Особенности движения по грунтовой дороге

На территории России не всегда можно беспроблемно проехать из одной точки в другую из-за отсутствия асфальтового покрытия. Даже в тех случаях, когда на дороге есть асфальт, съехать с нее можно с различными повреждениями подвески, так как по пути встречается большое количество ям и прочих неровностей.

Чего уж говорить про грунтовые и просёлочные дороги? Именно такой путь вынуждены проделывать дачники, рыбаки, охотники и прочие любители природы. Грязевой участок и так непросто преодолевать, а автомобилисты ещё и усугубляют ситуацию, когда допускают глупые ошибки.

Рассмотрим пять самых распространённых промахов на грунтовой дороге.

Особенности движения по грунтовой дорогеОпытный автомобилист всегда будет держаться на дороге подальше от чужого следа, особенно если речь идёт о бездорожье

Съезжать с асфальтового покрытия на грунтовую дорогу лучше всего на подготовленном транспортном средстве. Это должен быть хотя бы внедорожник с достаточным клиренсом, системой полного привода и блокировкой дифференциала.

Однако, в реальности водителям приходится кататься по плохим дорогам на городских автомобилях, которые совершенно не приспособлены к подобной эксплуатации. Но практика показывает, что решающую роль в данном деле играют навыки самого водителя.

Проползти из города до дачи можно даже на уставшем автомобиле с низким клиренсом. Жаль, что определёнными навыками владеют не все автомобилисты в России.

Изучить врага. Многие скажут, что это глупое правило, но перед тем как вставать на плохую дорогу, лучше всего припарковать автомобиль и прогуляться пешком, чтобы изучить местность.

На пути нужно отметить особенно сложные участки и заранее продумать в голове выполняемые манёвры.

Заметим, что выполнение данного правила позволит изучить дорогу ещё до начала движения и сэкономит достаточно времени.

Особенности движения по грунтовой дорогеМногие скажут, что грунтовую дорогу нужно преодолевать на высокой скорости и уверенном выходу. Но подобное правило можно отнести только ралли-рейдам

По следу. Многие автомобилистов предпочитают передвигаться по колее, что совершенно не безопасно. Управлять транспортным средством, которое идёт словно трамвай по рельсам, достаточно тяжело. Ещё сложнее соскочить с этой колеи. Поэтому опытный автомобилист всегда будет держаться на дороге подальше от чужого следа, особенно если речь идёт о бездорожье.

Скоростной рекорд. Многие скажут, что грунтовую дорогу нужно преодолевать на высокой скорости и уверенном выходу. Но подобное правило можно отнести только к ралли-рейдам, где двигатели раскручиваются чуть ли не до максимума.

Если развивать высокую скорость, можно спровоцировать лишний занос. Такой подход совершенно не верен, ведь впереди у нас не гонки, а прохождение трудного участка.

По грунтовой дороге нужно передвигаться спокойно и максимально аккуратно – держать педаль акселератора в одном положении, а к тормозам вообще не прибегать без необходимости.

Особенности движения по грунтовой дорогеВ багажном отделении транспортного средства, которое направляется на дачу, чаще всего можно увидеть баулы с вещами и приспособления для шашлыка

Подъем. Самые коварные враги на размытой грунтовой дороге – крутые подъемы. Здесь точно надо поддать газку – скажут любители погонять. Но они, опять же, будут неправы.

Следует придерживаться такой же спокойной манеры движения – не высокая и плавная скорость на единой передаче. Перед этим рекомендуется тщательно продумать траекторию движения.

Максимальная плавность потребуется и на спуске – не стоит дёргать рулевым колесом и резко тормозить.

Особенности движения по грунтовой дорогеЛучше всего положить в грузовой отсек лопату и трос

Продумывать заранее. В багажном отделении транспортного средства, которое направляется на дачу, чаще всего можно увидеть баулы с вещами и приспособления для шашлыка. При этом здесь почти никогда не встречаются полезные приспособления вроде троса или лебёдки. Лучше всего положить в грузовой отсек лопату и трос. В идеале можно применить ещё несколько широких досок.

Особенности движения по грунтовой дорогеХорошо, если поблизости окажется крупный внедорожник или трактор

Если так случилось, что вы застряли на грунтовой дороге и не можете выбраться с применением подручных средств, лучше всего обратиться за помощью. Хорошо, если поблизости окажется крупный внедорожник или трактор. Такая техника быстро вытягивает с места даже сильно застрявшие транспортные средства.

Особенности движения по грунтовой дорогеМожно подложить под шины сухие ветки и спустить шины

В случае отсутствия помощи следует предпринять еще несколько попыток по освобождению транспортного средства. Можно подложить под шины сухие ветки и спустить шины. Так можно улучшить сцепление с дорожным полотном.

Особенности движения по грунтовой дорогеПодобные раскачки нужно чередовать, чтобы быстрее выбраться из западни

Иногда самым действенным приемом является раскачка кузова автомобиля. Для этого следует включить первую передачу и тронуться с места. Когда машина больше не поедет вперед, следует выжать сцепление и включить заднюю передачу — автомобиль покатится назад. В этот момент нужно включить сцепление и попытаться выехать назад. Подобные раскачки нужно чередовать, чтобы быстрее выбраться из западни.

Итог. Выезд на бездорожье часто сопровождается поломками транспортного средства и убитыми нервами автомобилиста. Водители сами усложняют себе жизнь, когда допускают пять распространённых ошибок на грунтовой дороге.

Секреты вождения: как правильно ездить по грунтовым дорогам?

Главное отличие грунтовой дороги от асфальтовой в том, что она непредсказуема — на пути в любой момент может появиться яма, колея или другое препятствие. Поэтому главное здесь — внимательность и быстрота реакции. Руль следует держать двумя руками, резких маневров лучше избежать. Тем более, что Lada Vesta Cross моментально реагирует даже на легкие движения рулевого колеса.

Урок 2. Следите за скоростным режимом на грунтовке

Известное выражение «Больше скорость — меньше ям» справедливо лишь отчасти и справедливость его зависит от настроек подвески каждого конкретного автомобиля.

На некоторых машинах с жесткими пружинами и амортизаторами с увеличением скорости дорожные неровности действительно чувствуются меньше, но при этом всегда есть риск, что водитель не успеет среагировать на изменение дорожной ситуации.

Поэтому скорость на грунтовке следует выбирать так, чтобы в случае появления препятствия хватило времени затормозить или объехать его. Энергоемкая подвеска Lada Vesta Cross позволяет ехать по грунтовке достаточно быстро, тем более что двигатель 1.8 обеспечивает седан отличной разгонной динамикой.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 3. Если на пути появилась яма

Ямы внушительных размеров на грунтовой дороге — явление нередкое. Преодолевая такое препятствие, можно повредить не только пластиковые бамперы, но и более важные детали ходовой части даже на автомобиле с впечатляющим дорожным просветом в 203 мм, как у Lada Vesta Cross.

Поэтому если есть возможность объехать яму — лучше ей воспользоваться. Обойти преграду лучше по обочине, растущей там травы при этом бояться не стоит.

Совсем хорошо, если получится объехать яму справа — так водителю лучше видны ее границы, к которым можно подобраться максимально близко.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 4. Когда другой дороги нет

Если объехать яму невозможно — придется ее преодолевать. Делать это лучше на минимальной скорости, а если препятствие возникло на дороге внезапно — необходимо резко и коротко нажать педаль тормоза. Это частично снизит скорость и разгрузит переднюю ось. Главное — не тормозить непосредственно в яме. Совсем хорошо, если в овраг удастся погрузить только одну сторону автомобиля.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 5. Под колесами — щебень

Дороги с покрытием из щебня или других мелких камней требуют от водителя предельной внимательности. Здесь следует избегать резких маневров, так как сцепление покрышек с дорогой существенно хуже, чем на асфальте.

Соответственно, любое слишком сильное движение рулем может привести к заносу и близкому знакомству с обочиной.

Аккуратным надо быть и с педалью тормоза — из-за все того же сцепления во время торможения машина проскальзывает по щебню, сообразно увеличивается и тормозной путь.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 6. Только по своей колее

Главное правило езды по колее — не разгоняться. Чем больше скорость, тем сложнее отслеживать, как меняется колея. Ехать в ранее накатанной колее, даже безобидной с виду, крайне не рекомендуется.

В любой момент ее центральная часть может увеличиться, и машина попросту «сядет на брюхо». Лучше держаться правее или левее от основной колеи, двигаясь по ее высоким участкам.

Читайте также:  ОСАГО без техосмотра с 25 мая 2020 года

При этом нужно постоянно корректировать траекторию движения рулем.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 7. Деревенский перекресток

При пересечении колеи «посадить» машину очень просто — достаточно допустить попадания передних и задних колес в поперечные траншеи. Это препятствие лучше пересекать не по прямой, а по диагонали. Если же такой возможности нет — форсируем преграду, чуть повернув колеса.

Тормозить, когда колеса находятся в нижней части колеи ни в коем случае нельзя, машина может забуксовать. Преодолеть колею с ходу проще, а по поводу контакта с землей в нашем случае беспокоиться не стоит — юбки бамперов Lada Vesta Cross сделаны из прочного черного пластика.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 8. Ходим по диагонали

Преодолеть колею по диагонали несколько проще, чем по прямой. Правила все те же — ехать медленно и не допускать остановок в нижних точках. Аккуратно, на первой передаче, переваливаемся через колею, попадая в глубокую ее часть каждым колесом по очереди.

Подвеска у Lada Vesta Cross длинноходная, поэтому преодолеть препятствие таким образом не составляет труда.

Не переусердствуйте с педалью акселератора! Если что-то пошло не так и колесо не желает покидать колею — выезжаем «в раскачку», слегка откатываясь назад перед тем, как отпустить педаль сцепления.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 9. Включаем противотуманки

В отличие от городских дорог, на грунтовке противотуманные фары — вещь необходимая. Передние противотуманки стоит включать хотя бы для того, чтобы улучшить видимость — пыль от грунтовой дороги ухудшает обзор не хуже тумана.

Противотуманный фонарь сзади на грунтовке и вовсе незаменим, особенно при езде в колонне. Из-за столба пыли, который поднимается за автомобилем, ни габариты, ни стоп-сигналы зачастую разглядеть не удается, а яркую противотуманку отлично видно.

В случае с Lada Vesta Cross противотуманные фары входят в список стандартного оснащения.

Урок 10. ESP на грунте — зло или благо? 

Систему электронного контроля устойчивости (ESP) на Lada Vesta Cross можно отключить. Функция в целом очень полезна, так как она подтормаживает одно из колес, чтобы не допустить заноса, и ограничивает обороты двигателя.

Делает она это в экстренных ситуациях, например, когда водитель не рассчитал скорость на повороте.

На грунтовых трассах ESP также нужна, но при медленном преодолении препятствий ее можно и отключить — это позволит немного повысить проходимость автомобиля.

Lada Vesta Cross — уникальная для российского рынка машина. По сути, это успевший полюбиться соотечественникам седан, но с повадками кроссовера. Нам в числе первых удалось протестировать этот автомобиль.

Результат испытаний однозначен — приставку Cross машина получила неспроста! Она выше стандартной Vesta, у нее иные настройки подвески, да и выглядит Cross очень эффектно — 17-дюймовые диски и пластиковые накладки на арки делают машину брутальной и харизматичной.

Технические данные

Длина, мм 4424
Ширина, мм 1785
Высота, мм  1526
Колесная база, мм 2635
Снаряженная масса, кг 1230–1380
Объем багажника, л  480
Дорожный просвет, мм 203
Двигатель, число цилиндров R4
Объем двигателя, см3 1774
Макс. мощность, л.с. 122 (5900)
Макс. момент, Нм (об/мин.) 170 (3700)
Тип привода Передний
Коробка передач МКП-5
0-100 км/ч, с 10,5
Макс. скорость, км/ч 180
Топливо Бензин АИ-92
Объем топливного бака, л 55
Расход (смеш.), л/100 км 7,7
Расход (город), л/100 км 9,9
Расход (трасса), л/100 км 6,4
Цена протестированного автомобиля, руб. 834 900

8 правил безопасного вождения на грунтовой дороге

Грунтовые дороги — это целое испытание не только для начинающих, но и для опытных водителей. В сухую погоду неудобства могут принести неровности дорожного полотна, калеи и ямы. В дождливую погоду ситуацию осложняют лужи и размытое дорожное покрытие. Как избежать большинства проблем в дороге расскажем в статье.

Особенности движения по грунтовой дороге

Следите за состоянием шин

Первым делом, собираясь загород и планируя поездку по просёлочным дорогам, следует обратить внимание на состояние шин автомобиля.

Основной совет, который дают эксперты по бездорожью — это снижение давления в шинах. Результат от уменьшения давления:

  1. Улучшается работа подвески автомобиля, а следственно повышается комфорт от поездки.
  2. Растёт тяговое усилие автомобиля. Это происходит за счёт увеличения площади сцепления протектора шин и дорожного полотна.
  3. Более мягкие колёса работают по принципу мини-гусениц. В результате этого происходит снижение давления автомобиля на грунтовую дорогу. По итогу машина меньше утопает в грунте и не вязнет в грязи.

Рекомендуемый уровень давления в шинах для езды по грунтовой дороге — 1,72-1,93 бар. При движении по грязи или песку давление необходимо опустить ещё ниже: 1,38-1,72 бар — для грязи и 1,03-1,38 бар для езды по песку.

Следует учесть, что давление в передних колёсах должно быть на 0,2-0,3 бар больше, чем в задних.

Если грунтовые дороги преобладают в маршрутах вашего передвижения, следует обратить особое внимание на протектор. Он не должен быть стёрт, иначе пробуксовок на дороге не избежать.

Не торопитесь

Грунтовые дороги непредсказуемы. Даже на знакомой вам местности со временем может появиться яма, колея или поваленное дерево. Особую внимательность стоит проявлять на дорогах, которые проходят через лесные массивы. Там часто встречаются дикие животные, переходящие дорожное полотно.

Грунтовая дорога после дождя — ещё одна опасность, подстерегающая на пути. При высокой скорости на мокрой дороге (более 70 км/ч) автомобиль может полностью терять управление в результате аквапланирования.

Именно поэтому, на грунтовой дороге важно выбирать правильный скоростной режим и не спешить.

Поворачивайте плавно

На скользкой грунтовой дороге к поворотам следует готовиться заранее. Первым делом необходимо снизить скорость и оставить небольшой запас для возможного скольжения. Руль нужно поворачивать плавно и не спеша.

Высадите пассажиров, если видите, что можно застрять

При плохом качестве дороги и загруженности автомобиля, лучше заранее высадить пассажиров и отдать им часть багажа. Так значительно снижается вероятность «засесть» в грязи. После проезда опасного участка можно приглашать пассажиров обратно в салон.

До поездки в багажник необходимо положить:

  • сапёрную лопатку;
  • буксировочный трос;
  • домкрат;
  • пару широких досок.

Эти вещи могут пригодиться, если вытолкнуть автомобиль из грязи собственными силами не получается.

Избегайте колеи

Колея образуется вследствие давления автомобиля на грунт. Чем больше автомобилей проезжает по одной траектории, тем глубже становится колея, и тем выше риск задеть днищем дорогу или даже «сесть на брюхо».

Именно поэтому, ехать по накатанной колее не рекомендуется. Двигаться следует по более высоким участкам, правее или левее от неё, постоянно корректируя траекторию движение поворотом руля.

При необходимости пересечения колеи, преодолевать препятствие лучше по диагонали, не допуская остановки автомобиля в нижней части колеи.

Объезжайте лужи

Самая распространённая проблема грунтовых дорог — лужи. Тёмная вода в углублении может скрывать камни, металлические штыри и другие препятствия. Также из-за уровня воды существует вероятность недооценить размер самой лужи.

Даже незначительные лужи и ямы необходимо объезжать. Если такой возможности нет, до начала движения измерьте величину препятствия палкой и оцените, сможете ли вы её преодолеть.

Особое внимание на подъёмах и спусках

Подъём по грунтовой дороге следует осуществлять на одной скорости и по одной траектории движения. Функцию ESP необходимо выключить до начала подъёма, т.к. она способствует снижению скорости. При наличии механической коробки передач, переключаться следует  как можно быстрее, не теряя тягу.

При спуске правила противоположные. Двигаться необходимо на низкой передаче, торможение происходит за счёт двигателя. Категорически запрещено выключать сцепление и заглушать двигатель на скользком спуске.

Иногда лучше пройтись пешком, чем тащить автомобиль

В некоторых случаях выгоднее оставить автомобиль не доезжая 200-300 метров до места назначения, чем потратить весь день на вытягивание его из грязи. Так вы потратите значительно меньше сил, времени и нервов.

Главная рекомендация ко всем автомобилистам — перед тем как решиться на преодоление трудного участка, трезво оцените возможности вашего автомобиля и вероятные последствия. При практически 100% непроходимости лучше попытаться найти объездную дорогу.

Вождение по грунтовым дорогам

Особенности движения по грунтовой дорогеГрунтовой называют дорогу, полотно которой ничем не укреплено и состоит из естественного грунта самой дороги.

Читайте также:  Ремень безопасности в ПДД

Если полотно такой дороги укрепляют каким-либо более прочным материалом — песком, гравием и т. п., дорогу называют грунтовой улучшенной.

При езде по грунтовым дорогам, особенно плохим (неровным, выбитым), скорость должна быть снижена. На шоссейных дорогах мосты, как правило, рассчитаны на большую нагрузку. На грунтовых дорогах мосты главным образом деревянные, балочные. Поэтому на таких мостах обычно имеются дорожные знаки.

«Ограничение веса», запрещающие движение автомобилей, общий вес которых превышает величину, указанную на знаке (в тоннах).

В тех случаях, когда грузоподъемность на знаке не указана, водитель должен уметь определить пригодность моста к передвижению по нему, учитывая величину пролета между сваями, толщину свай, насадок, прогонов и настила, их состояние и прочность, сопоставляя эти данные с общим весом автомобиля.

При движении по грунтовым дорогам иногда приходится проезжать по деревянным мостикам; особую осторожность надо соблюдать при въезде и съезде с него, так как в местах стыков дороги с мостиком могут быть выбоины.

Такие препятствия, как перекрытие ручья плитняком или лоток, проходящий поперек дороги, также преодолевают на сниженной скорости.

Если водителю нужно съехать на проселок, он переезжает через придорожные канавы по мостику на низшей передаче и малой скорости, внимательно наблюдая за прохождением заднего колеса.

При движении по грунтовым, проселочным и полевым дорогам могут встретиться самые разнообразные препятствия. В зависимости от характера препятствия водитель выбирает способ его преодоления.

Как правило, все неровности ниже уровня дороги (за исключением колей) преодолевают под косым углом, а препятствия, выступающие над поверхностью дорожного полотна (рельсы и т.п.), — под прямым углом.

Отдельно разбросанные камни пропускаются между колесами. Выбитые копытами лошадей на грунтовой дороге «пороги» («копытник», «лестницы») преодолеваются под прямым или косыми углами на низшей передаче. Ухабы, рытвины, выбоины могут преодолеваться двумя способами.

  1. если они неглубокие и с пологими краями, то лучше всего объезжать их по внешнему контуру с таким расчетом, чтобы колеса вписывались в неровности дороги и движение происходило по плавной зигзагообразной линии;
  2. если неровности на дороге попадаются в большом количестве и недалеко друг от друга, то двигаться придется по прямой, преодолевая неровности по их глубине; в этом случае поступать нужно так: приблизившись к препятствию, снизить скорость, притормозив, включить низшую передачу, затем, выждав, когда передние колеса опустятся в углубление, увеличить подачу горючей смеси. После этого, снова применяя притормаживание, переехать препятствие задними колесами; по этому же принципу преодолеваются неглубокие канавы с пологими краями.

Выступающие над уровнем дороги небольшие возвышения (бугры) преодолеваются под прямым углом.

Для этого водитель, приблизившись к бугру, должен притормозить, перейти на низшую передачу, а въезжая на препятствие, несколько увеличить подачу горючей смеси.

Въехав на препятствие, выключить сцепление и притормозить; как только колеса опустятся на дорогу, включить сцепление и, плавно увеличивая подачу горючей смеси, медленно переехать препятствие задними колесами.

При движении по свеженасыпанной, не укатанной щебенке рекомендуется, чтобы не повредить шины, избегать трогания с места, переключения передач, торможения, резкого повышения скорости. Такие участки дороги следует преодолевать на постоянной (пониженной) скорости.

На проселочных и полевых дорогах глубокие колеи пропускают между колесами.

Однако надо иметь в виду, что на мокрой глинистой дороге укатанная колея может явиться единственной возможностью для передвижения, но при условии, что будет обеспечено непрерывное тяговое усилие, т. е.

не будут допускаться замедление скорости и остановки. Как показал опыт, потеря скорости движения является одной из основных причин застревания автомобиля на трудном участке пути.

Переправа вброд позволяет сократить излишний пробег автомобиля, поэтому в полевых условиях водители часто прибегают к этому способу преодоления водной преграды.

Находясь на незнакомой местности, отыскать брод можно, пользуясь общеизвестными приметами:

  • сходящиеся у реки дороги, имеющие продолжение на другом берегу;
  • переход спокойной воды в мелковолнистую, желтый цвет воды;
  • уширение реки, особенно на прямых участках, низменные берега на изгибах реки.

Болотистые реки бродов обычно не имеют. Места, заросшие тиной, осокой и камышом, указывают на топкое дно, непригодное для переправы вброд.

Найденный брод перед переправой надо тщательно разведать. Переправа вброд возможна для легковых автомобилей при глубине реки — 0,5 м. Дно реки должно быть каменистым или песчаным. Для успешной и безопасной переправы вброд необходимо:

  1. предохранить приборы электрооборудования от попадания воды и плотно закрыть отверстие в картере для маслоуказателя;
  2. включить первую передачу; медленно въехать в воду под небольшим углом к течению реки;
  3. увеличить обороты и ни в коем случае не уменьшать их до выезда на другой берег;
  4. двигаться равномерно, чтобы вода не образовала сильной волны и не заливала двигатель;
  5. переправляться по одному автомобилю поочередно.

Останавливаться и выключать двигатель в воде нельзя.

При переправе вброд вода попадает между тормозными барабанами и колодками и этим ослабляет тормозной эффект, а зимой может вызвать примораживание тормозов. Во избежание этого после переправы вброд периодическим легким притормаживанием прогревают и просушивают колодки.

Движение по грунтовой дороге [1989 Юрковский И.М. — Автомобиль в личном пользовании]

Особенности движения по грунтовой дороге

Иногда в пути вам приходится ехать по грунтовой дороге. Она потому так называется, что полотно ее ничем не укреплено и состоит из естественного грунта. Обычно эта дорога, проложенная и накатанная автомобилями, соединяет между собой мелкие населенные пункты или служит выездом из них на основные дороги.

Если полотно грунтовой дороги укреплено каким-либо прочным материалом (песком, гравием и т. п.), то такая дорога называется улучшенной.

Практика показывает, что все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии являются проезжими.

Горизонтальные участки сухой песчаной дороги с трудом преодолеваются автомобилями. Проходимость песчаных участков дороги во влажном состоянии улучшается.

Иначе ведет себя при увлажнении глина. Она становится пластичной, и резко снижается коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой. Чернозем, как и глина, при увлажнении становится труднопроходимым для автомобилей.

Весной и осенью проезжая часть грунтовых дорог нередко разрушается водой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой.

В жаркое летнее время на сухой грунтовой дороге образуется большое количество пыли, которая, поднимаясь, ухудшает видимость. Отсюда следует, что грунтовая дорога имеет ряд особенностей, которые влияют на движение автомобиля.

Чтобы успешно преодолеть трудные участки грунтовой дороги, важно своевременно перейти на низшую передачу. Запоздалое переключение передач ведет к потере скорости и возможному застреванию автомобиля.

Рассмотрим более подробно, как должен поступать водитель при управлении автомобилем на разных участках грунтовой дороги.

В период распутицы лучше всего выбирать для проезда такой грунт, который меньше поддался влиянию влаги, размок неглубоко. Если основание грунта даже под слоем жидкой грязи твердое, значит движение автомобиля возможно.

Если труднопроходимые участки дороги короткие, ровные с мягким грунтом, то их лучше преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля. Обычно на дороге с мягким грунтом двигаться лучше всего по следу впереди идущего автомобиля.

Можно двигаться и по колее, когда она не слишком глубокая. Глубокие колеи рекомендуется пропустить между колесами.

Если же колеса попали в глубокую колею и водитель не может вывести автомобиль, лучше остановиться, расчистить под ведущими колесами полотно дороги, подложить при необходимости под колеса ветви, доски и выехать из колеи.

Большие трудности возникают при движении по мокрой глинистой дороге, так как мокрая глина налипает на колеса, закрывая грунтозацепы протектора, что значительно ухудшает сцепление колес с дорогой.

Нередко ведущие колеса буксуют или скользят «юзом», создавая опасность сползания автомобиля с дороги в кювет. Лучше всего объехать мокрые глинистые участки.

Если этого сделать нельзя, то следует заблаговременно включить пониженную передачу, двигаться с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов рулевого колеса. Чтобы не съехать в кювет, лучше колеса направить по следу ранее проезжавшего автомобиля.

Читайте также:  Новые правила проезда кругового движения с 8 ноября 2017 года

На особо трудных участках можно использовать подручные материалы (хворост, камни, щебень). Нельзя допускать длительного буксования колес. Это приводит к повышенному износу деталей автомобиля и шин, большому перерасходу топлива.

Если вы почувствуете, что забуксовали колеса одной стороны автомобиля, то рекомендуется слегка его притормозить.

Особенно трудно водить автомобиль по узкой размокшей глинистой дороге, где рядом имеются придорожные канавы, съезд в которые представляет большую опасность. При подъезде к таким участкам необходимо соблюдать повышенную внимательность и осторожность. Надо уменьшить скорость движения, не делать резких поворотов и торможений, стремиться к равномерному движению на всем участке пути.

Грунтовые дороги, как уже отмечалось, бывают залиты водой, и на проезжей части образуются лужи. Как поступать водителю при проезде таких участков? Если участок дороги не знаком, надо предварительно разведать его, проверить, какова глубина воды, нет ли под ней ям, пней, камней. Переезд через ухабы и выбоины надо осуществлять на малой скорости.

А как быть, если все же автомобиль застрял? Рекомендуется попытаться вывести застрявший автомобиль, скажем, из кювета «раскачкой» его, которая выполняется быстрым многократным переключением передач переднего и заднего хода.

Если этим способом не удается вывести автомобиль из кювета, то нужно лопатой срезать края канавы, сделать их более пологими и при необходимости подложить под ведущие колеса ветки, доски или воспользоваться помощью другого автомобиля.

Высокое мастерство требуется от водителя при движении по грунтовой дороге, насыщенной спусками и крутыми подъемами. Крутые подъемы, конечно, лучше объезжать, помня, что объезд по хорошей, пусть даже длинной дороге, всегда выгоднее, чем движение по короткой, но плохой.

Если таких объездов не найдено, нужно умело преодолеть подъем, заранее включив необходимую передачу. Двигаться на подъем надо без остановок и переключения передач.

В крайнем случае, если и придется переключить передачу, то это необходимо сделать очень быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости.

Если подъем длинный и грунт влажный, то лучше всего заблаговременно включить низшую передачу и движение продолжать с постоянной скоростью.

При движении на спусках, особенно крутых, следует быть внимательным и съезжать медленно, поворачивая осторожно рулевое колесо, так как на крутых спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль теряет устойчивость. Рекомендуется двигаться на спусках на низшей передаче, тормозя двигателем и периодически слегка притормаживая рабочим тормозом. Движение на крутых спусках с заглушенным двигателем или выключенным сцеплением запрещается.

Движение по грунтовым дорогам

Движение по грунтовым дорогам

Дорога, не имеющая дорожной одежды, называется грунтовой. Как правило, грунтовые дороги могут обеспечить нормальное движение только в сухой период года. После дождей поверхность грунта становится скользкой, и колеса автомобиля начинают буксовать.

В период дождей на поверхности грунта образуются колеи, которые увеличивают сопротивление движению. Образующийся в них слой грязи еще более затрудняет движение.

При погружении колеса в грунт сопротивление качению слагается из затрат энергии на деформацию грунта, деформацию шины, трения шины о грунт, а также на прилипание грунта к поверхности шины.

Автомобилям, движущимся по грунтовым дорогам, приходится преодолевать труднопроходимые участки, глубокие колеи, ямы, лотки и канавы, вязкий и скользкий грунт, песчаные и заснеженные участки и другие препятствия. Выбор способа преодоления препятствий и неровностей, встречающихся на пути, зависит от их характера.

По возможности, их объезжают. Если же на пути встречаются глубокие колеи, то их пропускают между колесами. Нужно иметь в виду, что грунт на дне такой колеи может быть неуплотненным, разжиженным. На раскисшей грунтовой дороге с накатанной колеей Лучше всего двигаться по колее.

Во всех случаях есть смысл использовать свежие колеи, когда их глубина не вызывает опасения посадить автомобиль на картер ведущего моста. Уплотненный на дне колеи грунт обеспечивает хорошее сцепление колес с дорогой и в то же время, сопротивление качению уменьшается.

Двигаться ДО колее необходимо на передаче, которая исключала бы остановку автомобиля.

Двигаясь через канаву, необходимо следить за тем, чтобы не зацепить за грунт низко расположенными агрегатами или рамой автомобиля. Небольшие канавы проходят накатом при выключенном сцеплении или на одной из низших передач.

Глубокие канавы «форсируют» под прямым углом. Направлять автомобиль под острым углом нельзя, так как большие перекосы могут вызвать повреждение ходовой части.

Чтобы не зацепить задней частью кузова или передним буфером за края канавы, выбирают более пологие въезды и выезды.

На дороге с мягким грунтом очень важно двигаться с равномерной скоростью. Если вдруг выяснилось, что дальше ехать нельзя, то назад следует двигаться только по старой колее. На мокрой, скользкой или глинистой дороге следует избегать накатанной колеи, так как накапливающаяся в ней грязь затрудняет движение автомобиля.

Однако если здесь недавно прошел автомобиль, то следует держаться проложенной им колеи, потому что слой грязи в ней менее глубок. Двигаясь вне колеи, следует предпочесть участки с жидкой грязью: она оказывает меньшее сопротивление, чем густая застывшая грязь.

Труднопроходимые участки с глубокой грязью преодолевают на пониженной передаче и при постоянном числе оборотов двигателя.

Заболоченный участок дороги нужно тщательно разведать, определить, пригоден ли он для движения автомобиля и выбрать соответствующее направление для проезда через него.

По такому участку автомобиль нужно вести возможно быстрее, не останавливаясь, не делая крутых поворотов и не направляя колеса по старой колее. Нельзя допускать буксования колес, так как они будут глубоко зарываться в грунт.

В таком случае необходимо сразу же остановиться и подложить под ведущие колеса хворост, сучья, жерди и т. п.

Песчаные участки сильно затрудняют движение автомобиля. Это обусловлено большой удельной нагрузкой колес на слабо связанный грунт, а следовательно, большим сопротивлением движению, что приводит к уменьшению силы тяги. По песку следует двигаться на низшей передаче, с постоянной скоростью, не допуская остановок, крутых поворотов и переключения передач.

Если имеется след прошедшего автомобиля, то целесообразно использовать его: песок в этом месте несколько уплотнен. Обгон и объезд других автомобилей во время движения по песчаному участку не допускается.

Если же колеса забуксовали, следует расчистить дорожки перед передними и задними колесами автомобиля и плавно тронуться с места на пониженной передаче.

В случае продолжения пробуксовки необходимо использовать средства повышения проходимости, подложив под ведущие колеса бревна, доски, веревочные лестницы, фашины и т. п. Применять цепи противоскольжения при движении по песку недопустимо.

Работая в условиях бездорожья, нужно иметь на автомобиле лопаты, второй домкрат, цепи противоскольжения, трос, топор. На грузовых автомобилях дополнительно следует иметь несколько прочных досок, деревянную вагу, песок, пилу и т. п.

Для повышения проходимости применяют специальные средства: звеньевые траковые цепи, цепные браслеты, противобуксовочные колодки, перекидные мостики, дорожки, маты.

Мелко-звенчатые цепи используются на автомобиле при движении по мягким грунтам, снежной целине, скользкой и обледенелой дороге, а также в горных районах. Гусеничные цепи полезны при движении по очень мягким грунтам, заболоченной местности, снежной целине.

Цепи противоскольжения надевают на колеса автомобилей при подходе к труднопроходимому участку пути, а не тогда, когда автомобиль уже застрял. Двигаться с такими цепями по дорогам с твердым покрытием не допускается, так как это приводит к преждевременному износу шин и покрытия.

При движении по косогору автомобиль надо вести очень медленно, избегая резких толчков и крутых поворотов, иначе он может опрокинуться. Если же автомобиль начал сползать, то руль следует плавно поворачивать в сторону уклона.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector