Добавлен новый приказ Министерства транспорта

До конца 2020 года организацию работы водителей регулирует приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Однако с 2021 года он перестаёт действовать, так как попал под т. н. регуляторную гильотину и ему на смену принят новый приказ Минтранса «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

В новом  приказе Минтранса с 2021 года не предусмотрено ежемесячное составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Важно

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

ПРИКАЗ МИНТРАНСА ОТ 20.08.2004 № 15 НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов – не более 8 часов.
Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени.
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых.

В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Важно

С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов.

Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут.

При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Читайте также:  Список камер видеофиксации на дорогах Москвы

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Новые правила оформления путевого листа

С 1 марта 2019 года действуют изменения, внесенные Приказом Минтранса России от 21.12.2018 № 467 в Приказ Минтранса России от 18.09.

2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12414) (далее — Приказ № 152).

Сегодня разберемся, как оформлять путевые листы «по-новому», а также коснемся правил оформления путевых листов, оставшихся без изменений.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — закон № 196-ФЗ) прямо не предусмотрена обязанность оформления путевых листов.

Однако, в силу пункта 2 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также перемещение лиц (кроме водителя) и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 (далее — Правила), и проводить (согласно установленному перечню) мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации.

Пунктом 29 Правил установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

Документом, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, является путевой лист (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон № 259-ФЗ)).

Статьей 6 Закона № 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

При этом, напомним, что Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 09.03.2017 № 309-КГ17-1326 еще раз указал: если лицо осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона № 196-ФЗ.

Рекомендуем воспользоваться унифицированной формой, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» либо самостоятельно разработать соответствующую форму, которая должна содержать обязательные реквизиты.

Требования к обязательным реквизитам путевого листа выглядят следующим образом:

  • наименование и номер путевого листа — указывается тип транспортного средства (путевой лист легкового автомобиля, например), номер указывает в заголовочной части в хронологическом порядке;
  • сведения о сроке действия путевого листа — дата (число, месяц, год), на которую путевой лист может быть использован, в случае оформления более чем на 1 день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
  • сведения о собственнике/владельце транспортного средства — организационно-правовая форма, наименование, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
  • сведения о транспортном средстве:
  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства и прицепа,
  • государственный регистрационный знак транспортного средства и прицепа,
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного ТС по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку. С 1 марта 2019 года можно не заверять штампами показания одометра, достаточно подписи ответственных лиц,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства. Проводить техконтроль должен контролер, соответствующий Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Однако, не обязательно иметь в штате такого контролера. Указанную функцию можно возложить либо на стороннюю организацию, либо на водителя в порядке совмещения;
  • сведения и водителе:
  • фамилия, имя, отчество водителя,
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Организация может разработать форму данного журнала самостоятельно либо воспользоваться типовой межотраслевой формой 8 «Журнал учета движения путевых листов», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Оформленные путевые листы организация должна хранить как минимум пять лет.

Следует уделить внимание новым положениям о периодичности оформления путевого листа.

Предварительно отметим, что в законодательстве не дано определение рейса. Но обычно под рейсом понимают промежуток времени, начиная с выезда транспортного средства с места постоянной парковки, и до его возвращения обратно.

В предыдущей редакции Приказа № 152 оформление путевого листа было возможно на один день или срок, не превышающий одного месяца. По новым правилам путевой лист нужно оформлять:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Следовательно:

  • если водитель поехал в один рейс, но на 2 дня, то его рейс составляет 2 дня и выдается 1 путевой лист;
  • если водитель развозит продукцию по нескольким точкам и на место постоянной парковки не возвращается, то у него получается в течение одного дня один рейс и требуется только один путевой лист;
  • если водитель развозит продукцию по нескольким точкам и на место постоянной парковки возвращается, то у него получается в течение одного дня несколько рейсов, но в течение одной рабочей смены и будет возможным оформление одного путевого листа;
  • если в течение срока действия путевого листа одно транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то на него может оформляться несколько путевых листов, отдельно на каждого водителя.

Предрейсовый (предсменный) осмотр

Также, с 21 декабря 2018 года вступили в силу изменения в статью 20 Закона № 196-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 20.12.

2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Начиная с указанной даты, учреждения, использующие для собственных нужд автобусы и грузовики, обязаны проводить предрейсовый и предсменный контроль состояния данных транспортных средств, порядок проведения которых регламентируется Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

  • Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.
  • Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.
  • Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пункт 16.1 Приказа № 152).

Указанные данные о прохождении предрейсового осмотра заверяются подписью лица, проводившего соответствующий осмотр. В предыдущей редакции правил оформления путевых листов отметка о проведении медосмотра заверялась еще и штампом.

Однако, в отсутствие такого указания имеются определенные противоречия в нормативных актах, так как пунктами 16 и 17 Приказа Минздрава РФ от 15.12.

2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» до сих предусмотрено, что по результатам предрейсового, послерейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп, например: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Поэтому, до внесения соответствующих изменений в приведенный нормативный акт для предотвращения спорных ситуация советуем проставлять такой штамп.

Таким образом, заполнение путевых листов с учетом внесенных изменений не является затруднительным, однако, необходимо учитывать обязательные реквизиты и периодичность оформления путевых листов.

Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей

С 1 января 2021 года вступят в силу новые нормы рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Нормы утверждены приказом Минтранса от 16.10.20 № 424.

Читайте также:  Регресс по осаго с виновника дтп в 2021 году

В приказе, среди прочего, уточнено понятие рабочего времени водителя, а также увеличен максимально возможный период беспрерывного вождения. Приказ Минтранса от 20.08.

04 № 15, которым утверждено действующее Положение об особенностях режима труда и отдыха водителей, утратит силу.

Новые правила обязательны для:

  • работодателей (организаций и ИП);
  • ИП, которые управляют автомобилем самостоятельно (то есть сами являются водителями).

При этом приказ не распространяется на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования,
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны,
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Заполнить и распечатать путевой лист со всеми обязательными реквизитами

Рабочее время водителя

Как и прежде, рабочее время водителя будет включать в себя:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • иное время, предусмотренное законодательством РФ, локальным актом, трудовым или коллективным договором.

А вот время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, теперь не будет считаться рабочим временем. (Напомним, что ранее время охраны груза и присутствия в кабине включалось в рабочие часы).

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В таком случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Непрерывное вождение и специальный перерыв

Не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем водитель должен будет сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут. При этом специальный перерыв можно будет делить на части: 15 и 30 минут.

Напомним, что ранее беспрерывно находиться за рулем можно было не более 4 часов, а специальный перерыв составлял 15 минут (также см. «Перевозчики должны пересмотреть режим труда и отдыха своих водителей»).

Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Попробовать бесплатно

Минтранс выпустил новый приказ, усложняющий жизнь водителям и предпринимателям

Если я ошибаюсь, то, пожалуйста, аргументируйте в х.

Новый приказ про путевые листы — это только половина беды (Приказ Минтранса России от 11.09.2020 №368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»). Ну добавились несколько граф:

Виды сообщения (ст 4 закона № 259-ФЗ) могут быть следующими:

  • Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляемые в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
  • Перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов.
  • Перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
  • Перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
  • Перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением границы, в том числе транзитом.
  • Виды перевозок (ст 5 закона №259-ФЗ )подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
  • Проект «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».
  • Здесь всё просто — каждый день вести журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств.

Новые особенности учёта рабочего времени водителей.

И эти особенности касаются не только наемных водителей, но и самостоятельных грузоперевозщиков ИП.

9 декабря 2020 зарегистрирован Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»

В приказе есть исключения: водители госслужащих, международные перевозки, по территории предприятия.

# Категорию самозанятых в приказе не поминают

Нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Но можно вести суммированный учет на период (от 1 месяца до 3х). Например, в месяце не более 40ч*4недель=160ч и не более 10 ч рабочих в день (+2 часа на завершение перевозки). Вахтовикам и водителям на маршрутках можно до 12 часов в день.

  1. Рабочее время (не более 10ч+искл) равно =
  2. + не посредственно вождение;
  3. + перерывы;
  4. + какие-то работы, не связанные с управлением (медосмотр, простой, погр-разгрузка)
  5. Если Вы отъездили 10 часов, потом отдыхали менее 24 часов, то следующая поездка короче на час — 9 часов (+2ч можно добавить на завершение перевозки).

Ну короче, там ещё много разных ограничений по часам, не буду заваливать статью информацией. Кому интересно — прочитает закон.

вождение в неделю не более 56 часовдве недели подряд — 90 часовперерыв минимум 30 мин

штрафы

  • на водителя в размере от 1500 -2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 15000 до 25000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20000 до 50000 рублей.

Что думаете? Поможет сократить ДТП? Удачи на дорогах!

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36) | Новости компании «АвтоТахограф»

Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии.

Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать вместо приказа №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию. Но обо всем подробнее.

Итак, рассмотрим последние изменения, которые были внесены в приказ Минтранса №440.

Но сначала остановимся на вопросе: какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами согласно приказу Минтранса №440?

Напомним, что нужно устанавливать тахографы на следующие категории транспортных средств:

  • Грузовые автомобили, эксплуатируемые физическими лицами, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (N1)
  • Транспортные средства категории N2, N3 эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.
  • .

ИСКЛЮЧЕНИЯ: виды транспортных средств, которые НЕ подлежат обязательному оснащению тахографами

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Требования к тахографам

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Читайте также:  Особенности организации дорожного движения в Испании

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин «настройка».

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения…» изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению….».

Новые термины

  • Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:
  • Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.
  • Мастерская — сервисный центр.
  • Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

Новые нумерации законов в области тахографии

до конца 2020г. с января 2021г.
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…”

Требования к пунктам ТО смягчат новым приказом Минтранса

Минтранс разместил на regulation.gov.ru новую редакцию ведомственного приказа № 232 c требованиями к пунктам техосмотра (ПТО), которые начнут действовать с 1 сентября 2021 года. Первая редакция была размещена в феврале, доработанная версия на днях получила положительное заключение об оценке регулирующего воздействия Минэкономики.

Часть изменений касается зданий: обязательные системы водоснабжения и канализации из приказа исключаются, отопление становится опциональным.

Допустимая высота помещения уменьшается с 3,5 метра до 3,3 м в случае, если на ПТО проверяются грузовики массой до 3,5 тонны и есть осмотровая канава.

Разрешенная глубина осмотровой канавы в ряде случаев уменьшается с 1,5 м до 1,3−1,1 м.

Если нет возможности использовать подъемник или канаву, то можно применять эстакаду, при этом она должна обеспечивать безопасный заезд (съезд) автомобилей на рампу.

Исключается требование, согласно которому на каждую диагностическую линию должно быть по одному диагностическому прибору (дымомеру, люфтомеру, течеискателю и т. д.): достаточно одного устройства на весь пункт. Также будут пересмотрены требования к тормозным стендам, приборам для определения люфтов и проверке света фар.

О планах Минтранса ввести новые требования к ПТО стало известно еще летом 2020 года, когда ведомство утверждало 232-й приказ с отложенным сроком вступления в силу. Уже тогда эксперты указали на недостатки документа.

Выяснилось, что многие здания, в которых годами расположены ПТО, под новые требования не подпадают, а перестройка стоит дорого. В ряде случаев для соответствия нормативам помещениям не хватает нескольких десятков сантиметров.

Минтранс согласился доработать документ, но к старту «большой реформы ТО» и дате вступления в силу приказа — 1 марта 2021 года — выполнить работу не успел. О самой реформе «Ъ» неоднократно рассказывал: помимо новых требований к пунктам введено обязательное фотографирование автомобилей во время диагностики, а также электронные диагностические карты.

Пока что действуют «старые», более жесткие требования к пунктам, их проверяет Российский союз автостраховщиков (РСА) в рамках подтверждения аккредитации операторов ТО.

Уже были случаи, когда компаниям отказывали в выдаче аттестата аккредитации на основании действующих норм, рассказал «Ъ» заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов.

«У нас выбора нет, документ-то действует. Новые требования мы поддерживаем. Это даже не смягчение, а введение более объективных и разумных требований к ПТО», — говорит господин Ефремов.

Глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков проект также поддержал, назвав действующие требования «избыточными и бессмысленными».

Нередко, говорит он, ПТО входит в состав зданий дилерского центра, поэтому отдельной системы водоотведения и канализации там нет и не требуется.

Действующие требования, как и изменения в 232-й приказ, не учитывают мнение профессионального сообщества, считает председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов. «Выглядит так, как будто они продиктованы интересами конкретных производителей», — делится господин Ахъядов.

Эксперт также заметил, что приказ Минтранса в новой редакции содержит «внутренние противоречия», из которых неясно, можно ли использовать подъемник вместо эстакады на пунктах, проводящих проверку грузовых автомобилей и автобусов.

Раппа Ахъядов назвал «нормотворческой чехардой» ситуацию, когда РСА аннулирует аттестаты из-за действующих требований, часть из которых отменят в сентябре: «Кто ответит за десятки, а может и сотни операторов, прекративших свою деятельность с марта по сентябрь из-за того, что Минтранс не успел внести изменения в приказ?».

Напомним, что постановлением правительства № 275 диагностические карты, действие которых закончилось до 1 февраля 2021 года, продлены на полгода (как минимум до 1 октября). Несмотря на мораторий, многие граждане все равно приезжают провериться: сейчас в системе МВД зарегистрировано порядка 1,7 млн диагностических карт, оформленных с 1 марта.

Премьер Михаил Мишустин поручил до октября отладить работу систему ТО таким образом, чтобы исключить сбои и «неудобства для граждан». РСА предложил законодательно отвязать ОСАГО от техосмотра, идею концептуально поддержал Банк России, но решения не принято.

Совет федерации предложил исключить РСА из процесса контроля пунктов техосмотра, передав полномочия союза Росаккредитации: законопроект сенатора Андрея Кутепова находится на анализе в Минэкономики.

Федеральная антимонопольная служба готовит новую методику по расчету тарифов для техосмотра (операторы требуют пересмотреть ее, чтобы работать по экономически обоснованным ценам), но документа не представлено, хотя проект был проанонсирован службой еще в 2020 году.

Одновременно с этим продолжается так называемая торговля ТО: в сети несложно найти предложения купить диагностическую карту без фактической проверки машины, ГИБДД признала, что мошенничество возможно.

Ведомство уже отслеживает незаконный ТО и аннулирует незаконно выданные диагностические карты. В общей сложности, по данным «Ъ», с 1 марта аннулировано около 300 карт.

Во время загрузки произошла ошибка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector