ДТП из-за открытой двери автомобиля

Ни для кого не секрет, что, находясь за рулем автомобиля, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным. Риск попасть в автокатастрофу существует всегда, и этот факт заставляет автомобилистов проявлять всю свою бдительность и аккуратность на дороге.

Но есть ситуации, когда просто необходимо сделать остановку, – чтобы пассажир вышел, чтобы отдохнуть и т. д. Нередка ситуация, когда человек (и это необязательно водитель) резко открывает дверь, забыв посмотреть назад. И в эту минуту в нее может врезаться другая машина.

Как результат – повреждение машины, которая стояла. Кто виноват и как себя вести? На кого ляжет ответственность и кто должен оплатить ущерб?

Машина до 250 тысяч рублей — не стыдно порекомендовать каждому Выбор автомобиля – дело серьезное, ведь покупаем мы его не на неделю и даже не на год. Но что делать, если стоимость…

Основываясь на ПДД, каждый участник движения на дороге должен сделать все, чтобы не навредить другим и не причинить вред имуществу. Есть даже отдельная статья 12.7 ПДД, регулирующая порядки остановок и стоянок.

Согласно ей, запрещено открывать дверь, если это может создать помехи для других движущихся машин. Если все же это произошло, водитель должен будет понести административную ответственность.

Такой поступок классифицируется как совершенный по неосторожности и практически всегда чреват негативными последствиями для водителя. В таком случае сотрудники ГИБДД составляют протоколы (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).

Правомерным считается и вынесение постановления по делу лично полицейским. Водителю выносится предупреждение или назначается штраф, в нынешнем году он составляет 500 руб. Сторона, которая пострадала, получит компенсацию по полису ОСАГО, но лишь при условии, что ДТП зафиксировано не на территории стоянки.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Но всегда ли принятое решение однозначно? Отнюдь. В ПДД есть понятие бокового интервала. Это значит, что водитель должен соблюдать безопасное расстояние относительно других ТС. То есть, если дорога широкая и была возможность взять левее, но водитель этого не сделал, его также могут признать виновным.

В этом случае на него составляется протокол и назначается штраф в размере 1500 руб. Естественно, о компенсации речь не идет.

Пассажиры, как и водители, также являются участниками движения на дороге. Значит, им тоже может быть предъявлено обвинение в случае вины в ДТП. Правда, административная ответственность в этом случае вряд ли грозит.

Да и протокол по ст. 7.17 КоАП полицейский составит только в том случае, если будет доказано, что вред причинили с умыслом. Обычно инспектор документирует происшествие и выносит отказ о возбуждении административного дела.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Владельцы обоих ТС в этом случае могут обратиться в судебный орган и потребовать возмещение ущерба от лица, которое его нанесло.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Как обманывают в автосалонах при покупке нового авто Существует несколько способов покупки автомобиля. Почему-то самым правильным и надежным считается приобретение в…

Чтобы обратиться в суд, нужно составить иск, приложить к нему копию определения (ее вручает инспектор). В качестве доказательства можно предоставить видео или фото с места аварии. В перечне бумаг должна быть справка о стоимости запчастей, которые потребуются для ремонта, в том числе лакокрасочного материала, стоимости работы по восстановлению.

Аварии при столкновении с открытой дверью, как правило, незначительные. Тем не менее лучше не становиться их участниками. Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, стоит всегда оставаться бдительными и внимательными, соблюдать осторожность даже после того, как машина полностью остановится.

Удачи на дорогах!

Загрузка… ДТП из-за открытой двери автомобиля Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене

Неудачно открыл дверь — ДТП: ситуации с пассажирской и водительской дверью, когда заплатят страховщики, а когда придется выкручиваться самостоятельно?

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Во всем, что относится к дорожному движению, не бывает мелочей. И такой пустяк, как внезапно открывшаяся или оставшаяся незапертой дверь автомобиля, может привести к негативным последствиям. Например, повредить другую машину или сбить едущего велосипедиста, мотоциклиста. Естественно, что за происшествие должен кто-то ответить. Но у ситуации существует очень много толкований, о которых стоит знать.

Езда с открытой дверью

Редко, но бывает, что автомобиль движется с приоткрытой дверью из-за того, что она неисправна. Либо деталь внезапно отходит в сторону во время движения. Если в такой ситуации раскрытой дверью будет поврежден другой автомобиль, есть два варианта оценки события:

  • Происшествие – целиком вина водителя проблемной машины. Он нарушил пункт 12.5 КоАП, то есть участвует в дорожном движении на неисправном автомобиле, что запрещается «Основными положениями эксплуатации ТС…». Автомобилист заплатит штраф в 500 р. И если водитель поврежденного транспорта не нарушил ПДД, того, кто ехал с открытой дверью, обвинят в этой аварии. И его страховщик заплатит за ремонт.
  • Вина может быть признана обоюдной. Так бывает, если установлено, что водитель второй машины нарушил дистанцию. Существует подпункт 9.10 ПДД:
    Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

    При обоюдной вине автомобилистов страховщики отказываются делать компенсационные выплаты. Поэтому приходится идти для решения проблемы в суд. Или автомобилистам нужно договариваться друг с другом об устранении взаимных претензий. Если им это не удается, необходимо собирать доказательства вины оппонента.

Один едет, другой стоит

Чаще бывает, что вполне исправная дверь открывается во время остановки авто на светофоре, и за нее задевает едущий мимо транспорт. В такой ситуации тоже возможны варианты.

Действие, приведшее к ДТП, совершил водитель

Ему следует помнить пункт 12.7 ПДД:

Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

То есть сначала автомобилист должен убедиться, что своим действием никому не навредит. И тот, кто не принял во внимание, что находится не один на дороге, виновен безусловно.

Если другой водитель ехал по правилам, страховщик не вовремя открывшего дверь оплатит нанесенный ему ущерб. Особенно, когда все происходит в тесном потоке машин, где пострадавший никак не смог бы избежать столкновения.

Другое дело, если второй водитель протискивался в пробке, двигаясь по разделительной линии. В этом есть нарушение подпункта 9.10 ПДД, то есть несоблюдение дистанции. И вина может быть признана обоюдной.

А здесь получить выплату от страховщика не удастся, придется судиться.

Дверь открыл пассажир

Если он это сделал, чтобы выскочить из машины, не исключено, что нарушил подпункт 5.1 ПДД:

Пассажиры обязаны: … посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Тем более пассажир не прав, когда открывает дверь машины прямо на ходу. Это запрещено разделом 5.2 того же документа. То есть виновным в данном случае будет признан пассажир автомобиля. Если он вписан в полис, выданный на эту машину, проблемы нет. Компенсацию владельцу поврежденного открывшейся дверцей авто заплатит страховая компания виновника.

Все сложнее, когда пассажир к собственнику не имеет отношения и страховку не вписан. Он может отказаться погашать ущерб добровольно. Но потерпевший имеет все основания подать в суд на нарушителя. И беспечный пассажир отремонтирует испорченную машину за свой счет.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

В обоих случаях оценке подвергаются и действия водителя второго автомобиля, которое повреждено распахнувшейся дверцей. Сотрудников ГИБДД, суд будет интересовать прежде всего соблюдение им дистанции, скорость и расположение ТС на дороге.

Если по этим пунктам есть нарушения, они способствовали возникновению аварии, вина будет признана обоюдной. Выплат от страховщиков здесь ждать не стоит, нужно подавать в суд. А там придется доказывать вину только одного участника происшествия, но это не всегда удается.

Дтп с велосипедистом

В большом городе, где интенсивное движение, и дороги забиты машинами, велосипед может стать для своего обладателя «лекарством от пробок». Двухколесный транспорт сумеет протиснуться там, где автомобилю придется ждать.

В таких обстоятельствах и случается, что велосипедист оказывается сбитым открывшейся дверью автомобиля. И может быть не совсем понятно, чья здесь вина, кто должен платить за поврежденный транспорт и вред здоровью.

Вариант оценки дела тоже не единственный:

  • Ситуация может оказаться очень спорной. Для велосипедистов существует пункт 24.2 ПДД:
    Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части…; по обочине…

    Если водитель безмоторного транспорта ехал не по разрешенным участкам проезжей части, а лавировал между машинами, он совершил нарушение. И должен быть наказан по статье 12.29 КоАП. Подобное нарушение является одной из причин возникновения аварии. Поэтому часть вины может быть возложена и на велосипедиста.

  • Но требование не открывать дверь во время движения или делать это так, чтобы не мешать другим его участникам, все равно актуальны. То есть вина водителя автомобиля тоже не вызывает сомнений. Таким образом она может быть поделена между обоими участниками, а страховая компания окажется в стороне.
  • Если же велосипедист ехал по крайнему правому краю дороги или обочине, его ударили открывшейся дверью авто, вина ложится на того, кто это сделал. Это может быть водитель. Тогда при наличии ОСАГО на машину выплата пострадавшему осуществляется страховой компанией виновника. В отсутствие полиса автомобилист компенсирует ущерб из собственных средств.
  • Та же ответственность существует для пассажира, если это он открыл дверь. За вписанного в страховку платит фирма, за не внесенного в нее – он сам.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Если авария произошла на парковке

Самый неприятный случай, когда въезжающий или покидающий стоянку либо парковку автомобиль сталкивается с открывшейся дверью другой машины. Кажется, что эта ситуация аналогична происходящему в заторе на дороге или на светофоре. Но только не для страховщика. Компании не считают подобное дорожно-транспортным происшествием и отказываются оплачивать.

Это отнюдь не значит, что удастся безнаказанно повредить чужую машину, резко открыв дверцу собственной. Сделавший это может быть признан виновным судом, если потерпевший подаст иск. И платить за ремонт неаккуратному автомобилисту придется из собственного кармана.

ДТП, возникающие из-за открытой двери, достаточно безобидны, но они же являются самыми нелепыми. Не нужно быть асом вождения, чтобы избежать происшествия. Достаточно лишь выполнять правила, оставаться внимательным к окружающим не только на трудной дороге, но и во время остановки на светофоре, в заторе, при высадке пассажиров.

«Он вообще не смотрел на дорогу и снес мне дверь». Разбор ДТП во дворе :

Без задней двери остался владелец Volvo XC90 после того, как решил сложить сиденья в припаркованном во дворе кроссовере. Как рассказал Autonews.

ru сам автомобилист Алексей Канавин, все произошло у дома, где он живет — на узкой улице с односторонним движением. Машины здесь паркуются по обе стороны и для проезда остается узкая дорога, где даже легковым автомобилям тяжело маневрировать.

А грузовому транспорту там вовсе приходится проезжать вплотную к машинам на стоянке.

«Моя Volvo стояла у подъезда, я закинул груз в багажник, посмотрел по сторонам, убедился, что дорога пустая, — вспоминает Канавин. — Вокруг никого не было, поэтому я спокойно открыл заднюю дверь, и наклонился вглубь салона.

Я складывал сидения, чтобы все удобнее разместить. Дверь при этом отрыл максимально широко, чтобы точно было очевидно, что дорога закрыта и протискиваться мимо нет смысла.

Я решил: если буду кому-то мешать, мне просто посигналят, тогда я закрою дверь, чтобы пропустить проезжающего мимо».

Канавин раздвигал сидения находясь со стороны проезжей части. Тут автомобиль неожиданно тряхнуло. Оказалось, что по этой улице проезжал таксист на Volkswagen Polo.

«Не снижая скорости он просто «вошел» в открытую дверь передним крылом, снес себе боковое зеркало и прочертил полностью весь бок Polo об распахнутый край двери.

Остановился таксист только после того, как легковушка полностью проехала мимо Volvo XC90. Возможно, водитель такси вообще не смотрел на дорогу.

Дверью собственного автомобиля меня чуть не зашибло, ведь все это время я стоял на земле между дверью и салоном», — рассказал автомобилист.

В итоге получилось так, что у Polo оказался пропорот весь бок, а у Volvo загнуло боковую дверь.

«Сложно понять причину лихачества таксиста — взгляд у него был то ли уставший, то ли еще какой другой, но явно нездоровый. Когда я спросил, зачем он так сделал, таксист ответил, что не увидел распахнутую дверь», — возмутился Канавин, который сразу же вызвал на место ГИБДД.

Ситуацию прибывшие сотрудники ГИБДД оценили совсем не так, как ожидал водитель Volvo. Владелец был полностью уверен, что в ДТП виноват именно таксист — ведь ехал он в жилой зоне, где нужно быть особенно внимательным, а препятствия почему-то не заметил.

Однако полицейские посчитали, что причиной ДТП стали действия самого владельца припаркованного внедорожника: так, согласно п. 12.7 ПДД, запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения. На этом основании инспекторы составили протокол.

Аргументы Канавина о том, что водитель был невнимателен в жилой зоне, полицейские проигнорировали, как и подозрения в том, что таксист мог оказаться пьян.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

 Autonews.ru

«Мне на месте разъяснили, что теперь Volvo придется чинить за свой счет, а таксист с полученной справкой о ДТП сможет обратиться за возмещением в страховую компанию, — поделился водитель. — В отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении таксиста говорится, что я «произвел открытие двери со стороны проезжей части, чем создал помеху и это послужило причиной ДТП».

Я выразил несогласие с формулировкой «произвел открытие», пояснив, что дверь была открыта задолго до аварии. На это сотрудники ДПС указали, что в какой-то момент дверь я все-таки открывал».

  • Водитель недоумевает: «Получается, можно смело въезжать в открытую дверь любого автомобиля, стоящего на проезжей части, и ничего за это не будет».
  • Открытая дверь — не повод ее таранить
  • Сотрудники ГИБДД подошли к делу формально и не разобрались в ситуации, считает представитель Европейской юридической службы Дмитрий Беседин.

«При оценке подобных ситуаций нужно исходить из того, что же стало причиной ДТП, — объясняет Беседин. — Указания сотрудников ДПС на открытую дверь и нарушение п. 2.7 ПДД здесь неправильно.

Так, безусловно, водителю нельзя блокировать дорожное движение, нельзя открывать двери автомобиля, если это создаст помехи другими участникам движения.

Но если водитель все же заблокировал возможность проехать, это не повод для того, чтобы таранить его автомобиль».

ДТП из-за открытой двери автомобиля

 Autonews.ru

Беседин считает, что при описанных событиях, причиной ДТП послужила именно невнимательность таксиста. Он должен был руководствоваться требованиями п. 10.1 ПДД и управлять автомобилем на скорости, которая позволяла бы ему обнаружить опасность и вовремя принять меры для остановки.

«Согласно п. 10.2 ПДД, по жилым зонам и дворам водители имеют право ездить не быстрее 20 км/ч. Кроме того, водитель должен выбрать скорость, которая обеспечивает ему постоянный контроля за движением автомобиля. Что касается открытия дверей во дворе, конечно, открывать их там можно. Однако делать это нужно так, чтобы не создавать помех другим участникам движения», — уточнил юрист.

Дмитрий Дугин также считает, что в ГИБДД подошли к оформлению аварии формально. Он уверен: у водителя есть шанс оспорить постановление. Правда, скорее всего, разбираться придется в суде.

«Инспекторы приехали, увидели открытую дверь и на основании этого сделали свои выводы, не вдаваясь в детали, — заявил Дугин. — Конечно, если бы водитель Volvo открыл дверь прямо перед проезжающей машиной, он был бы виноват. Но тут дверь была открыта заранее, и таксист обязан был ее увидеть».

Что делать, если не согласен с решением ГИБДД

Оказавшимся в подобной ситуации, автомобилистам необходимо обжаловать вынесенное постановление по делу об административном правонарушении — для этого нужно направить обращение вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд. После чего — обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба в результате ДТП.

«В случае отказа страховой компанией в возмещении ущерба, необходимо обжаловать такое решение в досудебном порядке, — советует Беседин. — Если это не поможет, то можно обращаться с исковым заявлением в суд.

В суде необходимо ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы. И тогда уже эксперт будет устанавливать кто все же из участников ДТП виновен в аварии.

На основании этих выводом суд примет окончательное решение».

ДТП из-за открытой двери автомобиля

  1.  Autonews.ru
  2. В свою очередь Дугин советует начать с простого варианта — отыскать свидетелей, которые укажут, что дверь была открыта заранее, найти записи с камер наблюдения и обращаться в суд — он считает, что в ГИБДД не будут тратить время на доскональное рассмотрение всех обстоятельств.
  3. Какие доказательства можно собрать в свою защиту

Эксперт уточняет: при разборе ДТП важно учитывать все обстоятельства. К примеру, водитель может ехать по дороге с явным превышением скорости.

Но если в этот момент прямо перед ним кто-то откроет дверь другой машины, получится, что у водителя не будет реальной возможности избежать столкновения.

В этом случае, по словам Беседина, виновником ДТП станет открывший дверь человек, поскольку он тем самым как раз и нарушил п. 12.7 ПДД.

«Необходимо собрать как можно больше доказательств в свою пользу: свидетельские показания, видеозапись с регистратора и наружных камер, — советует эксперт. — Иногда участник ДТП не может получить нужные ему доказательства самостоятельно.

Например, администрация магазина отказывается выдать запись с видекамер, которые в нужный момент следили за территорией. Тогда следует составить ходатайство и заявить его должностному лицу, например, участковому.

В документе необходимо объяснить, почему так важно получить эту запись».

Если же участник ДТП считает, что другой водитель превысил скорость и это привело к аварии, необходимо заявить ходатайство о проведении трасологической экспертизы.

Смотрите, какая тема — Произошло ДТП из-за открытия двери машины: кто виноват и что делать? Судебная практика

Водитель, разъезжая по дорогам, должен быть предельно внимательным не только в процессе движения, но и в моменты стоянки/остановки или посадки и высадки пассажиров. В такие моменты риск причинить вред другим участникам дорожного движения многократно возрастает.

Когда водитель открывает свою дверь, то он чаще всего смотрит в зеркало и следит за дорогой, но вот пассажиры так поступают редко, поэтому автолюбитель обязан следить еще и за ними. Если не досмотреть за пассажирами, то может произойти ДТП, в котором придётся доказывать свою невиновность.

Ниже в статье мы постараемся разобрать наиболее частые ситуации ДТП с открыванием дверей авто, расскажем, кто виноват и что делать участникам.

Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?

Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно. Переходим к определению ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.

При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.

Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Кто виноват в аварии с открытием дверей автомобиля?

Практика показывает, что вопрос определения вины в ДТП с открытой дверью не такой уж однозначный. В 2021 году можно встретить три различных варианта распределения и установления вины в таком ДТП, а именно:

  1. виноват пассажир, открывший дверь авто,
  2. виноват водитель, в автомобиле которого открыли дверь,
  3. виноват и водитель, и пассажир данной машины.

Чтобы понять, почему так происходит, вспомним основные правила и обязанности и водителя, и пассажира при посадке/высадке.

Итак, приступим!

  • Пассажиры: обязаны осуществлять посадку и высадку только со стороны обочины или тротуара. При этом авто должно полностью остановиться, поэтому им запрещается открывать двери ТС при движении (пункт 5.1 и 5.2 ПДД).
  • Водитель: обязан осуществлять посадку и высадку после того, как авто полностью остановилось, а движение можно начинать, только когда все двери закрыты (gункт 22.7 Правил).

Самые внимательные наверняка уже думают, что тут ни слова не сказано про то, как открывать двери, когда машина уже стоит. Об этом говорится в отдельном пункте, но отнести это к обязанностям или водителя, или пассажира нельзя, он общий.

Самый важный для нас пункт ПДД: запрещается создавать помехи открытыми дверями другим участникам дорожного движения (пункт 12.7 Правил).

Вот и получается, что и водитель должен следить за пассажирами, и сами пассажиры должны действовать, не нарушая Правил дорожного движения. Отсюда и неоднозначная судебная практика по определению виновного в ДТП с открытой дверью машины.

Ситуация №1: Пассажир открыл дверь, в неё въехало другое авто: кто виноват?

Для начала сразу определим, что это не тот случай, когда можно рассматривать вину въехавшего водителя.

Доказывать невиновность придётся только пассажиру и водителю стоявшего авто. Как уже говорилось выше, нарушение могут выявить как у пассажира, так и у водителя. При этом, вменять им будут разные пункты ПДД.

Одни инспекторы пассажиров привлекают по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ (наказание: предупреждение или 500 рублей). На мой взгляд, привлечение по данной статье неправильно, так как имело место ДТП, а, значит, были созданы помехи для движения другим автомобилям. На этот случай есть другая норма ответственности, а именно часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ (санкция: штраф 1000 рублей).

Водителей, как правило, привлекают по части 4 или 6 статьи 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки, а пункт ПДД, который они нарушили, указывают 12.7.

Но привлечение, например, пассажира к административной ответственности ещё не гарантирует, что водитель останется невиновным.

В 2021 году судебная практика в основном идёт по пути возложения вины и ответственности на водителя транспортного средства, даже когда есть «админка» на пассажира.

Дело в том, что водитель – не простой участник дорожного движения, а владелец источника повышенной опасности, отсюда и «повышенная» ответственность за всё происходящее с машиной.

Если вы оказались в таком ДТП со стороны стоящего автомобиля, из которого выходил пассажир, открывая дверь, то есть небольшая вероятность успешного для вас исхода дела, если вы поставите вопрос о нарушении водителем двигавшегося автомобиля необходимого бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

Определения бокового интервала нигде нет. Однако, существует методический расчёт в судебной технической экспертизе. Согласно такой методической информации, при объезде препятствия необходимое значение бокового интервала рассчитывается по следующей формуле:

D = 0,35 + 0,005×V1

Где V1 – это скорость объезжавшей машины. Например, при значении V1 – 40 км/ч, безопасный боковой интервал будет считаться по формуле: 0,35 + 0,005×40, то есть будет равен 0,55 метров или 55 сантиметров, чего вполне достаточно, чтобы прибавить расстояние в ширины стоящего автомобиля плюс открытая дверь.

Но здесь главное – попытаться убедить судью, что если бы водитель опережающего автомобиля соблюдал безопасный интервал, то мог бы избежать ДТП даже при внезапном открытии двери стоячей машины, не предвидя такого действия водителя или пассажира. Это, к сожалению, далеко не всегда представится возможным, так как вопрос у судьи должен стоять в том, чьё нарушение находилось в более прямой причинно-следственной связи с происшествием.

Ситуация №2: Ударили дверью на парковке

Под данную формулировку ситуации можно подобрать много различных ситуаций, в которых могут виновными признать разных участников. Приведём примеры.

  1. Одно авто стоит на парковке уже давно без водителя, второе только подъехало. И соседнюю машину ударяет дверью водитель второй машины.
  2. Во втором примере та же ситуация, но дверью повреждает чужое авто уже пассажир.
  3. Обе машины долго стоят на парковке, и в момент, когда в одно из них осуществляется посадка, кто-то ударяет открытой дверью.
  4. Машины стоят на стоянке, но в них никто садиться не собирается, а распахнул дверь, чтобы что-то положить или забрать.
  5. Открытая дверь одного авто не касается второго, но во второй машине кто-то тоже открывает свою и ударяет чужой автомобиль.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Это не все варианты, ещё можно придумать и сильный ветер, и каких-нибудь прохожих… Но в общем, практика распределения виновных здесь очень сильно зависит от конкретных обстоятельств и факторов, при которых произошло ДТП – кто во что горазд на парковке со своим автомобилем.

Во всех этих ситуациях виновных необходимо будет выявлять в зависимости от их обязанностей и обстоятельств произошедшего. Вину могут возложить и на пассажира, и на водителя, универсальной формулы здесь, увы, нет.

В некоторых случаях это будет считаться ДТП. Например, когда один из автомобилей только подъехал. В других говорить о дорожно-транспортном происшествии можно с большой натяжкой…

Если удастся доказать, что участники инцидента садились в машину и собирались уезжать, и это действие, которое в совокупности относится к дорожному движению.

В противном случае это просто дорожный инцидент, в результате которого был причинён какой-то ущерб.

Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина

С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.

И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.

Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.

Ситуация №4: Если въехал велосипедист

Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».

В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.

В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.

В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.

В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется.

Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП.

 Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Что делать при ДТП с открытой дверью?

При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.

Вот основные из них:

  1. включить аварийку, выставить знак аварийной остановки;
  2. не перемещать машину;
  3. не перемещать и не убирать какие-то осколки или детали;
  4. вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие, полицию.

В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.

Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.

Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.

Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.

Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.

Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.

Судебная практика

Про общие тенденции в судебной практике по ДТП с открытой дверью я уже рассказал немного выше. Ниже будут приведены некоторые акты, из которых будет видно, чем руководствуются суды, вынося то или иное решение.

  1. Судебные акты всех инстанций по обжалованию административного штрафа на пассажирку авто. Её привлекли по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.
  2. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по делу №33-10146/2019 от 22.03.2019 года. Здесь дело интереснее. У пострадавшего авто было КАСКО. Страховая выплатила ущерб и хотела взыскать по суброгации с пассажирки машины, которая открыла дверь. Но суд отказал, так как установил вину водителя и отправил страховщика за возмещением по ОСАГО водителя виновного автомобиля.
  3. Решение Санкт-Петербургского городского суда по административному делу №12-245/2018 от 22 марта 2018 года. Водитель открыл дверь, в которую въехал велосипедист. Его привлекли по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ и лишили прав на 1 год и 6 месяцев. Водитель указывал, что якобы велосипедист нарушил ПДД, и на другие нарушения при рассмотрении дела, но это ему, к сожалению или к счастью, не помогло.
  4. Решение Санкт-Петербургского городского суда по делу №7-249/2020 от 18 февраля 2020 года. Водителя машины привлекли к ответственности по части 6 статьи 12.19 КоАП РФ. Он открыл дверь машины, в которую въехал троллейбус. Доводы о нарушении водителем троллейбуса пункта 9.10 ПДД РФ по части бокового интервала не убедили суд, и жалобу автомобилиста оставили без удовлетворения.
  5. Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу №33-1639/2020 от 30 января 2020 года. Регресс с водителя, не вписанного в ОСАГО, требовала страховая компания владельца виновного ТС. При этом, дверь в машине открыл пассажир. Водитель ссылался на важное Постановление Пленума Верховного суда РФ, но суды не приняли его довод во внимание.

По поводу Постановлений Пленума нужно сказать отдельно, так как они немного противоречивые.

В далеком 2010 году, был принят Пленум по вреду здоровью (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1), в котором, ко всему прочему было указано следующее:

При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).

Именно на этот абзац ссылался водитель авто в последнем акте судебной практики. Если учитывать написанное в Пленуме, тогда ответственность за открытую дверь пассажиром на водителя возложить нельзя.

Но есть и другой документ. ППВС РФ №58 по ОСАГО от 26 декабря 2017 года. В его пункте 12 изложено следующее:

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.

Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).

Как мы видим из судебной практики, суды неохотно вникают в то, являлось ли стоящее ТС источником повышенной опасности, проявляет ли свои вредоносные свойства и является ли открытая дверь авто проявлением таких свойств. Но это аргумент, который сможет освободить водителя машины от ответственности за действия нерадивого пассажира, если получится доказать суду, свою позицию.

Кто виноват в ДТП с открытой дверью, и кто возмещает ущерб

Нередко в авто с открытой дверью, стоящее на обочине, врезается проезжающий мимо автомобиль. Есть 3 типичные ситуации, при которых квалификация действий и обязанности оплатить будут разными. Что нужно помнить, так это факт, что в данном случае речь идет о ДТП со стоящим автомобилем с открытой дверью. Если авто с дверью двигалось, возможны другие варианты.

Дверь открыта у водителя, авто стоит

Если авто останавливается, дверь открывается и доказано, что водитель проезжающей мимо машины не мог видеть процесс открытия двери, стоит понимать, что виноват тут водитель стоящего авто.

Именно он создал помеху движению. Хотя был обязан посмотреть, куда именно открывается дверь, и каким образом будет решаться вопрос с объездом.

Если будет установлено, что водитель видел машину, едущую мимо, он виноват в ДТП.

ДТП из-за открытой двери автомобиля

Когда дверь была открыта уже некоторое время, вся сцена ДТП — проблема водителя, который ехал мимо. По правилам именно он должен быть отслеживать габариты авто, мимо которого движется.

В этом случае оплатит ремонт компания, предоставляющая ОСАГО.

Дверь открыта у пассажира

В этом случае тоже имеет значение давно или недавно открыта дверь. Если давно, то виноват водитель проезжающего авто и именно он должен был отслеживать габариты стоящего автомобиля. Если же дверь открылась, пассажир не посмотрел, то виноват не водитель стоящего авто, а пассажир.

Исключением является случай, когда пассажир — несовершеннолетний ребенок. Тогда считается, что его действия должен был контролировать родитель или законный представитель. И он же будет являться лицом, возмещающим ущерб при ДТП.

Так как ответственность пассажира не страхуется по российскому законодательству, он возмещает ущерб лично.

Итак, если дверь открыта давно и водитель проезжающей авто мог видеть это, виноват он. Если недавно, и водитель, который открыл дверь, причинил неудобства другим участникам дорожного движения — ущерб причинил водитель стоящего авто. А в случае с пассажиром действуют те же правила, только его вред не покрывается страховкой.

Встречали такие ДТП? Кто оплачивал ущерб?

Все тест-драйвы

Сосед помял дверью своей машины мою. Как возместить ущерб?

На парковке возле дома сосед открыл дверь своей машины и при этом помял мою.

Ремонт стоит дорого, и я считаю, что раз сосед виноват, то он должен возместить ущерб. Но как все правильно оформить, чтобы потом не было проблем? Обязательно ли вызывать ГИБДД или можно просто устно договориться?

Ольга

Но проблема решаема. На самом деле документы, которые могут понадобиться в такой ситуации, и инструкцию, как их заполнять, почти каждый водитель возит в своем автомобиле. Я расскажу, как они выглядят и что делать.

Судя по письму, сосед открыл дверь своей машины на стоянке и поцарапал вашу. Теперь вам придется красить машину, а возможно, и выправлять кузовные детали.

Это недешево. В моем городе, например, покрасить дверь стоит от 5000 Р. Если придется править металлические детали, выйдет еще дороже. В любом случае вам причинен материальный ущерб.

Все зависит от того, стояла машина соседа или двигалась в тот момент, когда открылась дверь.

Но виновнику все равно придется возмещать причиненный вред — по гражданскому кодексу. Добровольно он будет это делать или через суд, зависит от того, сумеете ли вы договориться.

Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Чаще всего в инструкциях советуют зафиксировать произошедшее на фото и видео. Это правильно: на снимках и видеозаписи замечательно видно повреждения автомобиля. Поэтому и фото, и видео нужно делать обязательно.

Если есть свидетели, тоже хорошо. Они могут подтвердить, кто участвовал в происшествии.

Но главный недостаток фото, видео и свидетелей в такой ситуации в том, что они не фиксируют договоренности, то есть кто и кому должен возмещать ущерб.

В статье 161 гражданского кодекса четко сказано: любую сделку на сумму свыше 10 000 Р нужно заключать в письменной форме.

Так что если сосед устно согласился оплатить ремонт вашей машины, но вы это нигде не зафиксировали, готовьтесь к тому, что он может отказаться. Даже если он соглашался при свидетелях и под видеозапись, не факт, что суд признает это доказательством.

Я рекомендую в любой ситуации, когда автомобиль поврежден, заполнять извещение о ДТП. Покупать его необязательно. Обычно его прикладывают к полису в страховой компании. Либо его можно скачать с сайта РСА и распечатать.

Извещение всегда может подтвердить, что страховой случай произошел. А что с ним делать дальше, нужно смотреть по ситуации. Можно отнести извещение в страховую компанию. Если случай признают страховым, вы получите выплаты.

Если не признают, с этим же извещением можно обратиться к юристам для подготовки иска или сразу в суд.

Кстати, даже для выдачи судебного приказа такое извещение о ДТП с долговой распиской виновника на обороте — вполне достаточное основание.

Алгоритм действий в такой ситуации должен быть следующим.

Допустим, вы увидели, как сосед поцарапал дверью своей машины вашу. Даже если хочется поговорить с ним на повышенных тонах, попробуйте сдержать эмоции и спокойно обсудить вопрос. Это может помочь обойтись без судебных разбирательств.

Вам нужно решить, как сосед может возместить ущерб. Оптимальный вариант — добровольный, но он же и самый рискованный. Допустим, человек на месте согласится выплатить, например, 10 000 Р, а ремонт потом окажется дороже.

Поэтому я рекомендую всегда держать в машине несколько визиток автосервисов. Преимущество лучше отдавать тем, с которыми можно связаться с помощью мессенджеров.

Им можно отправить фотографии повреждений и сразу получить примерную стоимость работ.

Возможен и другой вариант: виновный отказывается от всего. Говорит, мол, ничего не знаю, платить не буду, денег нет, и вообще ничего вы со мной не сделаете. Тогда можно вызвать полицию.

За умышленную порчу имущества, если нет значительного ущерба, предусмотрена административная ответственность. Санкция — штраф от 300 до 500 Р. Умысел, правда, придется доказать, и не факт, что это получится.

Виновник может сослаться на то, что повредил машину по неосторожности. Но в любом случае сотрудники полиции зафиксируют произошедшее и возьмут объяснения.

На мой взгляд, привлекать виновного к административной ответственности стоит только в исключительном случае, например в воспитательных целях за хамство. Если получается договориться мирно, пусть он лучше оплатит ремонт.

На заполнение извещения о ДТП редко требуется больше 30—40 минут. Это время не будет потеряно зря: у вас на руках окажется документ, который имеет юридическую силу и, возможно, сбережет ваши деньги.

С самостоятельным оформлением, казалось бы, все немного сложнее. Но тут снова приходит на помощь бланк извещения о ДТП. Формат бланка позволяет даже неподготовленному человеку подробно описать все, что произошло на дороге. Достаточно заполнить в нем все поля и поставить в нужных местах галочки.

Деталей я не знаю, но схема происшествия в вашем случае может выглядеть примерно так:

Даже если этот бланк извещения никогда не попадет в страховую компанию, он вполне может быть доказательством в ходе рассмотрения гражданского иска.

Преимущества такого способа фиксации следующие:

  1. Лист чистой бумаги, чтобы сосед мог написать долговую расписку, есть не в каждой машине. А бланк извещения имеется практически у всех. Да и закон не запрещает писать долговую расписку на бланке извещения.
  2. Не нужно придумывать, как описать происшествие. Просто поставьте галочки в нужных местах.
  3. В бланке есть специальные графы, где можно указать место происшествия, полные данные участников. Дана подробная инструкция, как нарисовать схему.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Кто виноват в ДТП с открытой дверью машины

Вроде всё ясно: неудачно дверь открыл — сам себе проблем нажил. Но если учесть все моменты, то виноват уже, вроде бы, и не ты.

Недавно с моим знакомым произошла неоднозначная ситуация. Я долго ломал голову, кто прав, кто виноват, но так и не въехал.

Суть в следующем. Водитель двигался на своей легковушке по 4-полосной дороге. Остановился на обочине, чтобы, как он, сказал, покурить. Поднял ручник, включил аварийку и отбежал в кусты. Поскольку он не собирался отсутствовать долго, то не стал закрывать дверь, а просто прикрыл. Ну, как прикрыл, точнее не до конца закрыл. По его словам — остался зазор на 10 см.

В то же время, по той же крайней полосе проносилась «Газель» и зацепила эту дверь. Притёрлась своим зеркалом и колесом. У неё зеркало снесло, а у задетой машины углы двери замялись и деформировались.

Водители бычить между собой не стали — у обоих есть ОСАГО, разошлись культурно. Но мнения ГИБДД и аварийных комиссаров разделились. Первые кричат, что виноват мужик, не закрывший дверь, и это 100%, без сомнений. А комиссар сразу сказал, что не всё так просто.

Въехали в открытую дверь

Моя первая мысль была такая: на дороге не бывает двери открытой «чуть-чуть», она либо открыта, либо закрыта. И если две машины не разошлись, значит эти «10 сантиметров» всё же создали помеху.

Гаишники ссылаются на ПДД, пункт 12.7 — порядок остановки и стоянки. Там написано, что тот, кто открыл дверь, он и виноват. Нельзя создавать помеху другим транспортным средствам, и всё такое. Виновный заплатит штраф, а тот, кому неудачно открытая дверь нанесла ущерб, получит страховку по ОСАГО.

Вроде бы всё складно. А давайте включим голову и посмотрим с другой стороны. Тогда ситуация заиграет новыми красками.

У меня никак не срастается логика: как газель могла снести зеркало, да ещё и колесом притереться. Получается, насколько вплотную она шла к стоящей машине? Практически облизала.

Поэтому аварийные комиссары и сделали свой вывод. Они-то сразу вспомнили про такую штуку, как боковой интервал. Обязанность водителя — двигаться так, чтобы до ближайших автомобилей сохранялось безопасное расстояние. Это ПДД пункт 9.10.

Дорога там, как я понял, была широкой, 2 полосы. Так чего газелист прилепился к самому краю? Он видел припаркованную машину, даже мог заметить, что дверь прикрыта не плотно. То есть имел возможность сместиться влево, но не сделал этого. Значит, виноват он. За это его надо оштрафовать на 1500 тыс. руб. по ст. 12.15, ч. 1. И про компенсацию пусть даже не заикается.

Адекватные водители знают, что у припаркованной машины дверь может распахнуться в любой момент — ветром открыло или просто водитель выскакивает на проезжую часть, не покрутив головой. Поэтому и держаться от них нужно как можно дальше.

Увидел, что на обочине кто-то стоит — прими влево, тебе же лучше будет. Там хоть посреди дороги путь раскорячится, но ты обязан аккуратно объехать, а не переть на таран.

В этой нелепой ситуации кто-то порадуется, что водитель «газели» просто исполнил мечту многих.

Мне самому столько раз приходилось объезжать таких «хозяев жизни», которые распендосят двери и им нормально, а остальные, как хотят. Типа, не трамваи, объедут.

Всегда думаешь: что, было трудно закрыть свою калитку? И всё равно объезжаешь: на дороге правда у того, кто избежит проблем и не устроит ДТП.

Короче, складывается картина, что виноват газелист. Но в целом ничего не понятно. Одно я точно уяснил в этой ситуации: курить вредно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector