году тариф повысили уже до 2,04 рубля, в 2020-м — до 2,20 рубля, в 2021-м его увеличат до 2,35 рубля. Дальше стоимость за километр будут индексировать в пределах прогнозируемого уровня инфляции — примерно на 4%.

«Они специально ведут плавную индексацию, чтобы не сильно ощущалось повышение стоимости. Но если задуматься, то тариф с начала действия системы „Платон“ увеличился более чем на 50%», — констатирует Фокин.

В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, перевозчики просят снизить для них налоговую нагрузку.

Они отмечают, что работать стало гораздо сложнее из-за ограничений по COVID-19, но важность перевозок в сложившихся обстоятельствах возросла.

Поэтому Ассоциация международных автоперевозчиков призывает премьер-министра Михаила Мишустина на 2021 год освободить перевозчиков от уплаты транспортного налога и от взносов в систему «Платон», которые они между собой называют «дорожным оброком».

Читайте также:  Эвакуация автомобиля из парковочного кармана, где запрещена остановка

Отмена индексации стоимости системы Платон в 2018 году
republic.ru 

Среди других требований — обеспечить субсидирование лизинговых платежей и освободить от утилизационного сбора большегрузы определенного класса.

Как сообщили Znak.com в организации, предприниматели несут большие финансовые потери из-за увеличения расходов, но прилагают все усилия для соблюдения обязательств перед заказчиками. В 2020 году на работу перевозчиков сильно повлияли карантинные ограничения, но отрасль не ощутила желаемой поддержки государства.

В системе «Платон» подтверждают, что экономическая активность грузоперевозчиков в этом году снизилась. «Есть индекс „Платона“ — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил 19,8%, в октябре — 0,9%», — рассказали в пресс-службе системы, уточнив, что общий пробег грузовиков превысил значения прошлого года только в первые недели ноября — и всего лишь на 2%.

В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики говорят, что за последние годы топливо для корпоративных клиентов нефтяных компаний подорожало на 30%. В результате выросла цена транспортных услуг.

Это в свою очередь сказывается на стоимости перевозимых товаров, в том числе продуктов.

Ситуация усугубляется увеличением НДС и отменой в 2019 году налоговой льготы, которая освобождала от уплаты транспортного налога плательщиков системы «Платон».

То есть сейчас владельцам большегрузов нужно платить не только за проезд по федеральным трассам, но и на общих основаниях транспортный налог, который зачисляется в бюджеты регионов.

Еще один вопрос, который волнует дальнобойщиков — это отмена с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход, основной плюс которого заключается в его простоте расчета и возможности платить относительно небольшой налог при больших оборотах.

Теперь предпринимателям нужно перейти на другие налоговые режимы. Если не обозначить новый вариант до конца года, бизнес автоматически переведут на общую систему налогообложения, что чревато лишними расходами.

Поэтому перевозчики и настаивают на введении моратория по основным налогам.

Что дальше?

Комментируя требования компаний-перевозчиков, Владимир Матягин указывает, что ассоциация пытается построить диалог с представителями «Платона» и властью, но пока не получается.

Участники рынка надеялись, что автоперевозки в России станут прозрачнее и цивилизованнее, но этого не получилось.

Люди считают, что выгоду получили только власти, которым стало проще отслеживать грузопотоки, собирать статистические данные и получать в бюджет дополнительные средства.

При этом в ближайшие годы в России значительно увеличится протяженность трасс, за проезд по которым придется платить большегрузам.

В пресс-службе «Платона» Znak.

com рассказали, что по решению правительства РФ до 2025 года около 20 тыс. километров региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%.

Можно предположить, что из-за этого может вырасти количество перевозчиков, которые будут работать в «серой» зоне.

«Рынок грузоперевозок низкомаржинальный. Расходы на перевозки растут постоянно, дорожают и запчасти, и топливо. Плюс налоги и плата за проезд по федеральным трассам. Многие дальнобойщики находятся в бедственном положении, люди буквально выживают.

Речь об обновлении автопарка вообще не идет, даже на ремонт и покупку новой резины денег нет. Автомобили в ужасном состоянии — средний возраст грузовых машин в России 21 год. Это может в итоге негативно сказаться на безопасности движения.

Но государство продолжает лезть в карман к простым гражданам и потом радостно рапортует о ремонте мостов и трасс. Но мост или дорогу на хлеб не намажешь. Людям просто хочется жить нормально, а их вынуждают все больше и больше платить — той же системе „Платон“, к прозрачности и адекватности которой очень много вопросов.

Нужно приводить эту систему в порядок и вводить достаточный контроль за действующим законодательством. Но сколько придется ждать — десять, двадцать, тридцать лет?» — резюмирует Матягин. 

Индексация тарифа «Платон» отложена еще на год

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о переносе срока индексации тарифа системы взимания платы за проезд грузовиков «Платон» с 1 июля 2018 года на 1 июля 2019 года. Постановление от 28 июня № 744 вступает в силу с 30 июня 2018 года, о чем сообщил «Интерфакс».

  • Напомним, 14 июля 2013 года постановлением № 504 установлено, что с транспортных средств  с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн будет взиматься плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
  • Позже, 3 ноября 2015 года, вышло постановление о ежегодной индексации размера платы с учетом инфляции, которая была предусмотрена с 1 июля 2018 года.
  • Сама система начала работу с 15 ноября 2015 года

Напомним, что с самого начала планировалось ввести тариф 3,73 рубля за 1 км и штраф за неуплату проезда до 1 млн рублей, однако после массовых обращений представителей бизнеса и протестов дальнобойщиков был введен так называемый льготный тариф в размере 1,53 рубля за 1 км. С 15 апреля 2017 года планировали поднять тариф до 3,06 рублей за 1 км, но и он был пересмотрен и составил 1,91 рубля за 1 км.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Минтранс РФ, 25 июня в Росавтодоре прошло совещание по изменениям в работе системы «Платон», в котором участвовали Минтранс, Росавтодор, ФУЦ «Дороги России», грузоперевозчики и ассоциации участников автотранспортного рынка.

В частности на совещании говорилось о том, что с 1 июля 2018 года тариф индексироваться не будет, но не были указаны сроки.

Условием индексации льготного тарифа системы «Платон» названы усиление контроля за нарушителями и получение первых результатов этой работы грузоперевозчиками, о чем заявил заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Григорий Волков. Он отметил, что в июле будет усилен контроль за нарушителями, правда, пока не сказано, как.

В то же время полномочия по выявлению неплательщиков по системе «Платон» будут переданы от МВД Ространснадзору, который будет осуществлять контроль на основе автоматической фиксации. Минтранс ранее сообщал, что федеральный центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора, который обеспечит контроль на всей территории страны, полностью готов к работе.

С такими мерами полностью согласились грузоперевозчики и представители ассоциаций, отметили в Минтрансе.

В частности , отметил заместитель генерального директора компании «Траско» Тарас Коваль, усиление администрирования штрафов «создаст равные условия исполнения законодательства для всех перевозчиков», и если Ространснадзор это обеспечит, то это будет отражать интересы честных предпринимателей.

Добавим, что информация о том, что тариф не будет индексироваться, звучала еще в феврале из уст Евгения Дитриха, занимавшего в то время пост первого замминистра транспорта (ныне – министр транспорта РФ). А в июне об этом говорил глава Росавтодора Роман Старовойт.

Таким образом, индексацию, которую отменяли дважды, отменяют и в третий раз.

Остается сказать, что, как рассчитывают в Минтрансе, в 2018 году сборы составят 23 млрд рублей. По данным начальника ФКУ «Дороги России» Ивана Григоровича, которые приводит ТАСС, общие сборы в системе «Платон» с момента ее запуска достигли почти 50 млрд рублей. На эти средства отремонтировано более 2 тыс. км дорог.

Минтранс предложил перенести на 2018 год индексацию тарифов системы «Платон» по инфляции — Лента новостей (Москва) — Издательский Дом КоммерсантЪ

Индексация тарифов системы оплаты проезда тяжеловесных грузовиков по федеральным трассам «Платон» отложена до 1 июля 2018 года, заявил первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих.

Чиновник рассказал, что решение принимается, «чтобы дополнительно не создавать нагрузки на бизнес», и касается изменений размеров выплат, связанных с размером инфляции. Тем не менее, тариф будет увеличен с 1,53 руб. до 2,61 руб. за километр пути в феврале 2017 года, а в июне — до 3,06 руб.

«Размер этого коэффициента в итоговом варианте составит 0,9 от первоначального тарифа»,— отметил господин Дитрих.

Заместитель министра транспорта также сообщил о возможности заключении договора об использовании данных системы «Платон» для налогового контроля.

«У нас в проработке находится соглашение с Федеральной налоговой службой, которая высказала пожелание получать информацию о пробеге транспортных средств, маршрутах.— цитирует чиновника «РИА Новости».

— В первую очередь они рассматривают это с той точки зрения, что все должны платить установленные законом налоги и сборы».

Евгений Дитрих отметил, что в первую очередь такое сотрудничество может коснуться вопроса возврата налога на добавленную стоимость (НДС): «Если по какой-то причине, запрашивая у «Платона» информацию о совершенной поездке, ФНС получает ответ, что этой поездки не заявлено, перевозчик никуда не ездил, ничего не платил по «Платону», то это является основанием для налоговой отказать в возврате НДС».

Евгений Дитрих подчеркнул, что его ведомство проводит встречи с представителями автоперевозчиков и грузоотправителей. «В ходе этой дискуссии обсудили моменты, которые связаны … с будущим работы системы»,— рассказал заместитель министра транспорта. Стороны обменялись мнениями о системе «Платон» и «договорились провести рабочую группу с крупным, средним, мелким бизнесом».

Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД в Москве

Напомним, система «Платон» заработала с 15 ноября 2015 года. Владельцы грузовиков массой более 12 тонн обязаны платить 1,53 руб. за проезд по 1 км федеральных трасс, компенсируя ущерб дорогам.

Ранее планировалось, что тариф вырастет до 3,06 руб. за 1 км с марта, однако в феврале правительство РФ продлило действие льготного тарифа до конца года.

В Росавтодоре предлагали вернуть значение тарифа до первоначальных размеров — 3,73 руб. за 1 км.

Подробнее о системе читайте в материале «Ъ» «Региональные власти хотят собственных «Платонов»».

Отмена индексации стоимости системы Платон в 2021 году

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

История вопроса

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение. Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна».

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Как обжаловать штрафы за Платон

Необходимость оспорить штраф за Платон может возникнуть по разным причинам:

  • маршрут был оплачен, но из-за сбоя в системе пришло постановление;
  • штраф получил, но владельцем ТС не является;
  • нарушение зафиксировано повторно в течение одних суток.

Подать жалобу для отмены штрафа можно в течение 10 суток со дня получения постановления. Сделать это можно разными способами:

  1. Обратиться в Ространснадзор лично или отправить жалобу:
  • почтой России по адресу: ул. Петрозаводская 32а, Москва, Россия, 125475;
  • в электронном виде через форму на сайте Ространснадзора.
  1. Обратиться в районный суд

К жалобе прикладываются подтверждающие документы. Лучше всего соблюдать правила и не доводить дело до суда.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их? Подключить автоматический контроль штрафов

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»?

  • Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.
  • Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».
  • Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки. На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум. Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размеры штрафов

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей. Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2021 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

Оплата дорог через “Платон”

Расчеты через “Платон” можно описать через несколько простых шагов.

Шаг 1. Определяем, что автомобиль, который отправится в дорогу, подпадает под “Платон”. Это просто сделать, воспользовавшись нашей схемой и заглянув в ПТС.

Шаг 2. Зарегистрировать транспортное средство и владельца в системе. Это можно сделать несколькими способами:

  • через личный кабинет системы взимания платы Платон (о том, как это сделать, читайте в статье «Платон: правила регистрации»);
  • через терминал самообслуживания;
  • в Центре поддержки пользователей.

Шаг 3. Внести на оформленный лицевой счет в системе предоплату за поездку (в настоящее время для тех, кто уже достаточное время зарегистрирован в системе и платит без нарушений, есть варианты постоплатных расчетов. Подробнее про них можно узнать в специальном разделе на сайте “Платон”);

Шаг 4. Ввести в сервис “Платон” запланированный маршрут автомобиля (оформить маршрутную карту) или оборудовать грузовик бортовым устройством “Платон”, которое будет передавать информацию о пути следования в систему.

Важно

Бортовые устройства системы взимания платы “Платон” предоставляют и монтируют бесплатно.

На этом основные действия владельца т/с можно считать законченными. Дальнейшие расчет платежа и перечисление его суммы в бюджет выполнит оператор. По расчетам и произведенным платежам плательщик может получить отчеты через ЛК “Платон”. Эти отчеты можно использовать как подтверждающие документы для зачета сборов в “Платон” в уменьшение транспортного налога в ФНС.

Какие авто попадают под «Платон»?

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

Если вынесено два и более штрафа за сутки

Часто собственники грузового транспорта привлекаются к ответственности несколько раз в течение одного дня. Это незаконно. В примечании 2 к статьи 12.21.3. КоАП РФ указано:

Собственник (владелец) транспортного средства, в случае, если административное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Читайте также:  Особенности весенней езды. Ямы в лужах, повреждения покрышек и дисков, эффект аквапланирования.

Таким образом, “повторные” в течение суток штрафы необходимо обжаловать.

Какие авто не попадают под «Платон»?

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

  • большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
  • весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
  • вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
  • весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;
  • грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам , проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

Что такое система «Платон»

«Платон» — российская система сбора и обработки данных о движении большегрузов с максимальной допустимой массой в 12 тонн по дорогам федерального значения (с литерой «М»). Владельцы таких машин платят налог — возмещают ущерб, который наносят дорожному полотну. По системе «Платон» стоимость проезда 12-тонников за 1 км составляет 1,9 руб.

Система запущена с 15.11.2015 согласно Постановлению Правительства № 504 от 14.06.2013. Тогда же в КоАП РФ появилась статья, вводящая санкции за нарушение этих правил. С июля 2021 года полномочия налагать штраф за езду без «Платона» ГИБДД передало Ространснадзору. На федеральных трассах установили 500 дополнительных камер. Повышение контроля увеличило собираемые средства почти втрое.

По закону владельцы грузовых машин покупают и устанавливают под капот автомобиля бортовое оборудование, которое подключается к спутникам по технологиям ЭРА-ГЛОНАСС и GPS. Оно контролирует движение ТС и списывает с лицевого счета цену проезда.

«Платон» и легковые автомобили

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2021 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый.

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога. Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Актуальные штрафы для собственников

Несмотря на то, что система работает в штатном режиме, взимание платы за проезд и применение мер ответственности к водителям в настоящее время идет в «льготном режиме». Так будет до 2021 года, с указанного года взимание платы будет проводиться по полному тарифу, который составляет 3,73 рубля за 1 км дороги.

С 2021 по 2021 тариф ежегодно повышался, чтобы постепенно выйти на уровень полного тарифа, без шока для владельцев большегруза от удара по кошельку и постепенному осознанию необходимости осуществления перевозок по дорогам РФ на законных основаниях, т.е. с уплатой пошлины.

Например, в 2021 году тариф составлял 1,5 рубля за км, в 2021 году 1,91 и т.д.

Политика привлечения автовладельцев к ответственности за нарушение системы Платон также меняется. По общим положениям КоАП РФ на размер штрафных санкций влияет, к какой категории относится правонарушитель: ИП, физическое лицо (водитель по трудовому контракту, договору и т.д.) или юридическое лицо (компания, занимающаяся перевозками), а также какой по счету раз допущено правонарушение.

Так, нанятый водитель, в случае передвижения на большегрузе с нарушением (нет действующего Платона), получит в случае выявления штраф в размере 5 000 рублей. Должностное лицо, ответственное за допуск грузового транспорта в компании, при нарушении системы Платон будет оштрафован на сумму значительно выше — в среднем порядка 40 000 рублей.

ИП штрафуются на суммы аналогичные для должностных лиц компаний. Самый внушительный штраф грозит субъекту хозяйствования, который осуществляет перевозки с нарушением системы Платон. Их штрафы достигают 450 000 рублей. Еще большие штрафы грозят тем, кто нарушение допустил повторно.

Суммы штрафов для систематических нарушителей назначаются в кратном размере по отношению к первоначальному, чаще всего первый штраф выписывается в двойном размере при повторности.

Росавтодор проинформировал грузоперевозчиков о фактической индексации размера платы в государственной системе «Платон»

15 января 2021

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 843 с 1 февраля 2021 г. в рамках ежегодной индексации размер платы в государственной системе «Платон» составит 2,34 рубля за км пробега. Текущий размер платы – 2,20 рубля за км пробега.

Федеральное дорожное агентство в соответствии с разработанной Минтрансом России совместно с грузоперевозчиками программой предсказуемости размера платы за полгода до ее изменения, 17 июля 2020 года, опубликовал прогнозируемый размер платы в государственной системе «Платон». Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом публикации информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год.

На сегодняшний день свыше 617 тыс. грузоперевозчиков зарегистрировали в государственной системе «Платон» более 1 млн 420 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн, причем четверть из них принадлежит иностранным логистическим компаниям.

За счет внесения платы через государственную систему «Платон» грузоперевозчики обеспечили поступление в Федеральный дорожный фонд более 126 млрд рублей.

С 2020 по 2022 годы средства направляются на капитальный ремонт федеральных автодорог.

В частности, в 23 субъектах РФ проводятся работы по расширению с двух до четырех полос движения 600 км автодорог, а в 44 субъектах РФ – капитальный ремонт более 100 мостов и путепроводов.

С учетом этих объектов общий объем отремонтированных дорог за счет средств государственной системы «Платон» за время ее работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130. Подробная информация о дорожных объектах, построенных и восстановленных с привлечением средств в рамках функционирования системы «Платон», размещена на специальной странице – dorogi.platon.ru.

Помимо дополнительного финансирования строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений государственная система «Платон» обеспечивает сбор фактической статистики и рост «прозрачности» рынка грузоперевозок.

Справка

Размер платы в государственной системе «Платон» и порядок ее индексации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 843).

Размер платы в государственной системе «Платон» рассчитывается как произведение:

  1. базового размера, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 — 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
  2. понижающего коэффициента, установленного подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 843) — 0,51;
  3. индексации в соответствии с абзацем 4 подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 843) — в размере накопленного с 15 ноября 2015 г. по декабрь 2020 г. включительно индекса потребительских цен.

Фактическое изменение индекса потребительских цен публикуется на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Потребительские цены».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector