Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Участок дороги в виде кольца для многих автомобилистов – самый тяжелый. Не всегда есть возможность его распознать, очень легко перепутать с обычным перекрестком. Поэтому аварии на круговом случаются нередко. И понять, кто виноват, довольно сложно без разбирательства в суде. Хорошо когда на них есть камеры видео фиксации — в остальных случаях ситуация нередко очень непростая.

Что считается круговым участком

Перекрестком с круговым движением является тот, перед которым установлен знак 4.3. Символ представляет собой голубое поле с расположенными на нем тремя белыми стрелами, указывающими направление.

Знак круглый. По нему легко понять, что движение на территории, где он установлен, осуществляется против часовой стрелки. Рядом с 4.2 обычно бывает символ «Уступи дорогу» (2.4) или «Главная дорога» (2.1).

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Чисто внешне круговой участок – это кольцевая, от которой отходят ответвления. Но в России островок может иметь и любую другую форму – треугольную или вовсе неправильную. Главное, что указывает на него, это знаки.

Между тем, внешне похожий на круговой участок, но без символов 4.2, 2.1 и 2.4, рассматривается, как обычный перекресток. И ехать по нему следует в соответствии с правилами проезда рядового пересечения дорог, а не кольцевого.

Причины аварий

ДТП на круговых участках вызываются:

  • Путаницей этих отрезков дороги и обычных перекрестков. В 2010 году некоторые кольцевые лишились своего статуса. А кое-кто из водителей по привычке или иным причинам продолжают проезжать их, как круговые. Правила же движения по кольцу и на обычных перекрестках отличаются. На круговом участке преимущество имеет тот, кто уже едет по нему, а вступающий на эту территорию обязан уступить.

При въезде следует включить правый поворотник. А покидать круговой участок нужно по внешнему ряду кольца, если он многополосный. И это несмотря на отсутствие порой разметки. На обычном перекрестке особенности приоритета иные. И если там есть кольцо, оно не является главной дорогой. Уступить должен тот, к кому другой автомобиль приближается справа.

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

  • Искусственно создаваемыми сложностями в виде стертой или скрытой снегом, льдом, грязью разметки на дороге. Автомобилисты могут не разобраться в том, где закончилась одна полоса и началась другая. Отсюда проблемы с перестроением, выездом из зоны многополосного кольца. И если один автомобиль покидает участок по правому краю, а второй по другому пути, машины могут столкнуться.

Свою роль играют, конечно, незнание автомобилистами ПДД, пренебрежение правилами и невнимательность.

О том, как правильно проехать кольцо, смотрите в этом видео:

Кто виновен в столкновении

Ответственность за ДТП на круговом отрезке дороги зависит от того, кто нарушил правила, каким образом водитель это сделал, то есть от конкретной ситуации. Они на кольцевой бывают разными:

  • Перестроение с внешней полосы на внутреннюю. Типичный случай ДТП в таких обстоятельствах, когда меняющее полосу авто врезается в того, кто уже едет по ней в том же направлении. Первый автомобилист виновен. Ведь он нарушил пункт 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

За это он заплатит 1000 р. штрафа по части 2 статьи 12.13 КоАП.

  • Перемещение с внутренней полосы на внешнюю. Здесь работает то же правило 8.4. То есть приоритет имеет тот, кто не меняет полосу. Поэтому виновным назовут автомобилиста, врезавшегося при перестроении в чужую машину. Накажут его по той же статье.
  • Одновременная смена полос. В этой ситуации пункт 8.4 остается в силе. Но значение имеет его продолжение, а именно:

При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

То есть виновен тот, кто не пропустил автомобиль, находящийся с правой стороны от него по ходу движения. И ему придется отдать 1000 р. штрафа.

  • Въезд на круг. Здесь может возникнуть несколько типов аварийных ситуаций. Если сталкиваются авто, движущееся по кольцу и въезжающее на него ТС, виновен водитель второго. В соответствии с пунктом 13.11(1) он должен пропустить оппонента:

При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Если автомобиль B буквально вынырнул перед уже двигающимся по кольцу C, успел перестроиться, и произошло ДТП, виновными могут оказаться и тот, и другой водитель.

Первый должен затормозить перед опасностью в соответствии с пунктом 10.1 ПДД. Если он этого не сделал, ему придется отвечать, хотя ситуацию спровоцировал B.

Но и автомобилист B может быть признан виновным в случае, когда C нажал на тормоз, а столкновение все же произошло.

  • Неизбежная помеха при въезде. Так бывает, если там есть остановка маршруток, где на внешней полосе и стоит одна из машин M. Авто B движется по кольцу, C на участок въезжает, но ему мешает M. Поэтому C начинает перемещаться сразу на вторую полосу. А там едет B, в которое оно и врезается. И хотя водитель C поворачивает на другую полосу по правилам, он нарушает пункт 13.11(1). Ему следовало пропустить уже едущую по кругу машину.
  • При выезде. Покидая кольцо, автомобили могут столкнуться, когда движутся по разным полосам. Преимущество имеет тот, кто едет по внешней. Другой автомобиль должен повернуть на нее так, как предписывает пункт 8.5 ПДД. То есть занять крайнее правое положение. Когда это невозможно, действует раздел 8.7 Правил:

Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Но раз произошло столкновение, данный пункт явно нарушен водителем едущего по второй полосе автомобиля. Ему и придется отвечать.

Ещё на AutoLex.Net:

Страшные ДТП на скользкой дороге

Помимо штрафов в соответствии со статьями КоАП страховая компания виновника выплачивает нанесенный потерпевшему ущерб. Если компенсация не покрывает всех потерь, обычно следует судебная тяжба. Ведь потерпевший имеет право требовать недостающих денег с самого виновника.

В делах о ДТП на круговом участке могут быть разные нюансы. К признанию автомобилиста виновным может привести невключенный правый поворотник или слишком высокая скорость, другие обстоятельства, а не только нарушение правил движения по кольцу.

О том, кто будет виноват при ДТП на кольце, смотрите в этом видео:

Как не попасть в ДТП на дороге с круговым движением

Избежать аварии на перекрестке с кольцевым участком можно, если:

  • обращать внимание на знаки кругового движения и приоритета;
  • помнить, что этот символ и в одиночестве дает преимущество автомобилям, уже находящимся на кольце;
  • снижать скорость при въезде и перемещении по участку;
  • не забывать подавать сигнал при повороте на другую полосу и выезде с кольца.

Запомнив и выполняя правила движения по круговому перекрестку, оставаясь внимательным, можно проезжать его без потерь. Сложнее тем, у кого на пути незнакомый кольцевой участок. И нельзя понять, является ли он таковым, или это обычный перекресток. В таком случае автомобилисту придется контролировать буквально все пространство дороги и прилегающих к ней участков.

Новые правила дорожного движения по кольцу

Правила дорожного движения постоянно обновляются и корректируются. Водитель должен чётко знать правила, чтобы избежать возникновения аварий и не нарушать закон.

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!

Понятие кругового движения

В России участки дороги с круговым движением встречаются часто. В ПДД обоснуется, что понятие кругового движения подразумевает перекрёсток, на котором предусматривается направление хода транспортных средств по кругу против часовой стрелки.

К этому участку могут примыкать от трёх до пяти дорог. Регулировка таких участков осуществляется только с помощью знаков перед въездом, которые указывают на приоритеты движения, и дорожной разметкой.

Любое своё намерение: въезд, выезд или перестроение в другой ряд водитель должен указывать с помощью поворотников.

Знаки и разметка дороги при круговом движении

Несовершенство правил дорожного движения в России затрудняет понимание движения по кольцу среди водителей. Внесение новых правил в 2017 году ещё пока не принесло своих плодов, ведь многие автомобилисты не в курсе изменений и продолжают движение так, как привыкли.

Чтобы не нарушать правила, в первую очередь нужно ориентироваться на знаки перед въездом на кольцевой участок. Ещё совсем недавно основным указателем, предупреждающим о круговом участке, был знак 4.3 – синий круг с тремя белыми стрелками изображающими направление против хода часов.

Таким образом, автомобили при въезде на круг являлись помехой справа и должны продолжать движение, а находящиеся на кольце транспортные средства обязаны им уступать. Такое правило может действовать и сейчас.

Сочетание знака 4.

3 вместе с дополнительными знаками приоритета 2.4 – Уступи дорогу или 2.5 – Движение без остановки запрещено, стало применяться только в 2010 году.

Таким образом, дорога на кольце стала главной, и все въезжающие транспортные средства должны пропускать двигающиеся по ней автомобили.

Также перед въездом на участок может быть установлен знак главной дороги, с указанием выделенной полосы. Если автомобильное кольцо расположено вокруг кольца с трамвайными путями, то трамвай, после въезда на его границы будет иметь приоритет, и его нужно будет пропускать на съезде.

Читайте также:  Изменение штрафов за парковку на местах для инвалидов 2011

С какой полосы нужно въезжать в кольцо?

  • Участок дороги с круговым движением – это исключение из привычных правил о смене направления движения.
  • Если на обычном перекрёстке водитель, намеревающийся сменить направление движения, должен занять крайний правый ряд, то на кольцевом он может продолжать ход со своего ряда.
  • Движение продолжается следующим образом:
  1. Если количество полос равно на обоих отрезках, то съезд с кольца будет производиться с равнозначной полосы.

    Если водителю требуется повернуть направо – он должен въехать на этот участок в правой полосе, проехать прямо – в средней, повернуть влево – в левой полосе.

  2. Если количество полос на обоих участках дороги разное, то перестроение с одной полосы в другую можно выполнить как заранее, так и после въезда на перекрёсток.

Движение прямо по кольцу

Продолжение движения прямо предпочтительно по средней полосе для трёхполосных дорог или по левому ряду, если их две.  Далее нужнее перестроится при выезде в крайний правый ряд для съезда.

Ход по направлению прямо можно начинать и продолжать по правому крайнему ряду – это не является нарушением, но может затруднить перестроение и съезд других участников.

Не стоит забывать и о том, что движение может регулироваться знаками или разметкой, на которых указано приоритетное направление.

Как правильно выполнить повороты на кольце?

Въезд на участок дороги с круговым направлением вводит в заблуждение многих водителей. Какие сигналы поворотников правильно включать при въезде могут не знать даже опытные водители.

Правильным будет использование правого светового сигнала поворота. Ведь это такой же перекрёсток и поехать против направления движения по сигналу левого поворотника будет грубым нарушением правил.

Совершая движение по кольцу водитель, который не планирует перестроения в другую полосу, должен выключить его.

Поворот направо с данного перекрёстка всегда будет являться съездом с участка. Перестроение нужно производить с включенным правым сигналом поворота.

Поворот налево, находясь на кольцевом участке дороги, нужно производить с осторожностью. Направляясь по кольцу нужно не включая левый сигнал поворотника, а съезд на нужном направлении дороги всё равно осуществлять с правой крайней полосы и включенным правым поворотником.

Выезд с полосы кругового движения

Съезд с кольца должен осуществляться только с крайней правой полосы, но на этой же полосе движение может и продолжатся. Съезд со средней полосы или с крайнего левого ряда сожжет стать причиной возникновения ДТП.

Обычно на кольце скорость немного ниже, чем на обычных участках, сильных повреждений такая авария не нанесёт, но движение на всём участке будет затруднено. Поэтому совершать съезд из средней или левой полосы категорически запрещено.

Правила поведения пешеходов при круговом движении

Чаще всего кольцевые участки дороги не регулируются светофорами, и на них расположено один или несколько пешеходных переходов. Что делать пешеходам, оказавшись на этом месте?

Пешеход может переходить дорогу только  установленных местах, зебрах и перед знаками пешеходных переходов. Также человек должен руководствоваться общими правилами – рассчитывать расстояние до приближающихся автомобилей и оценивать дорожную ситуацию.

Если кольцо регулируется светофором, то переходить его нужно по разрешающим сигналам. Водители же обязаны пропускать пешеходов, несмотря на то, что находятся на приоритетном участке дороги. Также стоит помнить, то автомобили направляются здесь только в одну сторону.

Нарушение правил на кольце и штрафы

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Быть внимательным, соблюдать правила и обращать внимание на все окружающие транспортные средства – вот залог безопасного нахождения на кольцевом участке дороги. Нарушение правил ПДД для водителей находящихся на данном участке – гарантия получения штрафа.

Если перед кольцом установлен светофор, а автомобилист совершил въезд, игнорируя запрещающий сигнал, то штраф составит 1000 рублей. Если нарушение было совершено повторно, то размер увеличится до 5 тысяч или будет присуждено лишение прав на срок до 6-ти месяцев.

Штрафы также могут быть назначены, если:

  1. Во время въезда не было предоставлено преимущество находящимся на круговом участке транспортным средствам.
  2. Движение по часовой стрелке на кольце, то есть по встречной полосе.
  3. При совершении манёвров не были использованы световые сигналы.
  4. Съезд с участка не из крайнего правого ряда.
  5. Стоянка на участке на расстоянии меньше 5-ти метров от пресечения с проезжей частью.
  1. Лишение прав предусмотрено, если водитель двигался против часовой стрелки – навстречу направлению.
  2. Игнорирование знаков или препятствование другим участникам, находящимся в кольце будет стоить нарушителю 1000 рублей.
  3. Если нарушены правила стоянки на этом отрезке дороги, то штраф составит 500 рублей.

Водителю, нужно быть собранным и правильно выбирать полосу для дальнейшего преодоления этого участка дороги, чтобы обеспечить безопасность себе и остальным участникам дорожного движения.

Для того чтобы не ошибиться нужно запомнить три простых правила:

  1. О любом манёвре предупреждать сигналами поворотника.
  2. Куда направляется автомобиль тот поворотник и нужно включать.
  3. Если нужно перестроиться на другую полосу – следует пропустить движущиеся по ней автомобили.

Молодые водители часто путаются и теряются на таких участках. Если нет возможности перестроиться или нужный съезд был пропущен – то нужно продолжить ход по кругу, желательно в крайнем левом ряду. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Аварии на круговом движении, от которых не застрахован даже опытный водитель

Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу.

Круговой перекресток — замечательное изобретение, позволяющее транспортным потокам пересекаться с минимальными затруднениями. Но и для него характерны типичные аварийные ситуации. Какие, рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Пожалуй, чаще всего аварии на круговом перекрестке случаются в районе выездов. Когда драйверы норовят съехать с «круга» сразу из левой полосы. При этом они либо не замечают машин, двигающихся правее, либо считают, что те обязаны их пропустить.

Помеха справа

Хотя правило «помехи справа» при перестроении между полосами на круговом перекрестке действует точно также как и на любой другой дороге.

И точно так же, как и на любом другом перекрестке, перед поворотом вправо машина должна заранее занять крайнее правое положение — а не «косить ряды» из крайне левого в крайне правый. Подобный маневр — прямая провокация ДТП.

Но именно на круговых перекрестках многие водители об этом почему-то забывают.

Ну, нужно мне!

Впрочем, возможна и еще более безобразная аварийная ситуация. После нее на «разборе полетов» в группе административной практики местного отделения ГИБДД также «мусолится» пункт 8.4 ПДД, оговаривающий, кто и кому должен уступать при перестроении машин между полосами.

Происходит это, когда лихой «пилот» норовит пересечь «круг» по максимально короткой траектории. Ну, нужно человеку проехать круговой перекресток прямо, вот он и едет: по факту просто объезжая газончик в центре — практически поперек разметки полос, «подрезая» всех и вся.

Но пытаясь сэкономить несколько секунд таким образом, «гонщик» зачастую теряет куда больше времени на оформление ДТП, произошедшее по его вине.

Еще одна аварийная ситуация при круговом движении машин возникает, когда перед въездом на перекресток отсутствует знак 4.3 — «Круговое движение». То есть физически оно имеет место быть, но формально перекресток «круговым» не считается.

Водители видят перед собой «круг», а на отсутствие знака — синего кружочка с белыми стрелочками по периметру — внимания не обращают. Зато они четко помнят: раз ты выехал «на круг», машины с прилегающих дорог должны тебе уступать.

А на самом деле это не так, поскольку «круга»-то фактически нет и совершенно не обязательно, что тебе будут уступать те въезжающие на круговое движение водители, кто все-таки обращает внимание не только на конфигурацию перекрестка, но и на знаки, висящие перед ним.

Ведь в подобных местах, где отсутствуют знаки 4.3, вместо них установлены знаки приоритета. Бывает даже так, например, что согласно им «главной дорогой» назначается только половина кругового перекрестка — со всеми вытекающими последствиями. В таких местах едущие «по круговым понятиям» регулярно устраивают аварийные ситуации с водителями, ориентирующимися на дорожные знаки.

Что случилось с кроссовером после рестайлинга Кто виноват в ДТП на круговом движении? Разбор аварий на кругу. Что случилось с кроссовером после рестайлинга

«Избежал ДТП, но вызвал гнев участников форума». Разбор аварийной ситуации на кольце

Горячий спор разгорелся в ветке форума «Дурдом на дорогах». Один из пользователей разместил ролик, сделанный видеорегистратором, где он предотвращает ДТП, резко затормозив.

Но вместо одобрения, как это часто бывает, получил шквал критики: «А сам-то нарушил требования разметки…

Тебя там вообще быть не должно!» Необычную ситуацию с точки зрения ПДД, в которой есть косвенный запрет, согласился прокомментировать наш субботний эксперт.

Однажды мы уже проводили разбор ДТП, произошедшего на этом кольце. Речь об узле возле бывшего автовокзала «Восточный» в Минске. Тогда один автомобиль съезжал направо, второй ехал прямо, и они столкнулись. Это вызвало ожесточенные споры: кто виноват? Вывод эксперта был таким — поворачивавший направо формально совершал перестроение, а значит, должен был уступить.

Сейчас возникла другая ситуация. Автор видео двигался по кольцу и пытался свернуть на улицу Ванеева. Неожиданно справа, с проспекта Рокоссовского, наперерез выехал Renault Megane. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, четко среагировал, затормозил, и аварии удалось избежать.

— Вроде бы ситуация очевидная, — просматривает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Автор видео движется по кольцу, потом начинает перестраиваться для съезда на улицу Ванеева. Сразу видно, что он достаточно опытный водитель, да и ездит там постоянно.

Пользователь, разместивший видео, утверждает, что за десять лет стажа не получил ни одной записи в талон. Впоследствии он подтвердил догадку эксперта: «Езжу по этому маршруту регулярно. Обычно двигаюсь с ул. Тростенецкой, а потом мне нужно попасть на ул. Ванеева».

Было два пути: повернуть налево — в разрыв. Но автор видео выбрал второй, продолжив движение по кольцу. Как объяснил он сам, мол, раньше не было возможности перестроиться в крайний левый ряд, с которого разрешен маневр.

Впрочем, на форуме некоторые решили, что таким образом тот хотел выиграть несколько секунд.

Автомобилисты, хорошо знающие особенность работы здешних светофоров, в курсе, что для кольца горит зеленый, а повернув в разрыв, придется остановиться на красный.

Определенное время мы наблюдали за ситуацией на кольце и пришли к выводу, что это типичное поведение. Некоторые водители предпочитают проехать по кругу, чем стоять на красный сигнал светофора.

— Особо анализировать действия водителя Renault не хочется, — признается Виталий Жуковский. — С ним все понятно. Он выезжал на перекресток, перед которым с его направления установлены знаки «Уступить дорогу», и это требование, кстати, продублировано разметкой. Рассуждать особо нечего: уступи дорогу и все. А он вылетал… Случись авария — наверняка бы его признали виновником.

Сначала возникло предположение, что водитель Megane не видел машину автора видео — будь та, например, темного цвета, она могла бы слиться с притормозившей и пропускавшей Laguna.

Но, как мы выяснили, машина, в которой был установлен регистратор, серебристая, а указатель поворота в момент аварийной обстановки работал.

Главный же аргумент: водитель Megane проезжал на скорости, которая не предполагает запланированную остановку.

— В целом это напоминает типичную ситуацию перед нерегулируемым пешеходным переходом, когда одна машина притормаживает, а справа кто-то проносится на скорости и сбивает человека, — проводит аналогию эксперт. — Похожие аварии происходят также с автомобилями на скоростных дорогах при резком опережении справа «вслепую».

Впрочем, на форуме нашлись те, кто вступился за водителя Megane. Дескать, тот не ожидал появления автора видео, которого «там быть не должно». Далее следовала сложная цепочка аргументаций, суть которой сводилась к следующему: этот перекресток не круговой, более того — это череда перекрестков, и пересекать некоторые виды разметки на них запрещено.

Честно говоря, мы потратили уйму времени, разбирая, критикуя и сверяя каждый аргумент с пунктами ПДД и реальной дорожной обстановкой на кольце. Да, формально оппоненты автора видео правы: на кольце существует серия перекрестков, перед выездом нет знака 4.3 «Круговое движение», а значит, это не перекрестки с круговым движением.

Апеллируя к этому факту, пользователи форума вспоминают такой пункт ПДД (из главы 2 приложения 3): «Линии разметки 1.5—1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение». На Ванеева — Рокоссовского не организовано, получается, что пересекать такую разметку нельзя?

На форуме автора видео обвиняли в том, что он нарушил этот пункт правил, поскольку сначала пересек разметку 1.7 (обозначает полосы движения в пределах перекрестка), а потом — 1.6 (обозначает приближение к сплошной линии продольной разметки).

— Это, конечно, больше напоминает казуистику, чем разбор серьезной дорожной проблемы, — замечает эксперт. — Выходит так, что формально автор видео, действительно, нарушил требования разметки.

Тогда возникает вопрос: а чего добивались те, кто придумал такую организацию дорожного движения? По правилам следовало бы не поворачивать налево на кольцо, а ехать по пр.

Рокоссовского, там искать место для разворота и возвращаться на круг. Серьезно, так и было задумано?

Возник резонный вопрос: зачем тогда вообще этот кусок кольца? Ведь разметку 1.7 пересекать нельзя, что автоматически делает каждого, кто движется по данному сегменту круга, нарушителем. Может, тогда проще отгородить запретное место бордюром и использовать ценную городскую площадь иным способом, например установив газетный киоск или ресторан быстрого питания?

Есть еще одно важное замечание, свидетельствующее, что все-таки запрет движения по кольцу тут не планировали вводить. Например, при выезде на круг со стороны пр. Рокоссовского установлены знаки «Уступить дорогу». Но зачем, если там никого быть не может — разметка же запрещает!

Также смущает форма запрета: проще было бы нанести сплошную линию разметки, установить знак «Движение прямо», только и всего, а не использовать некие косвенные меры.

— Но давайте взглянем на ситуацию под другим углом, — предлагает Виталий Жуковский. — Все рассуждения «что там кого-то быть не должно», в принципе, ущербные. А вдруг человек ошибся, не заметил разметку или знак? И он там есть! Вероятно, его привлекут за нарушение соответствующего пункта правил, однако виновен в аварии будет тот, кто был обязан, но не уступил дорогу.

Достаточно вспомнить последний разбор, когда BMW проехал под «кирпич», но виновным сотрудники ГАИ назвали именно водителя Volkswagen, начинавшего движение с парковки.

Вернемся, впрочем, к актуальному разбору. Некоторое время мы находились на кольце и наблюдали за движением. Оказалось, что многие спокойно движутся по этому отрезку кольца, а выезжающие с пр. Рокоссовского им уступают, что естественно и закономерно. Конфликтные ситуации возникают, но не так уж часто.

В конце выпуска мы позвонили автору видео. Он остался при своих аргументах: «В ролике все, в принципе, видно. Я увидел белый Renault, интуитивно повернув голову направо. Не знаю, на что он рассчитывал… Вообще, я езжу там каждый день.

Многие следуют по такой же траектории. Запрещающих знаков двигаться по кольцу там нет. Если бы разметка была сплошная, но она штрихпунктирная… Нахожусь в некотором недоумении.

Собираюсь поехать в ГАИ, чтобы мне рассказали, как там следует двигаться».

— Вроде бы ситуация очень простая. Но когда начинаешь детально разбираться, то выясняется, что все крайне запутанно. Мы потратили несколько часов для досконального обследования узла и изучения версий. А ведь на дороге загадок быть не должно — за доли секунды водитель должен понимать ситуацию и не гадать: можно или нет? — считает эксперт.

На форуме постепенно дискуссия свелась к повторению тех же аргументов.

Хотя в самом начале спора пользователь fami высказал мысль, которая могла бы подвести черту: «В ветке про ПДД его [автора видео] бы стоило наказать за разметку, а Renault — за несоблюдение требования знака „Уступить дорогу“.

В случае контакта виновен был бы Renault, т. к. именно его неуступание всей дороги стало бы причиной контакта. „Его там быть не должно!“ — классная мантра, но часто она не работает».

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Как правильно ездить по кругу? Видеоразбор аварий

Не буди лихо, пока оно тихо… За многие годы у советских, а потом и российских автолюбителей выработался чёткий рефлекс — с прилегающей дороги на перекрёсток с круговым движением можно въезжать смело. Уступает здесь тот, кто уже катается на «карусели».

Это был постулат на уровне таблицы умножения, вытекающий из п.13.11 ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

Иными словами, каким бы образом ни пересекались дороги, на них всегда действовало правило правой руки.

https://www.youtube.com/watch?v=BRIAVyruTz8\u0026t=25s

Но 20 ноября 2010 года власти вдруг перевернули всё с ног на голову. Тогда вступили в силу поправки в ПДД в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316.

Цель-то была благая — с оглядкой на Европу сделать главным именно круг. Статистика показывает, что в таком случае пропускная способность перекрёстка увеличивается.

Ведь именно для разгрузки напряжённых мест круговое движение и было изначально придумано: нет светофоров — нет пробок.

Вот только вместо того, чтобы изменить Правила раз и навсегда, наши законодатели зачем-то допустили двусмысленную трактовку  понятий. Сделав маленькую, но очень важную оговорку.

Мол, да, круг теперь главный, но только если знак «Круговое движение» установлен в паре с «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено» (об этом прямо говорит п. 13.9 ПДД).

То есть, если хотя бы одного из этих дополнительных знаков на столбе нет, то на перекрёстке действуют прежние порядки.

Это и породило множество сомнений у водителей. Вот уже четыре года им каждый раз приходится гадать: а какое же впереди круговое движение — «старое» или «новое»? Новичков это порой вообще вводит в ступор.

Так, что они теряются и не могут принять вообще никакого решения, кроме, пожалуй, самого глупого — ехать прямо, то есть напролом. Звучит дико, но такие примеры, увы, не редкость.

Особенно если перед перекрёстком явно превысить скорость, как главный герой этого видеоролика.

Впрочем, излишняя мнительность также плоха, как и самоуверенность в духе «вперёд — банзай!». Сомневающийся в себе водитель не только сам страдает, но и других заставляет нервничать.

Его дёргания, резкие переходы с газа на тормоз или «подвисания» вызывают колебания всего потока и, как вероятный результат, — ДТП буквально на ровном месте. Порой вообще диву даёшься, как такое возможно.

Вот характерный пример — на улице светло, знаки чётко видны, и всё же…

Конечно, это, скажем так, экстремальные ситуации, венец водительской беспечности — кто-то отвлёкся, не туда посмотрел, испугался… А вообще большинство аварий на круговом движении происходит по той же причине, что и на обычных перекрёстках — наглость, хамство, незнание элементарных правил поведения на дороге.

Вот девушка на Renault Sandero лихо влетает на перекрёсток, напрочь игнорируя знак «Уступи дорогу». Видимо, её в автошколе по старинке научили, что раз круг впереди, значит можно жать на газ. Ну, подумаешь, инструктор изменения в ПДД не успел уследить…

Аварии, к счастью, удалось избежать. Причём дважды. Едва не ставший потерпевшим водитель бросился в погоню и лихим манёвром «научил» даму, что так вести себя на дороге не стоит. Но для нас с вами уже не секрет, что такие педагоги обычно зря играют с огнём. Доказательством чему — наш видеоразбор.

И сразу ещё один пример. Водитель автомобиля с регистратором явно знает, что делает.

Раз у нас на круговом движении теперь «европейские» порядки, то значит я еду по главной! И герой сюжета вламывается на круг, где расходится в считанных миллиметрах с красным Mitsubishi Colt.

Который, в свою очередь, совершенно справедливо был уверен в обратном — я въезжаю на круговое движение, дополнительных знаков нет, выходит, мне должны уступить.

Кстати, маневрирование и расположение машин на перекрёстах с круговым движением — отдельная захватывающая история. Мало кто помнит, что въезд на круг разрешён с любой полосы. Специально для этого в п. 8.

5 ПДД сделана важная оговорка: «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части…

, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение».

Впрочем, обычно на наших дорогах этот пункт соблюдается стихийно — когда особо нетерпеливые водители ломятся со всех рядов, чтобы поскорее втиснуться на круг. Но учтите, что в толкучке потеряться очень легко — приходится вертеть головой во все стороны и потому у многих не получается въехать на круг чисто. Как в этом видеопримере.

Ещё опаснее, когда эта манера поведения переносится и на съезд с перекрёстка. Ведь здесь уже никаких исключений из Правил нет. Хочешь направо? Будь добр, заранее прижмись к правой стороне! У нас же многие пикируют на поворот прямо из левого ряда.

Это едва ли не самая распространённая причина аварий на круговом движении.

В частности, на этом видео легко можно заметить, что одна пара автолюбителей уже созванивается со страховыми компаниями и оценивает мятое железо, но буквально через десять метров история повторяется и прямо на наших глазах старенькая Mazda метко бьёт Hyundai Solaris в левый бок.

Если не полениться, в интернете можно найти множество подобных печальных историй. Меняется, правда, только картинка, а сюжет всегда один: тот, что слева по диагонали режет ряды (а их может быть и два, и три!), а потерпевший в последний момент пытается отрулить. Увы, не всегда успешно.

Но это ещё что! Оказывается, многие из нас сдавали на права в Англии и потому не до конца привыкли к тому, что движение на российских круговых развязках идёт против часовой стрелки. Вот и случаются курьёзы, подобные тем, что вы можете наблюдать на наших роликах.

Как не заблудиться на круговом движении:

  1. Если при въезде на перекрёсток висит только один знак — «Круговое движение», — главной будет прилегающая дорога.
  2. Если, помимо «Кругового движения», вы наблюдаете знаки «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено» — круг главный
  3. Въезжать на круговое движение можно с любой полосы, а вот покидать круг — только с крайней правой!

И всё! Согласитесь, запомнить просто. А чтобы урок усвоился яснее, посмотрите запись с камеры наблюдения на одном из круговых перекрёстков Липецка — шесть минут непрерывных аварий от «несчастливого» кольца…

Выезд с кругового перекрестка

ДТП с заезжающим на круг на выезде с кругового перекрестка. Разбор дорожной ситуации.

Перекрестки с круговым движением могут быть самой разной конфигурации, но их отличие от других «замысловатых» перекрестков в том, что перед круговыми перекрестками обязательно установлен знак 4.3 «Круговое движение», т.е. транспортный поток едет по кругу, и встречное движение на них исключено.

С 8 ноября 2017 года круг — главный всегда, за исключением случая, когда главная дорога проходит через круг. Для обозначения приоритетов движения относительно въездов на круговой перекресток, рядом со знаком 4.3 могут быть установлены знаки 2.

4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», а в зависимости от сложности перекрестка с круговым движением, на самом кругу, перед пересечениями с заездом на круг, дополнительно могут установить знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.

4 «Уступите дорогу».

Круговой перекресток далеко не всегда имеет ровную форму круга. Есть такие перекрестки, на которых можно легко «запутаться» в приоритетах. Вот для этого и ставят дополнительные знаки, чтобы водителям стало легче ориентироваться.

О правилах проезда круговых перекрестков можно прочесть в статье Проезд перекрестков с круговым движением. А сейчас, в этой статье, рассмотрим случай, который закончился легким ДТП на выезде из круга, а заодно разберем ошибки водителей в этой конкретной ситуации.

Посмотрите короткий видеоролик. Автор видеоролика

Перед въездом на круговое движение установлены знаки 4.3 «Круговое движение» вместе с группой знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги». Знак 8.13 указывает, что главным на этом круговом перекрестке является движение по кругу.

Похожее расположение знаков уже встречалось в одной из статей по разбору дорожных ситуаций – Столкновение на круге. Там было дано объяснение, о чем говорит подобное расположение знаков, и как водителю следует воспринять эту информацию.

Еще раз, вкратце, повторим.

Подобное сочетание знаков говорит водителям, что круг – главный, и о том, на всех «лучах» данного перекрестка перед въездом на круг установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу». Т.е., уступив дорогу один раз, на въезде, водитель имеет приоритет до тех пор, пока не съедет с круга — на следующих пересечениях уступать дорогу не нужно.

В нашем случае, показанном на ролике, разметки на дороге нет, ее не видно, но это вовсе не означает, что можно отступить от правил перестроения и маневрирования. В данном случае просто нет разграниченных полос движения, но на проезжей части, рядом друг с другом, могут свободно разместиться три автомобиля.

Другими словами, двигаясь по кругу, можно сместиться левее на проезжей части, чтобы не мешать движению других участников, а выезжая из круга, необходимо принять как можно правее, поскольку, выезд с кругового перекрестка разрешен только с крайней правой полосы (пункт 8.6 ПДД).

Теперь, смотрим на траекторию движения автомобиля, с которого велась съемка. Его водитель, заехав на круг, сначала берет левее на проезжей части, далее, едет по кругу, не меняя занятой полосы, и также, практически из левого ряда, пытается выехать с круга.

В какой-то момент на круговое движение на хорошей скорости заезжает темный автомобиль Рено, и цепляет «регистратора», фактически, подрезает его справа, т.е. произошло столкновение.

Как и при любом ДТП, неизменно, в первую очередь возникает вопрос: кто виноват?

Столкновение произошло в месте заезда на круговое движение, и юридически, т.е. с точки зрения соблюдения ПДД, виновен в аварии водитель автомобиля Рено, потому что, как сказал бы инспектор, он не выполнил требования знака 2.4 «Уступите дорогу» перед въездом на круг. Это нарушение ПДД, но другой, не менее важной ошибкой водителя Рено, был выбор неверной безопасной скорости в этот момент.

А так ли безоблачными оказались действия водителя «регистратора»? Вовсе нет. Его ошибкой был выезд с круга не с «нужной» полосы, т.е. с левой, а не с правой. Может, не совсем с левой полосы, а с середины проезжей части, это не важно, он выезжал НЕ с правой полосы.

Если бы владелец регистратора для съезда заранее перестроился бы на крайнюю правую полосу, то его намерения уже стали бы более понятны для других участников. В таком случае, водитель Рено, заехав на круг, мог бы спокойно объехать того слева, и столкновения бы не произошло.

Но, случилось так, как случилось.

Как избегать подобных ошибок?

Действия водителя (читай, ваши действия) во время осуществления любого маневра должны выполняться в соответствии с Правилами, и не должны истолковываться двояко. Т.е. они должны быть понятны другим участникам движения.

Если применить это требование к рассмотренной ситуации, действия «регистратора» не были до конца понятны водителю, въезжающему на круг, т.е. водителю Рено.

То ли «регистратор» собирался ехать дальше по кругу, но в средней полосе, то ли он таким образом выезжал с кругового перекрестка.

А снизить свою скорость водитель Рено не посчитал нужным, и в результате, поворот «регистратора» направо оказался для него неожиданным.

  • Вердикт: несмотря на то, что юридически в ДТП виновен только водитель Рено, с точки зрения Безопасности, виноваты в этом происшествии водители обоих автомобилей.
  • Будьте внимательны, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector