Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года Сегодня потребность перевозить большие грузы очень возросла. Для этого используют транспорт с повышенными требованиями грузоподъемности. Негабаритный груз выступает за габариты автомобиля и превышает нормы ПДД. Он имеет определенные размеры:

  • по длине не должен превышать 20 метров;
  • по высоте 4 м;
  • по ширине он должен быть 2,55 метра.

Если эти параметры превышены, то для того, чтобы можно было перевозить негабаритный груз, необходимо получить специальное разрешение, регламентирующее его транспортировку. Если водитель занимается перевозкой без этого документа, он нарушает ПДД и несет ответственность в виде штрафа, установленного законом, или лишается прав вождения автомобиля.

Давайте рассмотрим, какой будет размер штрафа за неправильную транспортировку негабарита. Существуют разные виды штрафа за неправильную перевозку негабаритного груза:

  • когда перевозка осуществляется без специального разрешения;
  • когда перевозят без соблюдения правил перевозки грузов.

Согласно ПДД, перевозить негабаритные грузы необходимо по установленным правилам, руководствуясь стандартами и выполняя требование ПДД.

Их можно перевозить при определенных условиях, следить за тем, чтобы груз:

[2]

  • не мешал водителю управлять автомобилем и не закрывал ему обзор дороги;
  • не загрязнял окружающую территорию и не мешал остальным участникам дорожного движения.

Существуют определенные требования по скорости движения с негабаритом. При движении автотранспорта с негабаритом по дороге скорость должна быть не больше 60 км/час, а на мосту не более 15 км/ч. Водитель также не имеет права ехать по другому маршруту. Если он нарушит правила перевозки негабаритного груза, ему придется это нарушение устранять. В случае игнорирования правил он заплатить штраф.

Есть несколько видов штрафов за неправильную перевозку грузов. Сколько за них нужно платить? Это штраф:

  • при перевозке тяжелого или негабаритного груза без специального документа, или когда водитель отклонился от разрешенного в документе маршрута, то штраф взимается в сумме 2 000 рублей, а также у него могут забрать на пол года права и арестовать транспортное средство;
  • если перевозимый груз превышает габариты на 10 см, чем размеры, записанные в разрешении, то водителю грозит штраф в 2 000 рублей;
  • за все остальные нарушения перевозки грузов нужно платить штраф 1 500 рублей.

Должностные лица, отвечающие за перевозку негабарита, в случае нарушения заплатят штраф в сумме 10 000 рублей, а юридические – заплатят 250 000 рублей.

Любой штраф за неправильную транспортировку негабаритного груза может закончиться административной ответственностью компании перевозчика.

Обязательно на машине, перевозящей груз, будет это газель или легковая, нужно установить знак перевозки негабаритного груза. Для перевозки негабарита на легковом автомобиле тоже существуют свои нюансы и правила. Сейчас мы их рассмотрим и узнаем, как избежать штрафов.

В Правилах дорожного движения отмечено, что перевозимый груз, который выступает за габариты транспортного средства с разных сторон меньше, чем на метр, или по бокам меньше на 40 см, можно не маркировать.

В том случае, если габариты больше указанных размеров, то водитель обязан поставить соответствующий знак. Если у него нет такого знака или он не может его закрепить, тогда нужно на груз повесить красную ленточку. В ночное время на него дополнительно устанавливается белый фонарик.

Максимальная скорость груженой машины должна быть не более 100 км/ч, а на повороте ее нужно снизить до 20 км/

ч. Нагрузка на крышу должна не превышать 70 кг.

Перед тем как ехать в дорогу, нужно обязательно проверить крепления, которые держат груз на багажнике, удостовериться в том, что он хорошо закреплен.

Груз необходимо распределить равномерно, чтобы центр тяжести находился как можно ниже. Небольшой тяжелый груз нужно разместить ближе к краю крыши. Во время поездки необходимо проверять все крепления.

В ходе продолжительной поездки при хорошей дороге состояние креплений нужно проверять каждые два часа. Если дорога неровная, такая проверка проводится каждый час.

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

Какой размер штрафа платят водители, если неправильно перевозят негабаритный груз или транспортируют его без разрешения в 2019 году? Изменился ли он? Штраф за негабаритный груз составляет 2 000 — 2 500 рублей для обычных водителей.

Для должностных лиц, которые отвечают за перевозку, он будет 15 000 рублей, а юридические лица уже платят 500 000 рублей.

Если водитель не имеет возможности правильно размещать груз, ему нужно остановиться и устранить проблему или вообще отказаться от движения.

Нужно быть внимательным и соблюдать все правила перевозки негабарита, чтобы не попадать под действие статьи КоАП 12.21 ч. 1 и не платить штраф в сумме 500 рублей.

Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения назначается при несоблюдении условий, прописанных в основных положениях правил дорожного движения. При этом требуется правильно определить понятие термина и выяснить допустимые размеры перевозимых багажей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61 Это быстро и бесплатно !

Характеристика негабаритного багажа

Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов относят к багажу негабаритного типа, так как он значительно превышает установленные размерные нормы. Перед осуществлением перемещения необходимо определить основные характеристики данного понятия:

Важно! Наказание за перевозку негабаритного груза зависит от вида используемого грузового транспорта. В этом случае ПДД точно определяет размерность по определённым установленным габаритам.

Характеристики негабаритного багажа:

  • высота, превышающая 2,5 метра;
  • вес массой более 38 тонн;
  • длина более 24 м;
  • ширина, превышающая 2, 55 м.

Читайте так же:  Очередность наследования по закону

Осуществление перевозки на небольших грузовиках требует отдельного расчёта размеров по габаритам. Вышеописанные параметры предназначены для больших транспортных средств.

Понятие негабаритного багажа имеет довольно субъективные условия, но в то же время базируется на таких основаниях:

  • выступление за границы более чем на 40 см по бокам и 100 см в передней и задней части;
  • превышение допустимой массы для представленного транспортного средства.

Наложение штрафных санкций за перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза возможно при несоблюдении правил, которые прописаны в ПДД РФ.

Перечень правил по перевозке

Перевозка негабаритного груза не запрещена законодательством, но требует соблюдения следующих правил:

  • перемещение багажа на легковом транспорте, который не превышает установленные размеры по ширине и длине багажа (не более 2,5–2,55 м);
  • максимально удобная и правильная установка, которая не уменьшит обзор для водителя во время движения, и не будет мешать другим транспортным средствам спокойно двигаться по шоссе;
  • наличие специального знака о присутствии груза с большими габаритами размером 40 на 40 см из светоотражающего материала.

В некоторых случаях требуется безотлагательное перемещение груза значительно превышающего указанные нормы по размерам. В этом случае водитель опирается на информацию указанную в специальном разрешении, которое позволит избежать наложения штрафа от сотрудников ГИБДД. При исключительных обстоятельствах такие перевозки требуют предоставления сопроводительной бригады.

Важно! Правила представленные выше также актуальны для грузовых транспортных средств. Перед транспортировкой багажа необходимо учесть все размеры и правильно укомплектовать в транспортное средство.

Несоблюдение вышеуказанных правил грозит административной ответственностью, но при отклонении от нормы всего лишь на 10 см водитель имеет право на перевозку груза, так как данная погрешность является вполне допустимым отклонением.

Меры ответственности и размеры штрафа

Неправильная транспортировка груза с большими габаритами и выявление размеров несоответствующих установленным нормам, сотрудники ГИБДД имеют полное право выписать штраф или прибегнуть к другой мере наказания в виде лишения права управления при усугублении водителем обстоятельств возникшей ситуации.

Нарушения регулируются правовым кодексом об административной ответственности РФ в таких случаях:

Исходя, из вышеперечисленных ситуаций, размеры штрафов составляют (см. ст. 12.21 КоАП):

Превышение габаритов Превышение нагрузки на ось/массы авто Водитель (тыс. руб.) Должностное лицо (тыс. руб.) Юридическое лицо (тыс. руб.) Владелец авто (при фото, видео фиксации) (тыс. руб.)
Без наличия разрешения
>10 см 2-10% 1-1,5 тыс. руб. 10-15 тыс. руб. 100-150 тыс. руб. 150 тыс. руб.
10-20 см 10-20% 3-4 25-30 250-300 300
20-50 см 20-50% 5-10 или лишение прав на 2-4 месяца 35-40 350-400 400
С разрешением
10-20 10-20% 3-3,5 20-25 200-250 250
20-50 см 20-50% 4-5 или лишение прав на 2-4 месяца 30-40 300-400 400
Без/при наличии разрешения
Заключение

Перед транспортировкой негабаритного багажа водителю рекомендуется провести контрольные замеры общих габаритов и сравнить их с допустимыми значениями. В некоторых случаях требуется специальная установка и закрепление груза для максимально безопасного передвижения и исключения нанесения угрозы здоровью и жизни людей.

Читайте также:  Минимальный возраст для получения прав

Соблюдение правил перевозки багажа с большими размерами является важным аспектом для безопасного движения на дороге. Данные правила разработаны для того, чтобы предотвратить серьёзные последствия дорожно-транспортных происшествий, которые могут возникнуть из-за несоответствия установленных размерных норм.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Штраф за негабаритный груз

Как частным лицам, так и транспортным компаниям иногда требуется перевезти объемный груз, который превышает габариты автомобиля.

Грузоперевозка должна соответствовать правилам дорожного движения, иначе можно получить внушительный штраф за негабарит.

В статье будет рассмотрено, как можно избежать наказания, какие меры необходимо предпринять до поездки с таким багажом, а также какие санкции имеют право предпринять инспекторы на дорогах против нарушителей в 2018 году.

Что такое негабаритный груз

ПДД РФ регламентируют особенности перевозки крупногабаритных предметов на легковых и грузовых машинах. В пункте 23 изложены правила, согласно которым владельцу авто разрешено передвигаться по всем полосам движения, но делать это можно только при условии, что не будет создано помех для остальных участников транспортного движения.

Негабаритным считается тот груз, который выходит за пределы автомобиля на 0,4 м по бокам и на 1 м вперед и назад. При этом границами машины считаются крайние точки кузова.

Какие нормативные акты регламентируют штраф за негабаритный груз

Инспектор может оштрафовать, опираясь на следующие документы:

  • ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта», который принят в октябре 2007 года. В его второй главе сведения о перевозке грузов.
  • ПП РФ N 272 от 15.04.2011 — это свод правил, в котором указаны нормы грузоперевозок. Считается основным документов для подобных ситуаций.

КС: Штраф за нарушение правил движения большегрузов не должен зависеть от способа его выявления

18 января Конституционный Суд РФ принял Постановление № 5-П/2019 по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 2.6.1 и ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Поводом к рассмотрению стали запрос Костромского областного суда и жалобы владельцев грузового автотранспорта.

Жалобы на несоразмерность штрафов

В постановлении указано, что гражданин П. в октябре 2017 г. был признан виновным по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП в совершении правонарушения, зафиксированного камерами автоматической видеофиксации. Ему, как собственнику транспортного средства, было назначено наказание в виде штрафа в 500 тыс. руб. Суд первой инстанции оставил постановление ГИБДД без изменения.

П. обжаловал принятые решения в Костромской областной суд, который приостановил производство по жалобе и направил в Конституционный Суд запрос. В нем было указано, что уплаченная П. половина суммы штрафа несоразмерна наказанию, будь нарушение зафиксировано иным способом. По мнению суда, ч.

1, 2 и 6 ст. 12.21.1 КоАП не соответствуют Конституции РФ, поскольку позволяют за совершение одного и того же правонарушения, повлекшего одни и те же вредные последствия, назначить лицу административный штраф в размерах, значительно различающихся в зависимости от способа фиксации нарушения.

Второй заявитель жалобы в КС, Андрей Думилин, был привлечен к ответственности в апреле 2018 г. за нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП, с наказанием в виде штрафа в 300 тыс. руб.

В судебном заседании он пояснил, что не является индивидуальным предпринимателем и на принадлежащей ему машине перевозил частный груз, поэтому должен быть подвергнут наказанию как водитель.

Однако суды двух инстанций не приняли это во внимание.

По мнению заявителя, ч. 2 ст. 12.21.

1 КоАП противоречит Конституции, поскольку устанавливает фиксированный размер штрафа для собственника (владельца) ТС вне зависимости от того, является он юрлицом или ИП, тем самым не позволяя надлежаще его дифференцировать. При этом размер санкции соответствует максимальному размеру штрафа, налагаемому на юрлиц и предпринимателей за совершение такого же правонарушения.

Третий заявитель, индивидуальный предприниматель Анатолий Шаров, летом 2017 г. был привлечен к ответственности как собственник ТС за ряд правонарушений по ч. 2 и 3 ст. 12.21.

1 КоАП с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 1,1 млн руб. Обжалуя в судах соответствующие постановления, он представил доказательства, что машиной управлял водитель, с которым был заключен трудовой договор.

Однако доводы заявителя были отклонены обеими инстанциями.

В жалобе в КС Анатолий Шаров указал, что данные нормы КоАП, не распространяя на собственников нормативно закрепленную возможность снизить размер штрафа с учетом всех обстоятельств правонарушения, устанавливают фиксированный – максимальный – размер, предусмотренный за соответствующее правонарушение, выявленное в общем порядке. Кроме того, он отметил, что ст. 2.6.1 КоАП нарушает его конституционные права, так как не допускает освобождение собственника ТС от ответственности, если в момент фиксации нарушения машиной управляло иное лицо по трудовому договору с автовладельцем.

Позиция Конституционного Суда

В постановлении КС отметил, что в случае выявления правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП, в общем порядке к ответственности привлекаются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, а также юрлица. Причем, согласно примечанию к указанной статье, индивидуальные предприниматели несут ответственность как юрлица.

В отношении собственников тяжеловесных или большегрузных машин Суд указал, что они подлежат наказанию в соответствии с данными нормами в случае фиксации нарушений камерами автоматической видеофиксации, что согласуется с ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса.

КС подчеркнул, что в данном случае уполномоченные органы не обязаны доказывать вину собственников транспорта при вынесении в отношении них постановлений по делам об административных правонарушениях (Определение КС от 7 декабря 2010 г. № 1621-О-О).

При этом Суд пояснил, что возложение ответственности на собственников обусловлено особенностями фиксации нарушений, при которой устанавливается, что оно совершено с использованием конкретной машины, и на основе данных государственного регистрационного учета может быть определен ее собственник. Такой способ фиксации – с предоставлением собственникам (владельцам) ТС возможности доказывать свою невиновность – не противоречит Конституции.

В постановлении отмечается, что если владелец ТС в момент совершения нарушения находился за рулем, он может быть привлечен к ответственности либо как водитель, либо как ИП, либо как собственник – в зависимости от способа выявления нарушения.

КС также обратил внимание, что штраф для собственников большегрузов установлен в твердом размере, равном максимальному пределу, предусмотренному для юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

«Какая-либо дифференциация размера штрафа … не предусмотрена, что хотя и согласуется с природой ответственности за правонарушения, выявляемые с помощью специальных технических средств, однако объективно усиливает карательное воздействие значительного по размеру административного штрафа, установленного в твердом размере», – сообщается в постановлении.

Суд подчеркнул, что федеральный законодатель ввел, по сути, презумпцию осуществления гражданином – собственником ТС – предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, даже если тот, не будучи ИП, использует данный большегруз для личных нужд.

При этом он отметил, что данная презумпция не противоречит Конституции, «будучи основанной на разумном соотнесении характеристик транспортного средства с теми нуждами, для удовлетворения которых оно предназначено».

Вместе с тем, как указано в постановлении, по смыслу положений, исключающих для гражданина возможность доказать, что в момент совершения нарушения принадлежащая ему машина перевозила груз для личных нужд, – презумпция перерастает в правовую аксиому, что не только отвечает критериям справедливости, но и существенно ограничивает конституционные права граждан.

В документе также отмечается, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП собственник ТС освобождается от ответственности, если в ходе рассмотрения его жалобы будет установлено, что в момент фиксации нарушения машина находилась во владении или пользовании другого лица либо к этому моменту выбыла из обладания собственника в результате противоправных действий других лиц.

КС обратил внимание, что по смыслу указанной нормы такое основание освобождения от ответственности не распространяется на случаи управления машиной водителем по трудовому договору, заключенному с собственником ТС.

Такой подход объясняется тем, что на собственников большегрузов возложена основная обязанность по соблюдению правил их движения по автодорогам: в частности, именно собственник должен обеспечить получение специального разрешения на это.

Суд обратил внимание, что если водитель управляет большегрузом на основании трудового договора с собственником машины, а значит, под его непосредственным контролем, это не свидетельствует о переходе полномочий владения.

Даже если водитель в обход работодателя использовал автомобиль для перевозки грузов в нарушение требований законодательства, именно работодатель должен нести риски и неблагоприятные последствия ненадлежащего контроля за сотрудником.

Читайте также:  Что такое иммобилайзер?

Таким образом, КС постановил признать ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП не противоречащей Конституции, поскольку в соответствии с данной нормой управление большегрузом в момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП, лицом, выполнявшим функции водителя по трудовому договору с собственником ТС, не является основанием для освобождения последнего от ответственности.

В то же время положения ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП признаны неконституционными в части установления штрафа для собственников ТС, равном максимальному пределу штрафа для юрлиц и ИП, если нарушение было зафиксировано автоматическими средствами видеофиксации.

Кроме того, неконституционность данной нормы признана в той мере, в какой она допускает назначение одинакового размера штрафа вне зависимости от субъекта нарушения, исключая для ИП возможность доказать, что в момент выявления нарушения принадлежащая ему машина перевозила груз для личных нужд.

При этом Конституционный Суд подчеркнул, что до внесения в КоАП надлежащих изменений штраф, назначаемый собственнику ТС за совершение правонарушений, зафиксированных с помощью видеокамер, должен быть наименьшим в пределах, установленных для юрлица.

Если в ходе рассмотрения жалобы будет доказано, что машина собственника, не являющегося ИП, перевозила груз для личных целей автовладельца, размер штрафа за правонарушение должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного указанной нормой.  

В связи с изложенным Суд признал судебные акты по делам А. Думилина и А. Шарова подлежащими пересмотру.

Адвокаты поддержали подход Суда

  • Комментируя «АГ» постановление, руководитель практики АК «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко отметил, что в нем, по сути, сделаны вполне правильные выводы о том, что при наказании собственников большегрузных транспортных средств с помощью камер видеофиксации недопустимо автоматически применять максимальный штраф, поскольку особенностью такого «автоматического» наказания является фактически неустановление степени вины собственника.
  • «В этом случае, безусловно, штрафы не должны назначаться по максимальной границе санкции соответствующей статьи, так как это несоразмерно условиям назначения наказания», – пояснил адвокат.
  • Также КС подчеркнул, что у собственника должна быть возможность оспорить презумпцию использования своего большегруза в предпринимательских целях, если в действительности машина использовалась для личных нужд.

Данное постановление, по мнению эксперта, демонстрирует сложность обеспечения конституционной сбалансированности регулирования наказаний, назначаемых с помощью камер автоматической видеофиксации. «Поскольку этот способ назначения наказания максимально эффективен процедурно и фискально, при этом наиболее сложен в оспаривании, у инициаторов изменений в законодательство может возникнуть желание применять его во все большем количестве случаев и все более сурово, – полагает Дмитрий Кравченко. – В этом смысле хорошо, что КС устанавливает конституционные барьеры, снижающие возможность перегибов в соответствующем регулировании».

Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников отметил, что полностью разделяет позицию КС.

«Удивительно, что только сейчас судебные власти обратили внимание на статьи КоАП, позволяющие назначить лицу за совершение одного и того же административного правонарушения, повлекшего одни и те же вредные последствия, наказание в виде штрафа в размерах, значительно различающихся в зависимости исключительно от способа фиксации нарушения», – пояснил он.

По словам эксперта, долгое время для всех было очевидно, что назначаемое таким образом наказание не отвечает принципу справедливости. Адвокат отметил, что несовершенство конструкции ст. 12.

21 КоАП порождало противоречивую правоприменительную практику, что ослабляло гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от произвольного административного преследования и наказания.

«Считаю, что постановление существенно облегчит гражданам защиту своих прав и свобод, тем самым повысится эффективность охраны защищаемых Конституцией РФ ценностей», – подчеркнул он.

По мнению адвоката АБ «Яблоков и партнеры» Ярослава Самородова, КС справедливо указал, что общественная опасность правонарушения не зависит от того, каким образом оно выявлено.

«Действительно, несправедливо, что размер штрафов для ИП и юрлиц в этом случае разный», – отметил он, добавив, что в подобных делах анализ общественной опасности деяния является правильным.

В заключение эксперт предположил, что соответствующих изменений в законодательство можно ожидать не ранее чем через год.

Ряд положений ст. 12.21.1 КоАП РФ об ответственности за незаконную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов признаны не соответствующими Конституции РФ: каковы практические последствия?

Проблема весового контроля на автодорогах уже долгое время является одной из самых острых для перевозчиков грузов в России. Штрафы в десятки и сотни тысяч рублей по статье 12.21.

1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за «перегруз» и «негабарит», всегда являлись одним из основных рисков водителей и перевозчиков. После введения административной ответственности за превышение массы при погрузке по ч. 10 ст. 12.21.

1 КоАП РФ со штрафами на суммы 250 000 – 400 000 рублей, весовой контроль стал также головной болью многих поставщиков и других отправителей.

В 2017 году ко всем бедам участников перевозки добавились так называемые «рамки» весового контроля: средства автоматической фиксации административных правонарушений. То же самое, что и с контролем скорости, только весовой (автоматический пункт весового контроля).

По идее, автоматизация должна была снизить коррупционную составляющую и исключить возможность «ездить с перегрузом».

[1] Однако, например, после установки одной из таких «рамок» в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, владельцам транспортных средств начали приходить штрафы по 150 – 300 000 рублей за малейшие превышения общей массы (минимально допустимая погрешность 2%, а дальше – штраф 150 000 рублей по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ). [2] В результате, Усть-Лабинский районный суд оказался буквально завален жалобами владельцев грузового автотранспорта.[3]

Благодаря тому, что планы перекрыть все дороги «рамками» по каким-то причинам пока не осуществились, а имеющиеся рамки перевозчики стараются благоразумно объезжать (пока есть где), острота проблемы несколько снизилась, и новостей на данном фронте достаточно давно не было. И вот, положения статьи 12.21.1 КоАП РФ были рассмотрены Конституционным судом Российской Федерации.

Суть дела

В Постановлении от 18 января 2019 г. №5-П Конституционный суд РФ признал противоречащими Конституции РФ ряд положений КоАП РФ, регулирующих вопросы ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства.

Предметом проверки были части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 и ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ.

Заявители ставили под сомнение соответствие Конституции России данных норм в части, относящейся к ответственности собственников транспортных средств при выявлении правонарушений с помощью средств автоматической фиксации.

Штрафы для собственников (владельцев) автотранспорта признаны завышенными

Так, согласно названному Постановлению, части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.

1 КоАП РФ не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ, в той мере, в какой они устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и предпринимателей, предусмотренного соответствующей частью той же статьи.Как следует из мотивировочной части Постановления №5-П от 18 января 2019 года, возложение ответственности за незаконный негабарит или перегруз именно на собственников (владельцев) транспортных средств обусловлено особенностями фиксации соответствующих правонарушений, при которой устанавливается, что правонарушение совершено с использованием конкретного транспортного средства, а на основе данных регистрационного учета транспортных средств может быть определен его собственник (владелец). Такой способ фиксации нарушений предусмотренных правил сам по себе не противоречит Конституции РФ, и может быть введен по усмотрению законодателя (пункт 3.1, абзацы 4 и 5 мотивировочной части Постановления №5-П).

Однако, в рассматриваемых нормах частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ штраф установлен в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для привлекаемых в общем (не автоматическом) порядке юридических лиц и предпринимателей без какой-либо дифференциации.

Поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях с помощью автоматической фиксации возможности индивидуализации наказания снижены, Конституционный суд РФ посчитал, что штраф во всяком случае не должен достигать размера штрафа, установленного для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2 мотивировочной части Постановления №5-П).

В связи с этим, суд, до внесения соответствующих поправок в законодательство, предписал назначать собственникам (владельцам) транспортных средств штраф в размере минимально установленного для юридических лиц и предпринимателей по соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть, фактически, снизил максимальный штраф на 50 (ч.ч. 1 – 3) — 100 000 (ч. 6) руб.

Владельцы-физические лица (не предприниматели) теперь могут радикально снизить размер штрафа

Но, и это еще не все.

Читайте также:  Зимняя резина. Особенности замены летней резины на зимнюю. Условия хранения зимней резины.

Один из заявителей пожаловался, что он был привлечен к административной ответственности как собственник транспортного средства по «ставкам», объективно рассчитанным на предпринимателей и организации, однако де-факто, как утверждал заявитель, он перевозил на личном грузовике личный груз. В связи с этим, заявитель считал штраф неоправданно высоким, и полагал справедливым привлекать к ответственности таких собственников (не предпринимателей) как водителей, т.е. порядком более низким «ставкам» штрафов.

Конституционный суд, по существу, поддержал эту позицию. Судьи пришли к выводу, что «ставки» штрафов на собственников (владельцев) транспортных средств предполагают коммерческое назначение грузовых транспортных средств, и, соответственно, их коммерческое использование.

То есть, по мнению суда, имеется презумпция того, что перевозка такими транспортными средствами осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.

Однако, как указали судьи, презумпция эта должна быть опровержимой, то есть, собственник (владелец) должен иметь возможность доказать, что перевозил личный груз в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (пункты 2 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

Соответственно, названные части статьи 12.21.

1 КоАП РФ были признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они, исключают для гражданина-не предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. В случае, если ему это удастся, штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи (пункты 3 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

О том, насколько высокий стандарт доказывания будет установлен судами для таких собственников-физических лиц, пока сказать сложно. Однако, зная общие подходы судов по делам об административных правонарушениях, можно предположить, что доказать личный характер перевозки будет очень не просто.

Таким образом, фактически статья 12.21.1 КоАП РФ была пересмотрена в сторону, улучшающую положения собственников (владельцев) транспортных средств, что, с учетом колоссальных размеров штрафов, не может не радовать. Для наглядности изменения приведены в таблице.

Таблица:

КоАП РФ Статья 12.21 ч 1.5 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 50 см, перегруз до 50% (по спецразрешению)

12.21.1 ч.5 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 50 см, перегруз до 50% (по спецразрешению)

Превышение указанных в разрешении на грузоперевозку максимальных габаритов ТС на 20-50 см или его массы либо нагрузки на ось на 20-50 %

Отметим, что согласно правилам, любой груз, выходящий за границы транспортного средства, на котором выполняется его перевозка, не должен заканчиваться дальше, чем в 40 см от внешней границы габаритных фар.

Дополнительно его следует выделять специальным опознавательным знаком «крупногабаритный груз».

Кроме того, в темное время суток, а также при недостаточной видимости на дороге тяжелые и большие перевозимые предметы нужно обозначить белыми фонарями или световозвращателямиспереди и красными – сзади.

При перевозке опасных веществ и грузов большой массы на транспорте общие габариты (с товаром или без него) не должны превышать следующие значения:

  • По ширине — 2,55 м или 2,6 м, если имеет место транспортировка рефрижераторов и изотермических кузовов
  • По длине (берется в расчет длина грузовика + 1 прицеп) – 20 метров
  • По высоте (этот показатель считается от поверхности проезжей части) – 4 м.

При определении длины за точку отсчета спереди берется край бампера, а сзади – линия кузова без учета откинутого борта (у грузовиков) или граница заднего бампера (у легковых автомобилей).

Правилами особо оговариваются отдельные случаи перевозки негабаритных ценностей:

  1. Если груз выступает за заднюю границу транспортного средства более, чем на 200 см
  2. Если транспортировка осуществляется посредством автопоездов, имеющих 2 и более прицепов.

Как и за другие аналогичные отклонения от норм безопасности грузоперевозок, за одно или несколько вышеобозначенных нарушений предусмотрены штрафы для следующих категорий лиц:

  • Водитель, осуществлявший непосредственное управление транспортным средством и перевозивший крупногабаритные грузы, не соблюдая указанные в разрешении характеристики, — в размере 4000-5000 рублей (либо лишение прав на 2-3 месяца)
  • Должностное лицо, ответственное за выпуск грузовиков на линию и организацию грузоперевозки, во время которой было зафиксировано нарушение по комментируемой части статьи 12.21.1 Кодекса, —30 000-40 000 рублей
  • Организация, в чьем ведении находится транспортное средство, на котором было совершено нарушение, — в размере 300 000-400 000 рублей.

Однако не всегда проступок удается зафиксировать сотрудникам транспортной полиции или других контролирующих органов.

Если превышение габаритов было сфотографировано дорожной камерой или снято другими устройствами с функциями видео- или фотозаписи, то накажут собственника грузовика.

Вне зависимости от того, кто управлял транспортным средством в момент нарушения, расплачиваться за него придется владельцу ТС, причем по максимальному тарифу: ему будет выписан штраф 400 000 рублей.

Другие части этой статьи:

12.21.1 ч.6 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов более 50см, перегруз более 50%
12.21.1 ч.7 Нарушение правил движения крупного/тяжелого транспорта
12.21.1 ч.8 Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о грузе
12.21.1 ч.9 Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о грузе
12.21.1 ч.10 Погрузка сверх нормы (юр. лица)
12.21.1 ч.11 Превышение допустимой массы транспорта или нагрузки на ось
12.21.1 ч.3 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 50 см, перегруз до 50%
12.21 ч.1 Нарушение правил перевозки грузов, буксировки
12.21.1 ч.1 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 10 см, перегруз до 10%
12.21.1 ч.2 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 20 см, перегруз до 20%
12.21.1 ч.3.1 Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза
12.21.1 ч.4 Крупный/тяжёлый транспорт: превышение габаритов до 20 см, перегруз до 20% (по спецразрешению)

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка установления административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств

29 июля 2019 19:30

Распоряжение от 27 июля 2019 года №1670-р. Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года №5-П.

Принятие законопроекта позволит исключить зависимость размера административного штрафа за нарушение правил движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств от способа фиксации и объекта контроля.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.21.

1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее
соответственно – законопроект, КоАП) подготовлен Минтрансом во исполнение постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года №5-П по
делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи
12.21.1 КоАП в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан
А.И.Думилина и А.Б.Шарова.

Конституционный
Суд постановил признать части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.

1 КоАП не
соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в
системе действующего правового регулирования устанавливают административный
штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и крупногабаритных
транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае
фиксации совершённых ими административных правонарушений работающими в
автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъёмки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу
административного штрафа для юридических лиц, предусмотренного соответствующей
частью той же статьи. Кроме того, эти нормы КоАП признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего
правового регулирования, допуская назначение административного штрафа в
предусмотренном ими размере, одинаковом вне зависимости от правовой природы
субъекта административного правонарушения, собственнику (владельцу)
тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства – гражданину, не
являющемуся индивидуальным предпринимателем, исключают возможность доказать при
рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения
принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд.

В
связи с этим законопроектом предусматривается уточнение административной
ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных
транспортных средств, предусмотренных статьёй 12.21.1 КоАП.

Предлагается
установить, что административная ответственность будет наступать в едином
размере вне зависимости от формы собственности на транспортное средство и
способа фиксации соответствующего административного правонарушения.

Предусмотренный законопроектом размер административного штрафа соответствует
минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц.

Принятие
законопроекта позволит исключить зависимость размера административного штрафа
за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных
средств от способа фиксации и объекта контроля, привлекаться к административной
ответственности будет только собственник транспортного средства.

Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 25 июля 2019 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector